Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.
Рассматривая примерную структуру каждого типа урока по ФГОС мы увидим, что, обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии (итог).Презентация к выступлению на педсовете
Формы, методы и приемы
учебной мотивации на
уроках
в начальной школе.
МБОУ НШ №42, учитель
начальных классов Казаченко Н.К.
Мотивация – это процессы,
методы, средства
побуждающие учащихся к
продуктивной
познавательной
деятельности, к активному
освоению содержания
образования.
Методы формирования
мотивации
СЛОВЕСНЫЕ (рассказ, лекция, беседа)
НАГЛЯДНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ (презентации,
картины, карточки с заданиями, опыты, игры, работа
в группах, практические и лабораторные занятия и
т.д.)
РЕПРОДУКТИВНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ (создание
проблемных ситуаций)
МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ИЛИ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ
(написание сообщений, рефератов,
исследовательских работ, эссе и т.д. )
Приемы мотивации
используемые учителем:
. I.Эмоциональные :
•
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий
посильных для всех учащихся, изучение нового материала с
опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на
уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,
яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и
деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы,
требующие многовариантных ответов (например, "почему было
трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через
использование музыкальных фрагментов, игровые и
соревновательные формы, юмористические минутки.
Мотивационно-
целевой :
• 1) прерывание и незавершённость учебной деятельности,
через создание ситуации дефицита знаний и
самостоятельное определение целей последующей
деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые
задания , дозированность дом. заданий, совместное
планирование деятельности на уроке, варьирование
заданий по степени значимости;
3) реакция на ошибку, через приём «найди ошибку",
выяснение причин ошибок и определение последующих
действий;
4) практическая направленность, через соотнесение
учебного материала с конкретной жизненной ситуацией,
определение значимости изучаемого материала.
й :
Познавательны
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через
организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы,
взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод
проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных
объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации
дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и
разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию,
выделение существенных признаков предметов, классификацию,
обобщение, моделирование;
5) не самостоятельное выставление оценок учителем,а привлечение
учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии,
использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе
других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку (благодарность,
словесное поощрение, выставку лучших работ), оказание учителем
незначительной помощи, усложнение заданий.
•
IV.
Социальный :
развитие у ребенка желания быть
полезным обществу;
Сопереживание вместе с детьми;
создание ситуации взаимопомощи;
поиск контактов и сотрудничества;
заинтересованность результатами
коллективной работы;
взаимопроверка и рецензирование.
Рефлексивнооценочный этап.
«Дерево удовлетворённости»
По окончании урока дети
прикрепляют на дереве листья,
цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно,
плодотворно;
Цветок – урок прошёл довольно
неплохо;
Зелёный листок – не совсем
удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не
понравился, скучно.
Рефлексивнооценочный этап.
Основная цель организации оценочных
проблемных ситуаций – развитие критического
мышления учащихся.
Познавательные (теоретическое
Можно выделить три группы проблемных
ситуаций:
мышление);
(практическое мышление).
Оценочные (критическое мышление);
Организаторскопроизводственные
Критическое
мышление – система
суждений, которая
используется для
анализа вещей и
событий с
формулированием
обоснованных выводов
и позволяет выносить
обоснованные оценки,
интерпретации, а
также корректно
применять полученные
результаты к
ситуациям и
проблемам.
Википедия
Технология развития
критического мышления
Педагогические технологии
Это не критическое мышление!
Е = mc2
Запоминание информации
Понимание чужих идей
Творческое озарение
Урок развития
критического мышления
Аргументируем
выводы
Анализируем
информацию
Выслушиваем
мнения других
Сами формулируем
проблему
Обсуждаем
результаты
Анализ, систематизация и оценивание
полученной информации
Рефлексия
Урок развития
критического мышления
включает в себя 3 фазы.
Осмысление
Работа с
информацией
Определение и формулирование
проблемы, которую необходимо решить
Вызов
Рефлексивнооценочный этап.
Синквейн.
Это методический прием, который
представляет собой составление
стихотворения, состоящего из 5 строк.
При этом написание каждой из них
подчинено определенным принципам,
правилам. Таким образом, происходит
краткое резюмирование, подведение
итогов по изученному учебному
материалу.
Рефлексивнооценочный этап.
Синквейн.
Это методический прием, который
представляет собой составление
стихотворения, состоящего из 5 строк.
При этом написание каждой из них
подчинено определенным принципам,
правилам. Таким образом, происходит
краткое резюмирование, подведение
итогов по изученному учебному
материалу.
Рефлексивнооценочный этап.
«Перевёрнутый класс». Она
предполагает, что изучение нового
материала выносится за рамки урока.
Учащиеся получают в свободный доступ
разнообразные источники информации, с
которыми они могут работать в удобное
для них время и в удобном темпе.
Предлагаем вам памяткутабличку тех
приёмов, которые можно использовать
на уроках, построенных в соответствии с
технологией развития критического
мышления.
Рефлексивнооценочный этап.
Стратегии технологии развития критического мышления
Стадия рефлексии
Ответы на вопросы
Синквейн, диаманта,
хайку
Таблицы, кластеры,
фишбоуны
Возврат к ключевым
словам, верным и
неверным утверждениям
Последнее слово за мной
Перекрёстная дискуссия
Общая полемика
Десятиминутное
сочинение
Выходная карта
Применение
Стадия
вызова
Инвентариз
ация
Верите ли
вы…
Ключевые
слова
Читаю –
думаю
Кластер
Таблица
ЗХУ
Стадия
осмысления
ИНСЕРТ
Заполнение
таблиц
Дневник
двойной
записи
Эффективная
лекция
«Тонкие» и
«толстые»
вопросы
Зигзаг
(мозаика)
Фишбоун
(рыбья кость)
Поиск в тексте
ответов на
Нетрадиционные формы контроля и
оценки знаний учащихся на уроках:
• «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок»;
• зашифрованные диктанты;
• оценка – не отметка;
• освобождение от домашнего задания, зачёта и других
форм контроля;
• защитный лист.
Возможное домашнее задание:
• Три уровня домашнего задания;
• Прием «Необычная обычность»;
• Прием «Задание массивом»;
• Прием «Особое задание»;
• Прием «Идеальное задание»;
• «Творчество работает на будущее»
ВЫВОД:
• Обобщая сказанное, можно сказать,
что умело подобранный материал к
уроку усиливает интерес учащихся к
занятиям, т.е. способствует
формированию положительной
мотивации учения, а также системой
отношения учителя к каждому ученику
Французский писатель Анатоль
Франс отмечал: «Лучше
усваиваются те знания, которые
поглощаются с аппетитом».
Мораль: приобретенные в
школе знания и
компетентности, истинную
ценность которых
обучающийся оценить не
может, в дальнейшем
обратятся в «алмазы».