Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе
Оценка 4.8

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе

Оценка 4.8
Научные работы +3
docx
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
22.01.2018
Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе
В статье раскрываются ключевые аспекты развития личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий (УУД). А также формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе. Ведь важным компонентом развития УУД является развитие познавательных универсальных учебных действий.
статья БГУ 2017.docx
Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе Жукова Г.В., Прокопенко Е.М., учителя начальных классов МАОУ «СОШ №40» Ключевые слова: математика, познавательные УУД, цель, этап, задача. Аннотация Перемены,   происходящие   в   современном   обществе,   требуют   ускоренного совершенствования   образовательного   пространства.   Развитие   личности   в   системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование   универсальных учебных действий   (УУД),   которые   выступают   инвариантной   основой   образовательного   и воспитательного процесса. Формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из   приоритетных   целей   образования.   Однако,   несмотря   на   то,   что   было   проведено множество   научных   исследований,   посвященных   учебно­познавательной   деятельности, способам   её   формирования   и   активизации,   разработан   целый   пакет   образовательных технологий,   направленных   на   совершенствование   общеучебных   навыков.   По­прежнему основной   упор   делается   на   овладение   знаниями,   умениями   и   навыками.   В   результате младшие   школьники   неспособны   пользоваться   арсеналом   учебных   средств   не   только   в ситуациях   близких   к   реальным,   но   и   в   новых,   нестандартных   учебно­практических ситуациях. Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня. Важным   компонентом   развития   УУД   является   развитие   познавательных универсальных учебных действий, как основы способности к саморазвитию. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   закономерности,   выстраивать логические цепочки рассуждений.  Математика   проникает   почти   во   все   области   деятельности   человека,   что положительно сказалось на темпе роста научно­технического прогресса. В связи с этим стало   жизненно   необходимым   усовершенствовать   математическую   подготовку подрастающего поколения. Изучая математику,  они  усваивают определённые обобщённые знания  и способы действий.   Универсальные   математические   способы   познания   способствуют   целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся,   формируют   способность   к   самостоятельному   поиску   и   усвоению   новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.  Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не   только   для   дальнейшего   успешного   изучения   математики   и   других   школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.  Основными целями начального обучения математике являются:  • • • Математическое развитие младших школьников.  Формирование системы начальных математических знаний.  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск   и   выделение   необходимой   информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных • • информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • • условий; • деятельности; • определение   основной   и   второстепенной   информации;   свободная   ориентация   и восприятие   текстов   художественного,   научного,   публицистического   и   официально   – делового стилей; • • деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание   алгоритмов рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для   успешного   обучения   математике   в   начальной   школе   должны   быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.   применение   методов Важно   отметить   такое   общеучебное   универсальное   учебное   действие   как рефлексия.   Рефлексия   учащимися   своих   действий   предполагает   осознание   ими   всех компонентов учебной деятельности. Для   формирования   познавательных   универсальных   учебных   действий   на   уроках математики можно выделить 4 этапа:  • 1 этап — вводно­мотивационный.  Чтобы   ученик   начал   «действовать»,   необходимы   определенные   мотивы.   На   уроках математики   необходимо   создать   проблемные   ситуации,   где   ученик   проявляет   умение комбинировать   элементы   для   решения   проблемы.   На   этом   этапе   обучающиеся   должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)  • 2 этап — открытие математических знаний.  На   данном   этапе   решающее   значение   имеют   приемы,   требующие   самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.  • 3 этап — формализация знаний.  Основное   назначение   приемов   на   этом   этапе   ­   организация   деятельности   учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.  • 4 этап — обобщение и систематизация.  На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно­познавательной   компетентности   происходит   в   процессе   осуществления   учебно­ познавательной   деятельности,   соотносится   с   этапами   ее   формирования,   т.   е.   носит деятельностный.  При   формировании   познавательных   универсальных   учебных   действий необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты. Так, например, главной функцией учебного предмета «Математика» при работе с задачами является научить выделять  искомые  и  данные,  установить связь  между   величинами,   входящими   в   задачу;   составлять   план     решения;   выполнять проверку полученного результата; научить оформлять  краткую  запись  и  решение задачи. При этом основное  внимание  направлено  на  реализацию  единственно цели – получение ответа на вопрос   задачи.   Так   же   масса   времени   посвящается   вычислению   уже   по готовым математическим моделям, то есть по знакомому описанию какого либо явления  с помощью  математической  символики.  Во   многих   задачах   перевод   текста   на   язык   графики   является   только   началом анализа, а для решения требуется дальнейшая работа со схемами. Именно здесь возникает необходимость формирования у учащихся умения работать с моделями, преобразовывать их.   При   этом   необходимо   иметь   в   виду,   что   уровень   графической   подготовки   при построении модели и работе с ней определяется главным образом не степенью владения учеником техникой выполнения графического изображения, а тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно­знаковых моделей, насколько подвижно его образное мышление. Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы для  ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;   осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных  учебных действий будут являться умения: • использованием учебной литературы; • решения задач; • • • выделять существенную информацию из текстов разных видов; • признаков; • • • • свойствах и связях; • или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • выделения существенных признаков и их синтеза; • • характер.   уметь устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач  осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,  обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда  Формирование способности и готовности учащихся реализовывать  познавательные универсальные   учебные   действия   позволит   повысить   эффективность   образовательно­ воспитательного процесса в начальной школе. Список литературы: 1. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах:  Пособие учителя. М.,: Просвещение, 1985. – 64 с. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к  мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская];  под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к  мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. 5. Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации  современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. ­ 2004. ­ №4. ­ С. 49 ­ 51.

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018