Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
информатика
9 кл—11 кл
16.04.2018
Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы знакомимся, общаемся, учимся и играем в «Интернете»; у нас есть друзья, с которыми в настоящей жизни мы никогда не встречались, но доверяем таким людям зачастую больше, чем близким. Мы создаем своего виртуального (информационного) прототипа на страничках в социальных сетях, выкладывая информацию о себе.
«Интернет», как и любое пространство, обладает своими плюсами и минусами. Существование опасностей в сети «Интернет» так же неоспоримо, как и польза от использования «Интернет» - ресурсов.
Доклад.docx
1
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным
(персональным) данным
Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы
знакомимся, общаемся, учимся и играем в «Интернете»; у нас есть друзья, с
которыми в настоящей жизни мы никогда не встречались, но доверяем таким
людям зачастую больше, чем близким. Мы создаем своего виртуального
(информационного) прототипа на страничках в социальных сетях, выкладывая
информацию о себе.
«Интернет», как и любое пространство, обладает своими плюсами
и минусами. Существование опасностей в сети «Интернет» так же неоспоримо,
как и польза от использования «Интернет» ресурсов.
Виртуальные риски можно условно разделить на следующие группы:
1. Нарушение безопасности: вирусы, трояны, нежелательная почта
(спам), онлайн мошенничества.
2.Риски, связанные с содержанием информации (контентные риски):
нецензурные тексты, пропаганда экстремизма, нарушение авторских прав,
пропаганда наркотиков и др.
3.Коммуникационные риски: незаконный контакт, киберпреследование
(угрозы, домогательства с использованием информационных технологий,
получение информации о пользователе и др.).
Используя Интернетпространство, мы полагаем, что это безопасно,
поскольку к нашей реальной жизни не относится.
На самом деле информация о человеке, его персональные данные сегодня
превратились в дорогой товар, который используется поразному:
ктото использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы
продать вам какуюто вещь;
комуто вы просто не нравитесь, и в «Интернете» вас могут
пытаться оскорбить, выставить в дурном свете, создать плохую репутацию;
с помощью ваших персональных данных мошенники, воры, могут
украсть ваши деньги, шантажировать и заставлять совершать какието действия.
Поэтому защита личной информации может приравниваться к защите
реальной личности. И важно в первую очередь научиться правильно, безопасно
обращаться со своими личными (персональными) данными. 2
Персональные данные представляют собой информацию о конкретном
человеке.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152ФЗ «О персональных данных»
определяет понятие «персональные данные» следующим образом: любая
информация,
относящаяся к прямо или косвенно определенному или
определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
То есть по сути, это те данные, которые позволяют узнать человека в
толпе, идентифицировать и определить его как конкретную личность.
Таких данных огромное множество, к ним относятся: фамилия, имя,
отчество, дата рождения, место рождения, место жительства, номер телефона,
адрес электронной почты, фотография, возраст и др.
Вместе с тем, персональные данные это не просто ваши фамилия или имя,
персональные данные это набор данных, их совокупность, которые позволяют
идентифицировать вас.
К специальным персональным данным относятся: расовая или
национальная принадлежность, политические взгляды, религиозные или
философские убеждения, состояние здоровья и пр.
Специальные данные характеризуют наши взгляды,
убеждения,
мировоззрение, они определяют нашу социальную принадлежность к
определенным группам.
Предлагаю Вам пройти небольшой тест: «Что ты знаешь о персональных
данных?».
1.Персональные данные состоят из
ФИО, возраст, домашний адрес и номер телефона
Группа крови, отпечатки пальцев, медицинские диагнозы
Сведения об образовании, фотографии
Все вышеперечисленное. Персональные данные это информация, по
которой тебя можно идентифицировать. 3
2. Можешь ли ты контролировать размещение своих фотографий в сети
Интернет, если выкладываешь их в социальные сети?
Да
Нет
3. Друг устраивает вечеринку в выходные, и все ваши друзья приглашены.
Правильно ли будет разместить дату, время и место на сайте, потому что
тогда у каждого будут детали этой встречи.
Да
Нет
4. Какие файлы ты разместишь в социальных сетях?
Все, что захочу, это смешно и интересно – моим друзьям понравится!
Сначала подумаю. Буду ли я чувствовать себя комфортно, если
родители, учителя увидят то, что я публикую?
Фотографии, ФИО, адрес
5. Может ли твой друг заходить в твой аккаунт и отправлять от твоего
имени сообщения?
Да, потому что он мой друг, и я ему доверяю
Нет. Имея доступ к твоему аккаунту, друг может иметь доступ не
только к тем файлам, которые ты разрешил смотреть, но и ко всем
остальным данным.
6. При заполнении онлайнформы для ввода данных, которые будут
опубликованы, какие данные не стоит указывать?
Никнэйм или псевдоним
ФИО 4
Адрес, где ты живешь
Адрес, где ты учишься
* Допускается несколько вариантов ответа
7. Какие последствия могут наступить, если ты отметишь друга на фото
Массовое распространение фотографии в сети, если не настроена
приватность учетной записи
Никаких последствий не будет
Ничего не случится, мой друг просто станет популярнее
8. Если у тебя есть сомнения, дать ли людям, с которыми общаешься в сети
больше личной информации о себе, что ты сделаешь
Расскажешь взрослому и попросишь совет
Расскажешь другу (подруге) и попросишь совет
Отправишь личные данные и посмотришь, что будет
Не отправишь личные данные
* Допускается несколько вариантов ответа
Доступ к размещаемой в сети Интернет информации может быть ограничен
только кругом общения или быть доступным неограниченному кругу лиц.
Однако оборот личной информации в сети может приводить к проблемам, когда
незнакомцы или даже друзья используют информацию безответственно и без
учета права на неприкосновенность частной жизни. Так появился кибербуллинг
и возможность при помощи технологий проявлять негативные качества, делать
это анонимно, не опасаясь ответной реакции.
Основной площадкой кибербуллинга стали социальные сети. В них можно не
только оскорблять человека в сообщениях, но и взламывать страницу жертвы 5
или создавать поддельные страницы на имя жертвы, где размещается
унизительный контент, распространяются обидные и непристойные сообщения.
Независимо от формы проявления кибербуллинг может причинить значительный
вред жертве, а в крайних случаях привести к самым трагическим последствиям.
Реальность такова, что люди выкладывают слишком много информации о себе в
«Интернете», испытывая при этом ошибочное убеждение, что принадлежащая
им информация является конфиденциальной, но как только информация
попадает в Сеть, контролировать ее дальнейшее использование уже практически
невозможно. Кто, когда и в каких целях может воспользоваться такими
данными, прогнозировать также невозможно.
Возвращаясь к теме выступления… Так что же такое «формирование
ответственного отношения»?
Процесс формирования ответственного отношения к персональным данным
можно определить как целенаправленный процесс, результатом которого
является:
достижение сознательного принятия решения о предоставлении
(непредставлении) своих персональных данных и понимания рисков, связанных с
раскрытием своих персональных данных;
ограничение объема обрабатываемых персональных данных и перечня действий
с ними конкретными, заранее определенными и законными целями;
минимизация и исключение (как конечная цель) рисков, связанных с нарушением
конфиденциальности персональных данных.
В понятие «обработка персональных данных» включены различные виды
действий (операций) с персональными данными. Вместе с тем, отправной точкой
возникновения правоотношений между оператором, то есть лицом, которое
осуществляет сбор и определяет дальнейшие действия с персональными
данными, и субъектом по обработке персональных данных является их сбор.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152ФЗ «О персональных данных»
базируется на положениях Конституции Российской Федерации, согласно
которым, с одной стороны, установлен запрет на сбор, хранение, использование
и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24), с
другой стороны, предусмотрено право каждого на свободный поиск, получение, 6
передачу, производство и распространение информации любым законным
способом (ст. 27).
Источником получения персональных данных может быть как непосредственно
субъект персональных данных, так и лицо, не имеющее оснований для раскрытия
конфиденциальной информации о субъекте персональных данных, а также
общедоступные источники.
Ответственное отношение к персональным данным представляет собой некий
компромисс между «информационной открытостью» субъекта персональных
данных, и необходимостью использования персональных данных в интересах
субъекта персональных данных (например, для реализации его прав и законных
интересов.
Несовершеннолетние являются наиболее уязвимой категорией субъектов
персональных данных. При этом у данной категории субъектов персональных
данных отмечается высокий уровень активности в сети «Интернет», связанной с
раскрытием своих персональных данных неопределенному кругу лиц.
Результаты анонимного опроса, проведенного среди учащихся 511 классов в
возрасте от 11 до 17 лет, показали, что несовершеннолетние являются
активными пользователями различных социальных сетей и обладателями
страниц (учетных записей) на различных «Интернет» платформах, а также
иных средств коммуникации (приложения для мобильных устройств и
компьютеров, используемые для общения; форумы в сети Интернет;
электронная почта; блоги и др.). При этом только 36 % опрошенных
подтвердили ознакомление с правилами пользования (пользовательскими
соглашениями) «Интернет»платформами и программами для коммуникации.
На страницах в сети «Интернет» несовершеннолетними размещаются сведения о
фамилии, имени, дате рождения, номере телефона (номере для обмена
сообщениями с использованием мобильного телефона), сведения о месте учебы,
информация о родственных связях, фотографии, сведения об увлечениях и
местах дополнительного образования, иная личная информация.
При этом, как показали результаты:
45% опрошенных понимают, что сведения и фотографии могут быть
использованы другими людьми в собственных целях и относятся к этому
спокойно (безразлично); 7
34% опрошенных понимают, что сведения и фотографии могут быть
использованы другими людьми в собственных целях и их это беспокоит;
21% опрошенных не задумывались о том, что сведения и фотографии могут
быть использованы другими людьми в собственных целях.
Из предложенных вариантов формулировок отношения к защите персональных
данных как к обязанности, 63% опрошенных ответили, что это является
непосредственно обязанностью субъекта персональных данных.
Результаты опроса подтвердили важность и необходимость формирования
ответственного отношения к персональной (личной) информации у
несовершеннолетних, начиная с младшего школьного возраста.
Предлагаю на примере страницы социальной сети «ВКонтакте» рассмотреть
возможные риски, связанные с размещением той или иной информации (на
примере реальной страницы участника встречи или специально созданной)
Представляется важным донести до пользователей сети «Интернет» следующие
основные «правила» пользования Интернет платформами (социальными
сетями):
ознакомление с правилами пользования (пользовательскими соглашениями), а
также политикой администратора ресурса в отношении обработки персональных
данных и обеспечения их сохранности;
использование настроек приватности профилей в социальных сетях («только
для друзей») и взвешенного подхода к объему размещаемой в сети Интернет
личной информации;
исключение указания при регистрации на различных Интернет сервисах
избыточных, не являющихся обязательными сведений, носящих персональный
характер (принцип «не больше, чем достаточно»).
Как общаться в сети
1. Старайтесь не выкладывать в Интернет личную информацию (фотографии,
видео, ФИО, дату рождения, адрес дома, номер школы, телефоны и иные
данные) или существенно сократите объем данных, которые публикуете в
«Интернете». 8
2. Не выкладывайте личную информацию (совместные фотографии, видео, иные
данные) о ваших друзьях в «Интернет» без их разрешения. Прежде чем
разместить информацию о друзьях в Сети, узнайте, не возражают ли они, чтобы
вы выложили данные.
3. Не отправляйте свои персональные данные, а также свои видео и фото людям,
с которыми вы познакомились в «Интернете», тем более если вы не знаете их в
реальной жизни.
4. При общении с другими пользователями старайтесь быть вежливыми,
деликатными, тактичными и дружелюбными. Не пишите грубостей, оскорблений
– читать такие высказывания так же неприятно, как и слышать.
5. Старайтесь не реагировать на обидные комментарии, хамство и грубость
других пользователей. Всегда пытайтесь уладить конфликты с пользователями
мирным путем, переведите все в шутку или прекратите общение с агрессивными
пользователями. Ни в коем случае не отвечайте на агрессию тем же способом.
6. Если решить проблему мирным путем не удалось, напишите жалобу
администратору сайта, потребуйте заблокировать обидчика.
7. Если администратор сайта отказался вам помочь, прекратите пользоваться
таким ресурсом и удалите оттуда свои данные.
8. Не используйте Сеть для распространения сплетен, угроз или хулиганства.
Свое выступление хочу закончить фразой,:
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ».
«БЕРЕГИТЕ СВОИ
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Формирование ответственного отношения несовершеннолетних к личным (персональным) данным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.