Формирование положительной мотивации к изучению математики учащихся 9 классов
Оценка 4.8
Лекции +4
docx
математика +1
9 кл
13.08.2018
Качество знаний учащихся основной школы в последние годы снижается. Основной причиной является низкая мотивация у учащихся к получению знаний. У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.
Формирование положительной мотивации к изучению математики учащихся 9 классов.docx
Т. А. Берсенева
г. Нязепетровск
Формирование положительной мотивации к изучению математики
учащихся 9 классов
Качество знаний учащихся основной школы в последние годы снижается
[4]. Основной причиной является низкая мотивация у учащихся к получению
знаний. У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с
успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или
его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к
учению, снижением учебной мотивации. Для того чтобы бороться с этим,
необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения. Все
ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности,
подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у
школьников, так как именно она является гарантом формирования
познавательной активности учащегося, и как следствие развивается
мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности
личности в последующей жизни. Кроме того, чтобы внедрять новый стандарт
учащиеся должны иметь высокий уровень мотивации к обучению и в
частности к изучению математики [5].
С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление, как и всякая деятельность
человека, всегда исходит из какихто побуждений: где их нет, нет и
деятельности, которую они могли бы вызвать» и относительно мыслительного
процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какието
мотивы, побуждающие человека думать» [2, с. 15].
Г. И. Саранцев рассматривал мотивацию как этап при формировании
математических понятий и теорем. Также указывал типы упражнений,
рекомендуемые на данном этапе [3]. Я. И. Груденов в книге «Совершенствование методики работы учителя
математики» отмечал 3 способа введения математических предложений [1]:
1) учащиеся подготавливаются к самостоятельному формулированию
определения, аксиомы, к «открытию» теоремы;
2) учащиеся готовятся к сознательному восприятию, к пониманию
нового математического предложения, формулировка которого им
сообщается затем в готовом виде;
3) учитель сам формулирует новое математическое предложение, без
предварительной подготовки, а затем сосредоточивает усилия учащихся на их
усвоении и закреплении.
Изучив некоторую литературу по теме «Формирование положительной
мотивации к изучению математики учащихся 9 классов», можно сделать
вывод, что мотивация важна в обучении, но в то же время полно она
раскрывается не во многих книгах. В основном идет упоминание о мотивации,
говорится о ее роли, но ее сущность полностью не раскрывается.
У части учеников положительная мотивация к изучению предмета
недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они
испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу
особенностей памяти, восприятия и мышления. Необходимо организовать
направленный на формирование
учебнопознавательный процесс,
мотивационной сферы обучаемого.
Нужно индивидуализировать и дифференцировать образовательный
процесс, путем внедрения современных образовательных технологий:
личностноориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода
технологии адаптивного обучения и информационно
проектов;
коммуникационных технологий обучения.
Активное использование в учебном процессе современных
образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет
содержательно и методически обогатить учебный процесс. Использование технологии личностноориентированного обучения
предполагает признание ученика главной действующей фигурой всего
образовательного процесса, весь учебный процесс строится на основе этого
главного положения.
Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок:
мышление является процессом продуктивным, творящим новые знания.
Цель технологии развивающего обучения – общее развитие ученика, не
только познавательных процессов; ученик – активный субъект учебной
деятельности; учитель – организатор коллективной поисковой деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
В условиях адаптивной системы обучения, обучение – это обучение
приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам
исследовательской деятельности.
Важным пунктом применения ИКТ становится подготовка к ГИА. Она
начинается с выполнения тестовых заданий на уроках математики. Тесты
могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме. При
подготовке к ГИА во внеурочное время, особо продуктивной формой можно
считать онлайнтестирование. Выпускники могут почувствовать на себе все
особенности итоговой аттестации. Применение ИКТ при подготовке к ГИА
дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, так как
активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс
усвоения материала.
Результатами внедрения современных образовательных технологий
будут являться устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики; сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на
длительный срок; способность к различным формам мышления.
На уроках математики следует проводить систематическое проведение
игрыпутешествия,
проводить игрыупражнения,
устных вычислений,
сюжетные (ролевые) игры, игрысоревнования, давать оригинальные домашние
задания и проводить математические кружки. Систематическое проведение
устных вычислений вызывает интерес к математике, повышает культуру
направлены на
математических вычислений.
Игрыупражнения
совершенствование познавательных способностей учащихся, являются
Игры
хорошим средством для развития познавательных интересов.
путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и
закрепления учебного материала. Сюжетная (ролевая) игра отличается тем,
что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют
определенные роли.
Играсоревнование может включать в себя все
вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы.
Оригинальные домашние задания также повышают интерес учащихся к
Организовать математический кружок, на занятия которого
предмету.
приглашать ребят, испытывающих трудности в обучении математики.
Удачным представляется применение одного из самых востребованных и
продуктивных видов эвристической деятельности – исследование.
Применяя различные формы работы в урочное и внеурочное время
можно достичь устойчивого интереса к изучению математики, повышения
качества знаний по предмету и более успешной адаптации выпускников
средней школы в обществе.
Библиографический список
1. Груденов, Я. И. Совершенствование методики работы учителя
математики, М: Просвещение, 1990. – 224 с. 2. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [текст]/С.
Л. Рубинштейн. – М., 1958. – 146 с.
3. Саранцев, Г.И. Общая методика преподавания математики. Саранск.
Типография «Красный Октябрь», 1999. – 144 с.
4.
http://lenschv
4.edumsko.ru/attestation/oge/articles/analiz_sdachi_oge_2013
2014_uchebnom_godu
:// s 14002.
5. http
edu
35.
ru / fgos
/ fgos
1
Формирование положительной мотивации к изучению математики учащихся 9 классов
Формирование положительной мотивации к изучению математики учащихся 9 классов
Формирование положительной мотивации к изучению математики учащихся 9 классов
Формирование положительной мотивации к изучению математики учащихся 9 классов
Формирование положительной мотивации к изучению математики учащихся 9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.