Основы физической культуры человека закладываются в самом раннем детстве, интенсивно расширяются и углубляются в детские и юношеские годы и, оформляясь в культурные навыки, закрепляются в молодом возрасте. Поэтому главная цель управления физической активностью на первом этапе воспитания физической культуры человека, в основном совпадающем по времени с первым этапом возрастной эволюции его физического потенциала, состоит в формировании и интенсивном развитии всех компонентов физической культуры личности.
Шипицина Ольга Алексеевна,
МБОУ г.Иркутска СОШ №38,
учитель начальных классов
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Основы физической культуры человека закладываются в самом раннем детстве, интенсивно
расширяются и углубляются в детские и юношеские годы и, оформляясь в культурные навыки,
закрепляются в молодом возрасте. Поэтому главная цель управления физической активностью на первом
этапе воспитания физической культуры человека, в основном совпадающем по времени с первым этапом
возрастной эволюции его физического потенциала, состоит в формировании и интенсивном развитии
всех компонентов физической культуры личности.
Формирование мотивов, а затем и интересов к систематическим физическим занятиям – дело
весьма сложное, требующее решения многих задач, существенно отличающихся для разного возраста
первых двух десятилетий жизни.
В раннем детстве закладываются в большей мере сенситивные основы будущих мотиваций
физической активности. Задача здесь состоит в том, чтобы дать ребенку почувствовать радость
движений. Уже в дошкольном возрасте необходимо обеспечивать формирование в сознании и психике
ребенка комплекса представлений о необходимости, а затем о желаемости занятий физическими
упражнениями, воспитывать понимание, что ощущения бодрости, жизнерадостности, силы и ловкости –
следствие физических нагрузок и, наоборот, дискомфорта, вялости, скуки – следствие их отсутствия.
В младшем школьном возрасте формирование мотивов и интересов к физической активности в
большей мере должно быть связано с воспитанием ответственности ребенка за уровень своей физической
подготовленности, т.е. формируется гражданская мотивация физической активности. Ответственность
за результат, показанный в играх или состязаниях командой, классом, для ребенка неизмеримо более
значительна, чем для взрослого. Именно в первых радостях победы или в горестях поражения на детской
спортивной или игровой площадке рождается понимание своих возможностей действовать на пользу
коллектива и вместе с коллективом. В этом возрасте мотивы к физической активности редко
перерастают в стойкие и осознанные интересы к спортивным занятиям. Эмоциональный фактор остается
ведущим для приобщения к ним, но вместе с тем привычки, способствующие систематичности занятий
физическими упражнениями, уже могут быть достаточно устойчивыми.
В подростковом возрасте мотивы физической активности во многом обусловлены особенностями
психики и новыми моментами, связанными со становлением характера и утверждением себя в обществе.
Формирование интересов в этом возрасте во многом определяется учителем физкультуры, родителями и
товарищами. Поэтому физкультурное образование и самообразование родителей, их психолого
педагогическое воспитание, профессиональная зрелость и соответствующая специальная подготовка
учителей физкультуры наиболее важны для достижения целей физического воспитания детей.
Юношеский возраст – самый сложный в формировании мотивов и интересов к физической
активности. Именно в этот период чаще всего происходит переоценка ценностей и юноша или девушка
покидают спортивную секцию или спортивную школу. Разумеется, важной причиной ухода юных
спортсменов является «неудавшаяся» «спортивная карьера», понимание отсутствия способностей для
достижения высокого спортивного результата.
С другой стороны, вероятно, существующие типы спортивных школ не перекрывают всех мотивов
и интересов к физической активности молодежи, а уровень культурной подготовленности тренеров не
позволяет им шире взглянуть на социальные функции физической активности и многообразие
конкретных мотивов занятий физическими упражнениями. В этой связи становится весьма актуальным
формирование новых общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня
здоровья и разносторонней физической и моторной подготовленности как альтернатива не дляпротивопоставления, а для сосуществования этих двух основных форм физкультурного воспитания
молодежи.
Важную роль в физкультурном воспитании и самовоспитании человека играет освоение им всей
суммы знаний, необходимых для его правильной реализации.
В раннем детском возрасте это элементарные знания, скорее сведения об элементарных слагаемых
физической активности: об утренней зарядке, о необходимости участвовать в физкультурных занятиях
так же, как в любых других. Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны осваивать знания,
непосредственно связанные с физическим упражнениями, в том числе знать правила подвижных и
упрощенных спортивных игр, порядок проведения физкультурных занятий, правила гигиены и
закаливания.
Для младших школьников требования к багажу их физкультурных знаний существенно
повышаются. Выполнение индивидуальных заданий учителя физкультуры, работа на школьном уроке
физкультуры или в спортивной секции, самостоятельная утренняя зарядка требуют специальных знаний,
умений и навыков. Поэтому учителем физкультуры, родителям необходимо заботиться о том, чтобы
дети знали основные правила проведения самостоятельного тренировочного занятия, элементарные
приемы контроля своего состояния, последовательность проведения закаливающих и гигиенических
процедур.
Дети этого возраста должны уметь сохранять правильную осанку, знать назначение отдельных
упражнений, разбираться в устройстве и методах использования некоторых видов спортивно
тренировочного инвентаря и оборудования. Правила некоторых соревнований и игр, в том числе и
спортивных, нормы этики отношений с товарищами по команде и спортивными соперниками также
должны быть усвоены младшими школьниками. Дети этого возраста должны также знать отдельные
интересные факты из истории спорта, высшие спортивные достижения, спортивные биографии героев
спорта, примеры высокого благородства, гражданского и военного мужества и героизма выдающихся
спортсменов разных периодов истории нашей страны.
Физкультурные знания подростков (детей среднего школьного возраста) серьезно углубляются за
счет освоения основных правил тренировки, накопления большого числа известных упражнений, знания
их специального назначения и ожидаемого от их выполнения эффекта. Основные моменты организации
тренировочного занятия и некоторые методические приемы обучения физическим упражнениям
познаются учащимися этого возраста непосредственно на физических тренировках, школьных уроках
физкультуры, физкультпаузах и рекреационных мероприятиях.
Среди целей управления интеллектуальным аспектом физического воспитания подростка в
рамках реализации его физической активности должна быть установка на усвоение знаний о приемах
самоконтроля и формирование интереса к текущей спортивной информации и специального интереса к
истории какоголибо вида спорта и особенностям его развития в текущий период. Следует всячески
способствовать расширению и углублению того аспекта физкультурного знания у подростка, который
касается постижения нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры и спорта,
воспитывает патриотические чувства.
Уже те полезные привычки, которые закладываются у детей в процессе их организованной в семье
физической активности, во многом определяют становление черт характера и убеждений будущего
взрослого человека. Привычка к определенному распорядку жизни, жесткой дисциплине физической
активности становится сначала основой для регулярных занятий физическими упражнениями, а затем и
для упорядоченного режима жизни человека.
Овладение навыками, умениями и знаниями о физической активности, их практическое
использование в физкультурных и спортивных занятиях стимулируют постоянное внимание к своему
физическому совершенствованию как важной и долгосрочной задаче, решение которой необходимо дляобщественного признания ценности человеческой личности, достижения поставленных перед собой целей
жизненного успеха.
Физическую активность человека следует считать одним из важнейших естественных
организаторов здорового образа его жизни, мощным средством воспитания здорового духа и вместе с тем
нетерпимости к антикультурным и антиобщественным явлениям. Нельзя не отметить, что именно
физическая активность может являться универсальным рычагом управления образом жизни человека.