Формирование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
10 кл—11 кл
16.05.2018
Данная статья ориентирует учителей математики на систематическую взаимосвязь с учебными предметами естественно-научного цикла, активную реализацию межпредметных связей в содержании, методах и формах организации обучения, во внеклассной работе, широкого внедрения в практику обучения интегрированных уроков, элективных курсов, объединяющих знания из различных научных и практических областей.Документ Word.
Пермякова СН Межпредметные связи.docx
Пермякова Светлана Николаевна
учитель математики, МАОУК «Гимназия «АртЭтюд», г. Екатеринбург
Формирование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по
математике
В соответствии с новыми образовательными стандартами
основополагающей целью обучения теперь выступают не только знания,
умения и навыки, но и компетенции, то есть готовность ученика использовать
усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в
жизни для решения практических и теоретических задач [1]. Математика
является основным языком, на котором говорит современная наука. Этот
язык постоянно используется в самых различных областях деятельности
человека и на всех этажах современной цивилизации.
Знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о
природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности
человека дают учащимся предметы естественноматематического цикла.
Важнейшим условием гармоничное развитие личности является
осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной
работы учителейпредметников.
Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с
математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в
повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для
изучения смежных предметов. На основе знаний по математике в первую
очередь формируются общепредметные расчетноизмерительные умения.
Курс алгебры и начал анализа наглядно показывает универсальность
математических методов,
демонстрирует основные этапы решения
прикладных задач. Аксиоматическое построение курса геометрии создает
базу для понимания логики построения любой научной теории, изучаемой в
курсах физики, химии, биологии.
Важную роль в осуществлении межпредметных связей играет
математическое моделирование. Можно привести множество примеров того,
как абстрактные понятия, изучаемые на уроках математики, выражают не
связанные друг с другом закономерности реального мира.
Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают
практическое применение математических умений и навыков. Это
способствует формированию у учащихся целостного,
научного
мировоззрения.
1 При подготовке к ЕГЭ по математике можно еще раз обратить внимание
учащихся на универсальность математического аппарата для решения
прикладных задач по физике, химии, биологии, экономики. Наличие в КИМах
по математике такого типа задач делает еще более актуальной проблему
метапредметной подготовки обучающихся.
Следует отметить, что данные задания не являются типовыми ни для
математики; ни для физики, химии, биологии, поскольку для решения данных
задач необходим как математический аппарат (интерпретация графиков,
работа с диаграммами, понимание прикладного значения производной,
вероятности), так и понятийный аппарат дисциплин естественнонаучного и
социальноэкономического профиля
Предлагая обучающемуся задачу прикладного характера, учитель должен
представлять, какую цель преследует данная задача и какие именно знания
или понятия других дисциплин необходимо использовать для решения
подобных задач. Следует стремиться выдерживать общий дидактический
принцип, основанный на идее посильности каждой задачи в общей цепи
упражнений, постепенном нарастании трудности, взаимосвязи нового и
пройденного материала [2].
Рассмотрим межпредметную связь математики и других дисциплин на
примере банка типовых заданий ЕГЭ.
Наиболее распростаненным видом межпредметной связи в КИМах ЕГЭ
является связь физики и математики.
Задача 14 (базового уровня): [3].
2 Как видно из приведенного варианта задачи для ее решения необходимо
не только умение выпускника работать с графиками функции и умение их
интерпретировать, но и знание раздела физики «Термодинамика» и владение
такими физическими понятиями как «температура», «время».
В КИМах по математике профильного уровня такого типа задачи
представлены в задачах №10 [4].
Следующим видом задач профильного уровня, который зачастую
является задача с
является затруднительным для школьников,
межпредметной связью «математика география». Как правило, речь идет о
среднесуточных температурах, и в данных зачастую проверяется не только
умение работать с графиками, но и с диаграммами.
Задача №2 (профиль) [4].
3 Проблема межпредметных связей относится к числу сложных
педагогических проблем, требующих коллективного опыта учителей для
своего решения. Поэтому так важно организовать работу всего
педагогического коллектива над этой проблемой, соблюдая строгую
последовательность этапов:
1. Повышение интереса учителей, показ значимости межпредметных
связей в обучении. Выбор и распределение методических тем.
2. Изучение учителями литературы, обучение их методическим приемам
осуществления межпредметных связей, обобщение опыта учителей.
3. Организация экспериментальной работы с привлечением всего
педагогического коллектива.
4. Организация
комплексного,
всестороннего
использования
межпредметных связей по всем предметам.
5. Конкретизация методических тем и сочетание различных видов работы
над общими темами в целях решения общих учебнометодических задач.
Таким образом, современная концепция межпредметных связей
предметов естественноматематического цикла ориентирует учителей на
систематическую взаимосвязь учебных предметов, активную реализацию
межпредметности в содержании, методах и формах организации обучения, во
внеклассной работе,
широкого внедрения в практику обучения
интегрированных уроков, элективных курсов, объединяющих знания из
различных научных и практических областей.
Формирование же межпредметных связей в ходе подготовки к ЕГЭ по
математике способствует расширению кругозора обучающегося, овладению
знаниями по смежным отраслям.
Литература
1.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент
4 личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование.
2003. № 2. С.5964.
2.
Хидиятулина З.А. Формирование у учащихся общих понятий при
изучении предметов естественнонаучного цикла и математики // Материалы
XVIII международной научнопрактической конференции «Усовские чтения.
Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и
студентов вузов». – Челябинск, 2011.
3.
4.
http://relasko.ru/_fr/209/Demo_mat_baz.pdf
http://relasko.ru/_fr/209/2018_demo_mat_p.pdf
5
Формирование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике
Формирование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике
Формирование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике
Формирование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике
Формирование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.