Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы
Оценка 4.8

Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
естествознание +2
Все классы
29.10.2019
Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы
В данной статье обобщается опыт работы по обучению учащихся начальной школы в рамках уроков по окружающему миру, внеурочной проектной деятельности и внеклассной работы с целью разностороннего развития детей, формирования навыков активных форм познания. Даны конкретные примеры учебных заданий и форм работы.
Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы.docx
Формирование практических естественнонаучных навыков  учащихся начальной школы   Вячеславовна,  Автор:   Николаева   Светлана учитель начальных классов  МБОУ лицея «Технический» г.о. Самара В рамках Федерального государственного образовательного стандарта важнейшими условиями   становления   современной   личности   становятся   такие   качества,   как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Приоритетной   целью   школьного   образования   становится   развитие   способности ученика   самостоятельно   ставить   учебные   цели,   искать   пути   их   реализации, контролировать   и   оценивать   свои   достижения;   развитие   умений   самостоятельно добывать и применять знания и  умение применить знание в новых условиях.  Важным условием развития практических навыков на уроках естественнонаучного направления является создание развивающей образовательной среды, включающей такие активные формы познания, как наблюдение, опыт, эксперимент, решение учебных задач. Благоприятные   условия   для   формирования   практических   навыков   создаются  в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир» (предметная область – естествознание), во время внеурочной деятельности «Я – исследователь», подготовки к конференциям и олимпиадам.   При   этом   важное   место   занимают  не   только   теоретические   знания,   но   и практические умения грамотно использовать понятия (термины);  наблюдать и делать выводы – констатировать факт;  оперировать фактами;   устанавливать причинно­следственную связь событий и явлений;  искать закономерности;  сравнивать, классифицировать, обобщать;  проводить опыты, эксперименты и описывать их результаты (работая при этом по заданному образцу или по аналогии);  использовать приборы (микроскоп, документ­камеру и др.). Практические   умения  (навыки)   ­   важный   компонент   содержания   начального естественнонаучного образования.  Это способы деятельности, посредством которых учащиеся оперируют полученными знаниями, применяют их при решении учебных задач и приобретают новые знания. На   уроках   окружающего   мира   уже   с   первого   класса   дети   проводят   различные наблюдения, опыты, эксперименты и фиксируют результаты по заданным шаблонам.  Так, наблюдая за погодой, дети заполняют таблицу, используя при этом специальные знаки. Затем они делают выводы – обобщают сведения о погоде за неделю – таким образом, переводят знаки в термины. Проанализировав результат за несколько недель, дети находят закономерности и делают вывод, что северный ветер, например, приносит понижение температуры, а юго­западный – дождь. При   изучении   разных   веществ   (например,   воды   и   воздуха)   проводятся демонстрационные   опыты   с   целью   определить   цвет,   вкус,   прозрачность   и   другие свойства.   Данный   шаблон   потом   используется   в   проектных   работах,   где   предметом изучения стали другие вещества, растения и организмы – например, крахмал, плесень, дрожжи, стебель растения. Изучая свойства воды, проводят эксперимент: можно ли в полный стакан добавить ещё   немного   воды.   Вопрос:   перельётся   или   нет?   В   результате   эксперимента   дети наблюдают поверхностное натяжение воды. Для решения некоторых учебных задач требуется практическое умение работать с картой   и   применение   ранее   полученных   знаний.   Например,   при   изучении средиземноморской природной зоны в учебнике мы читаем, что она занимает  узкую полосу. Учитель задаёт вопросы: «Почему полоса узкая?», «Почему в Африке не на всём побережье встречается  средиземноморская зона?» Рассмотрев карту, дети отмечают, что эта зона соседствует с областью высокой поясности,   т.е.   горами.   Горы   задерживают   ветры,   несущие   влагу   и   не   пропускают холодные ветры с севера и жаркие с юга. Где нет гор, там зона пустынь подходит к побережью.   Похожая   картина   рассматривалась   ранее   –   речь  шла   о   том,   как   рельеф влияет на климат и Кавказских горах и побережье Чёрного моря. Таким образом, дети выявляют (подтверждают) закономерность в формировании климата и ландшафта двух регионов. На уроках дети учатся работать с приборами, например, микроскопом и документ­ камерой,   с   помощью   которых   можно   не   только   увеличить   предмет,   но   и сфотографировать,   что   позволяет   наглядно   увидеть   результат   опыта   и   сделать «открытие».  Так при исследовании крахмала мы неожиданно для себя осознали, почему крахмал белый, а кисель прозрачный. Дело в том, что частички крахмала настолько малы, что без микроскопа мы не видим, что они прозрачны.  Все полученные знания и практические умения дети применяют потом во время работы над своими проектами, что повышает их качество. Исследовательские работы, имеющие интересную практическую часть с опытами и экспериментами, всегда высоко оцениваются экспертной комиссией любого уровня. Программа внеурочной деятельности «Я – исследователь» продолжает работу по формированию практических навыков и побуждает к самостоятельным наблюдениям и экспериментированию с опорой на жизненный опыт, а также способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования. Одной из главных целей данного курса – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.  Проектная   деятельность   включает   проведение   опытов,   наблюдений,   экскурсий, олимпиад, викторин, соревнований, реализаций проектов. В 1­ом классе основной целью было пробудить интерес к исследованиям, научить выбирать   объект   исследования,   выдвигать   гипотезы,   задавать   вопросы   и   выбирать источник информации.  Самый главный способ получения научной информации – проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и т.д.) Во втором и третьем классах эксперименты усложняются и результаты опытов не просто фиксируются, а ищется научное обоснование.  Результатом работы становятся выступления учащихся на мероприятиях различного уровня:  проект «А вы знаете, что…», где дети делятся своими открытиями,   ежегодная   Классная   конференция,   на   которой   дети   представляют   свои   мини­ проекты,  Лицейская   научно­практическая   конференция,   на   которой   представлены проекты,   над   которыми   работали   дети   совместно   с   родителями   под   руководством педагогов класса. Лучшие работы рекомендуются для участия на уровне города и области, а также отправляются в г. Обнинск и г.Непецино и публикуются в печатных сборниках. Интересным опытом проверки знаний и практических  умений учащихся 4­х классов стал городской праздник «Наука. Творчество. Прогресс».  Участники праздника отгадывали загадки, проходили интерактивное тестирование с помощью пультов,  отвечали  на вопросы  и  не  только  смогли  проверить свои  знания, полученные в школе, но и показать свою эрудицию, способность выдвигать и научно доказывать гипотезы.  Решение   нестандартных   задач   и   экспериментальная   деятельность  развивают   у ребенка интерес к учебе и усвоению новых знаний, позволяют увлечь ребенка, развить его творческий потенциал и подарить удивительный мир новых открытий.

Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы

Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы

Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы

Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы

Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы

Формирование практических естественнонаучных навыков учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2019