Формирование метапредметных знаний на уроках
Оценка 5

Формирование метапредметных знаний на уроках

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
Взрослым
08.11.2018
Формирование метапредметных знаний на уроках
Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы». Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это называлось тогда методом проектов. Метапредметы — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы». Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это называлось тогда методом проектов. Метапредметы — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Формирование метапредметных знаний на уроках.docx
Формирование метапредметных знаний на уроках в  МБОУ «Сахулинская средняя общеобразовательная школа».      Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и  я забуду,                                                 покажи мне, и я запомню,                                                 дай мне действовать самому,                                                 и я научусь».     Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.    Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,   личностное   и   познавательное   развитие,   вооружить   таким   важным   умением,   как умение учиться.       По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.       В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные,   регулятивные,   познавательные и коммуникативные   (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.     Метапредметный   подход   в   образовании   и   соответственно   метапредметные   образовательные   технологии   были   разработаны   для   того,   чтобы   решить   проблему   разобщенности,   расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин.    Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы». Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей   — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это называлось тогда методом проектов.         Метапредметы —   это   новая,   но,  оказывается,   хорошо   забытая  старая   образовательная   форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного   отношения   к   базисным   организованностям   мышления —   «знание»,   «знак», «проблема», «задача».        Попадая же на уроки по метапредметам, ученик не запоминает, но промысливает важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знания. Он переоткрывает в мышлении то, как эти понятия были созданы. И через это – переоткрывает процесс возникновения того или другого знания, переоткрывает открытие, некогда сделанное в истории, переоткрывает форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика.        Осуществив   работу   на   разном   предметном   материале   (например,   на   материале   биологии, литературы и химии), ученик начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью – с организованностью знания. Разрабатывая данную тему, учителя школы провели открытые уроки для своих коллег.     Открытый урок по истории древнего мира в 5 классе на тему: «Персидская держава « царя царей».      Автор разработки урока: Бурцева  Г.В.­ учитель истории и обществознания.      Цель урока: достичь образовательных результатов:      Личностный результат: Дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций методы создания и сохранения Персидской державы; оценить действия персов с разных позиций. из   разных   источников,   давать    Метапредметный результат: уметь  словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком;   путем   наводящих   вопросов   проблемного   характера   и   решения   познавательных   задач формировать логическое и историческое мышление учащихся. получать информацию Предметный результат: ознакомить с процессом государственного объединения Древнего Востока в  рамках Персидской державы; уяснить значение терминов «государство», « держава», «сатрапии»;  выявлять причины побед Персии в борьбе за мировое господство.    Задачи урока:   1.   Изучить   географическое   положение   Персии.   Установить   взаимосвязь   природы   и   климата,   их влияние   2. Составить опорный конспект:   «Завоевания персов», провести исследование,   выяснить причины успешных  3.   На   основе   работы   с   историческими     документами,   дать   анализ   основных   занятий,   военного искусства, государственного устройства в Древней  Персии.  Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.  хозяйственной  деятельности  завоеваний. характер  персов. на   Урок   способствует   развитию   исследовательских   навыков   учащихся,   способностей   решать проблемные   задачи;   выражать   и   аргументировать   собственные   взгляды.   На   уроке использованы   технология   проблемного   обучения,   технология   критического   мышления, информационно­коммуникативные технологии.   Урок   сопровождается   оформлением   «Карта   результативности   работы   на   уроке».   Данный материал был представлен на практической части заседания   ШМО учителей гуманитарного центра  Этапы урока:   «Географический» «Исторический»      Постановка проблемы: Государства, созданные с помощью оружия, не могут долго существовать. Персидская держава просуществовала долго. В чем противоречие?         Проблема:   Удивительно, как маленькое мидийское племя персов смогло подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу, которую называли «Царство стран», а ее цари носили титул «Царь царей».  «Математический»     Через сколько лет   после  распада Асирийской державы  были  завоеваны страны?  « Исследовательский»       Персидскую империю называли «страна стран», а её правителя – «царь царей».  Как вы думаете, почему так называли Персидское государство? По окончании уроков учащиеся заполнили  ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ 1. На уроке я работал … активно / пассивно  2. Своей работой на уроке я … доволен / не доволен  3. Урок для меня показался … коротким / длинным  4. За урок я … не устал / устал  5. Материал урока мне понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  6. Домашнее задание мне кажется … легким / трудным интересным/ неинтересным    географии                Урок    Цель: Овладение умением применения географических знаний для  доказательства или опровержения географической гипотезы существования древних материков.  в 7 классе «Пацифида. Лемурия. Му». Большунова В.Г. ­учитель географии. Тип урока: (по ведущей дидактической цели): урок конструктор.   Вступление учителя было таким:   «Сегодня, я хочу предложить вам тему немного выходящую за рамки школьной программы, но не менее интересную «Пацифида.Лемурия. Му». Скажите вам о чем то   говорит   название   данной   темы.   Вы   слышали   подобные   названия?»   После   беседы   учитель продолжил:       «Вот и прекрасно! Нам есть чем заняться на уроке. Давайте попробуем предположить, в какую область может входить данная тема.     Теперь я раздам вам флаеры и попрошу написать по 1 вопросу к теме урока.    Вопросы не помогают нам найти ответ, а если мы в тупике как мы поступаем?» Для решения всех вопросов были созданы  4 лаборатории:  1.      Историки – «…вам предстоит  изучить легенды и мифы народов населяющих острова Тихого   океана.   А   так   же   поработать   энтомологией   языков   и   рас,   населяющих   данные острова».  2.      Геологи   –   «…   изучат   литосферу,   вам   даётся   пазл   из   литосферных   плит,   нужно   его сложить и определить направления движения. А так же карта дна мирового океана». 3.      Картографы – «…для вас фото древней карты найденной на острове Пасхи, и некоторая информация  про данный остров (тектоника, архитектура)».  4.      Биологи – «…ваша задача изучить животный и растительный мир Океании, и поделиться данной информацией».  «Вы  можете выбрать любое интересное вам направление исследования.       В ходе исследования попробуйте ответить на ряд вопросов     1.      Существовал или нет материк Пацифида?     2.      Если существовал, обозначьте местоположение?      3.      Приведите факты, которые подтверждают или опровергают существование материка?      Даже если у вас не будет конечного вывода, мне интересен ход ваших рассуждений».      Ребята в ходе работы изучили различные источники информации, пришли к выводу о реальном существовании Пацифиды, защитили свою точку зрения.  Урок   ОРКСЭ   в   4   классе   «Человек   в   религиозных   традициях   мира».  Учитель   начальных   классов Бубнова З.Н.        ОРКСЭ   –   новый,   сложный   для   восприятия   предмет,   но   учитель   в   доступной   форме   дает необходимый   объем   знаний,   формирует   представления     о   молитве,   таинствах,   намазе,   мантре, воспитывает уважительное отношение к священным религиозным традициям.        Работа   в   группах   способствует   развитию   коммуникативных   способностей   учащихся,   умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Хорошим дополнением урока было прослушивание аудиозаписи православной молитвы «Символ веры», мантры «Ом мани падме хум», намаза (корана) «Родители» (на русском языке). Урок физики в 8 классе «О, физика, наука из наук!» Учитель Чирков А.П.     Под руководством опытного учителя урок – практикум «ода физике» прошел в живой форме: учащиеся 8 класса подготовили для учеников 7 класса сообщения о роли физики в жизни человека, о ее достижениях, физические опыты.  Обобщающий урок в 7 классе  «Треугольники. Сумма углов треугольника». Воронцова Т.В., учитель математики. Учитель начал урок с эпиграфа:     Высшее проявление духа­ это разум.                                                                                        Высшее проявление  разума ­ это геометрия.      Клетка  геометрии ­ треугольник.      Он так же неисчерпаем, как и Вселенная.                                                               Мудрец.  Планируемые результаты: ­предметные:   уметь   в   процессе   реальной   ситуации   использовать   полученные   знания   при   решении задач;   аргументировать свою точку зрения;       ­метапредметные:   уметь   воспроизводить   свою   наблюдательность,   геометрическую   интуицию   и глазомер;   формировать   коммуникативную   компетенцию   учащихся;   контролировать   и   оценивать процесс и результаты своей деятельности.     Учитель включает учащихся в практическую деятельность с целью постановки детьми учебной  задачи.     ­личностные:   умение   активно   работать   на   уроке,   слушать   собеседника   и   вести   диалог, Дети самостоятельно назвали тему урока и в ходе урока под руководством учителя выполнили  разнообразные задания, выполнили практическую и самостоятельную работы. Всем, и детям, и гостям  урока было интересно. Урок литературы в 8 классе «Размышление над прочитанным». Учитель русского языка и литературы Буралов Б.В.   Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».    Работая в группах, ребята анализировали текст, сопоставляли поступки главных героев, вспомнили исторические события того времени. Урок технологии в 1 классе «Изготовление изделий из различных материалов». Жигжитова Н.С., учитель начальных классов.  Цель урока: Распознать: одинаков ли порядок изготовления изделий из различных материалов.      Особая   форма   проведения   урока   «Посиделки»   располагала   к   дружеской   беседе,   синхронному выполнению заданий: лепка из пластилина и аппликация. Работу дети выполнили хорошо. Урок физкультуры в 8 классе «Баскетбол». Бубнов Д.Н., учитель физкультуры.    баскетбольные упражнения, игру баскетбол и развивающие игры. Детям физкультура нравится.   Урок   прошел   в   хорошем   темпе,   сочетал   в   себе   гимнастические   упражнения,   тренировочные   Открытые уроки пройдут и в 3 четверти, каждый учитель покажет свои наработки, а в заключение на педсовете по данной теме будут подведены итоги.  Зам. директора по УВР Дученко Е.Г.

Формирование метапредметных знаний на уроках

Формирование метапредметных знаний на уроках

Формирование метапредметных знаний на уроках

Формирование метапредметных знаний на уроках

Формирование метапредметных знаний на уроках

Формирование метапредметных знаний на уроках

Формирование метапредметных знаний на уроках

Формирование метапредметных знаний на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018