ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
экология
Детсад
27.12.2018
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ
Автор предлагает комплекс алгоритмов по экспериментированию в старших группах с целью расширения, углубления и систематизации знаний детей об окружающем мире. Педагог рассматривает разные виды взаимодействия в спектре: педагог - воспитанник - родители. В своей работе воспитатель использует игры, способствующие интеллектуальному развитию ребенка, формирование начал экологической культуры.
Левченко Н. С. Статья.docx
ФОРМИРОВАНИЕ   НАЧАЛ   ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЫ   У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ Аннотация   Автор   предлагает   комплекс   алгоритмов   по   экспериментированию     в старших   группах   с   целью   расширения,   углубления   и   систематизации   знаний детей   об   окружающем   мире.   Педагог   рассматривает   разные   виды взаимодействия в спектре: педагог ­   воспитанник ­ родители. В своей работе воспитатель   использует   игры,   способствующие   интеллектуальному   развитию ребенка, формирование начал экологической культуры. Ключевые слова Экспериментирование,   экологического   образования,   экологическая культура, причинно­следственные связи. Дети   очень   любят   экспериментировать.   Это   объясняется   тем,   что   им присуще     наглядно­действенное   и   наглядно­образное   мышление   и экспериментирование как никакой другой метод, способствует этим возрастным особенностям. Нельзя   не   отметить   положительное   влияние   экспериментов   на эмоциональную   сферу   ребенка,   на   развитие   творческих   способностей,   на формирование   трудовых   навыков   и   укрепление   здоровья   за   счет   повышения общего уровня двигательной активности. Вот   почему   в   программе   экологического   образования   дошкольников   упор   сделали   на   наблюдения,   эксперименты   и   продуктивную основной   деятельность детей в природе. Важно использовать в своей работе метод экспериментирования, так как знания  детей,  почерпнутые  не   из   книг,  а  добытые   самостоятельно,  являются осознанными и более прочными. Особое   место   занимает   организация   различных   видов   занятий,   которые позволили упорядочить накопленные представления детей, а значит расширить, углубить, систематизировать и обобщить их знания. С   этой   целью   выводились   разные   формы   занятий   по   характеру   и содержанию: ­первично­ознакомительные   (знакомство,   рассматривание   объектов природы, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об объектах природы и др.) ­углубленно­познавательные   (беседы,   занятия   по   рассматриванию   и сравнению объектов природы, занятия в форме путешествий и др.) ­обобщающего   характера   (итоговые   экологические   викторины,   беседы, уроки мышления и др.) На   первично­ознакомительных   занятиях   формировались   отчетливые   и контрольные представления об объектах и явлениях окружающей природы. Дети учится   анализировать,   сравнивать,   выделять   характерные   признаки   объектов; например,   на   занятии   по   рассматриванию   растений   «Что   есть   у   каждого растения», дети приходят к выводу: все растения имеют разнообразный внешний вид и иногда совсем не похожи друг на друга. На занятиях по рассматриванию животных «Будь здоров и весел хомяк» (с элементами   труда),   дети   знакомятся   со   способами   ухода   за   хомяком,   с   его повадками, его потребностями, устанавливают связь между внешним строением и особенностям поведения хомячка, между повадками и способами ухода за ним. На   углубленно­познавательных     занятиях   дети   знакомятся   с   природной зависимостью,     учатся   устанавливать   причинно­следственные   связи   между растениями, животными и внешней средой, с которыми они непрерывно связаны благодаря своим потребностям, а также логично рассуждать и делать выводы. Например,   на   познавательном   занятии   «Знакомство   с   жизнью   зверей   в весеннюю пору» у  детей расширяется представление о жизни диких животных, формируются   представление   о   том,   как   изменяются   взаимоотношения   с окружающей средой.   На   занятии   «Первые   цветы   на   участке»   дети   знакомятся   с   первыми весенними цветами, их названиями. С особенностями строения стебля, цветов, листьев, устанавливается  причинно­следственная связь. Проводится   занятие в форме беседы: «Экскурсия на пруд», на котором дети познакомятся с природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые. Есть водные растения, по берегам пруда растут деревья, кустарники, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки, весной они устраивают гнездо, потом все семейство плавает в пруду, и кормятся тем, что есть в воде. Цель   обобщающих   занятий   заключаются   в   формировании   обобщенных представлений об однотипных объектах или  однородных явлений природы, где ставится задача – выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов, и на этой основе обобщить конкретные знания детей. Например,   на   занятии   «Кому   нужна   вода?»,   уточняются   и   обогащаются представления детей о том, что вода – очень ценный продукт. Она нужна всем живым   существам:   растениям,   животным   и   человеку.   Дети   знакомятся   с круговоротом   воды   в   природе,   с   явлениями   кислотного   дождя,   который, получается, от загрязненного воздуха, о его вредности для живой и неживой природы.   На   обобщающем   занятии   «Связь   живой   и   неживой   природы», расширяются и обобщаются представлений о связи живой и неживой природы, воспитываются желания сохранить и оберегать природу. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которые овладевают дети. Значительная   роль   в   экологическом   воспитании   детей   отводится наблюдению и экспериментам,  которые помогают  сравнивать  объекты  между собой, находить не только различия, но и сходств. Группировать объекты по нескольким признакам, видеть причинно­следственные связи, делать заключения о скрытых свойствах предметов и явлений. Давать яркое, полное, красочное описание   увиденного,   овладеть   практическими   способами   фиксирования результатов наблюдений. Опыты   и   эксперименты   помогают   сформировать   знания   о   структуре   их трудового   процесса.   трудовым   действиям, последовательностью, формировалось умение соотносить результат с целью.   Дети   обучаются   Большое   количество   наблюдений   и   экспериментов   проводятся   с растениями,   из   которых   дети     узнали   об   условиях,   необходимых   для   жизни растений. Из серии опытов и наблюдений «Роль света в жизни растений», дети приходят к следующим выводам: ­растениям вреден как недостаток, так и избыток света; ­у разных растений потребность в освещенности различная; ­для   нормальной   жизни   растительных   организмов   необходимо   знать,   в какой освещенности они нуждаются, и стараться создать эти условия, как для комнатных, так и растений сада, огорода, парка или участка. В лабораторных экспериментах «Из чего состоят почвы» дети выделяют три основных компонента составляющих почву (песок, глина, остатки растений) два из них, глина и песок служат для удержания растений в почве, в остатках растений содержатся питательные вещества. Знания,   полученные   при   проведении   лабораторных   экспериментов, закрепляются   в   процессе   наблюдений   в   природе   в   окружающей   жизни. Количество наблюдений – большое и надо проводить их во всех посещаемых местах – на участке, в парке, на улице, в лесу и т.п. Постоянно  обращаться к детям с вопросами, требующими актуальных накопленных знаний. ­Определи по внешнему виду растущих здесь растений, где почва лучше, где хуже? ­Почему на дорожках нет травы? ­Зачем этот человек рыхлит почву? (обращаю внимание на работающего человека, которого дети увидели на прогулке) ­Хорошей ли для растений является данная почва? Из серии опытов и наблюдений «Роль тепла в жизни растений» (распускание срезанных веток деревьев – дети делают вывод о значении тепла для растений, для развития листьев из почек.) ­ «Где раньше пробуждаются растения?» Этот вопрос задается в решении экологической   задачи   на   прогулке,   дети   замечают,   что   на   деревьях   и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, подвергающихся действию холодных ветров. Получив   определенную   сумму   знаний   о   роли   тепла   и   света   в   жизни растений,   на   вопрос,   почему   осенью   всегда   бывает   период,   когда   день   ещё длинный,   а   тепла   становится   меньше.   Растению   хватило   бы   света   для осуществления фотосинтеза, но ход обменных процессов затормаживается из­за низких температур. В   результате   проводимой   работы   у   детей   формируется   четкое представление об условиях, необходимых для жизни растений. Кроме того, дети хорошо   усваивают   идею   возможности   улучшения   состояний   растений   после соответствующих   агротехнических   мероприятий   и,   следовательно,   об ответственности   человека   за   создание   оптимальных   условий   этих   живых организмов. Для   закрепления   знаний   используются   различные   виды   игр,   которые обогащают и развивают личность ребенка. В игре «Путаница» ­ закрепляются знания детей об объектах природы. На   развитие   логического   мышления   используются   игровые   упражнения «Раньше ­ позже», « Цепи питания».  И   другие   игры,   способствующие   интеллектуальному   развитию   детей: «Знаешь ли ты…», «Что где растет?», «Как человек использует воду», «Кому нужны деревья в лесу» и др. Особое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей: ­проводятся   родительские   собрания   экологической   направленности (викторины, поле чудес и др.) ­родители участвуют в озеленении территории детского сада ­проводятся   тематические   выставки   подделок   из   природного   материала, рисунков о природе, выполненных совместно родителями и их детьми ­выпускаются экологические газеты для родителей. В   результате   проведенной   работы   вырабатываются   правильные   формы взаимодействия   детского   сада   и   семьи,   что   способствуют   повышению экологической культуры детей, родителей, развитию интеллекта. Список использованных источников: 1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПБ: Детство – пресс, 2004. 32 с.   Система   экологического   воспитания   в Горбатенько   О.Ф. дошкольных   образовательных   учреждениях.   Волгоград:   Учитель, 2007.  286 с. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М: ТЦ Сфера, 2007.  Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М: 2007. 144 с. 2. 3. 4.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018