Статья. Современные способы активизации знаний «ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ»
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
13.08.2019
В этой статье авторы рассматривают важность организации современного урока так, чтобы учащиеся сами самостоятельно овладевали новыми знаниями.Мы должны организовать современный урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно применяли эти знания в решении проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому нам пришлось переосмыслить свой педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия.
статья для публикации«ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ».docx
Чугаева М.Н.
Бакалавр
учитель начальных классов
ГУ « школагимназия № 18
отдела образования акимата
города Костаная»
«ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ»
Ключевые слова: учебнопознавательная деятельность, мотивация, учащиеся,
самоконтроль, самоанализ
Кілтті сөздер: оқу танымдық қызметі, мотивация, оқушылар, өзін өзі бақылау,
өзін өзі талдау
Keywords: educational and cognitive activity, motivation, students, selfchecking,
selfexamination
Аннотация: В этой статье авторы рассматривают важность организации
современного урока так, чтобы учащиеся сами самостоятельно овладевали
новыми знаниями.
Аңдатпа: Бұл мақалада автор оқушылардың өз бетінші жаңартылған білім
алуларын ұымдастыру маңыздылғын қарастылады.
Аnnotation: In this article, the authors consider the importance of the organization of
the modern lesson so that students use their own new knowledge. «Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо
воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, — только тогда
воспитанник будет достойным человеком того поколения, в котором ему
придется жить». Л. Н. Толстой
В современной школе работать сложно, но можно. Современные
требования к процессу обучения вызывают у учителя необходимость постоянно
работать над совершенствованием организации и методики проведения уроков,
как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать,
является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную
деятельность. Мы должны организовать современный урок так, чтобы дети
самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно применяли эти
знания в решении проблем: познавательных, учебнопрактических, жизненных.
Поэтому нам пришлось переосмыслить свой педагогический опыт и поновому
ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание
учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как
формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это, педагог
начальных классов, должен их сформировать в полной мере, тогда и детям
несложно будет учиться.
Детям стало на уроках интересно. Дети знания не получают от учителя, а
сами открывают их, в процессе исследовательской деятельности, поэтому
знания для ребят приобретают личностную значимость. Мы как педагоги лишь
направляем деятельность свих учеников. Ребёнок должен быть включён в
самостоятельную учебнопознавательную деятельность.
Одним из важных этапов на уроке считаем этап мотивации учащихся к
деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети
должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с
проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос.
Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю
задачу мотивации учащихся. Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения интереса, без внутренней
мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной
деятельности.Таким образом, мы как учителя только предполагаем, по какому
плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе
планирования становятся учащиеся. Очень важным при организации
практической работы мы считали и считаем научить ребят работать в парах,
группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать
выводы. Работа в парах имеет большое значение для формирования всех видов
универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных ,
коммуникативных. Но прежде чем ввести этот вид деятельности, в первом
классе мы провели воспитательную работу на классных часах «Ты и твои
товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили основные
правила работы в паре. Чтобы образовать группу, дети, сидящие за первой
партой, просто оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но
надо не забывать, что наиболее продуктивно работают пары, не сильно
отличающиеся по степени уровня (высокий средний, средний низкий).
Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с
другом. И уж точно учителю надо регулировать уровень шума в классе, работу в
группах. Например, в классе группы используют цветовые сигналы: зелёный –
работу выполнили, красный – просим помощи. При проверке какогото задания
у доски мы предлагаем детям в группах самим выбрать, кто будет записывать,
кто будет подсказывать. Затем сами учащиеся делают выводы по группам. Дети
чаще всего оценивают субъективно. Дружит с Русланом, нравится Руслан, значит
его ответ лучший. Учу делать объективную оценку. При этом учу отмечать
прежде всего положительное в ответе, а об отрицательном говорить тактично, в
не возражаем против оценивания ответов
форме пожеланий. Мы
аплодисментами, а ребята уже по громкости аплодисментов делают выводы:
кому громче аплодировали, тот ответ лучший. При такой организации работы
дети приучаются внимательно слушать говорящего. Когда идёт проверка практических работ, наши ученики используют
различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Этому необходимо учить с
самого начала обучения, тогда все ребята научатся давать объективную оценку
своей работе. Учим ребят оценивать самих себя по критериям на каждом этапе
урока. Работать с оценочными листами.
Несколько слов о качественной оценке учителя. Мы используем такие
словесные оценки как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый»,
«самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т. д.
Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация
успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка
стимулирует к деятельности. Сейчас это оценивание мы называем поновому,
как формативное.
Большое значение уделяем размышлениям учащихся о том, что им было
сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть
рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой.
Рефлексию осуществляю на разных этапах урока. Например, на этапе
планирования деятельности на уроке можно задать вопросы: С чего вы начнёте?
Что предполагаете поставить вторым этапом? Перед началом работы в парах
можно задать вопрос: Как поможет вам работа в парах? На завершающем этапе
можно спросить: Что дала вам работа в парах? Какие трудности вы встретили?
Как с ними справиться? Что нового узнали на уроке? Каким образом можно
использовать полученные знания в жизни?
Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много
различных методик. Готовясь работать по новым стандартам и изучая
инновационные технологии, методы и приёмы, мы поняли, что некоторые из них
мы применяла в своей деятельности и раньше, хотя и не называли их так.
Например «Кластер». Раньше этот приём мы называла просто составлением
схемы. Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий
сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этот приём можно прекрасно использовать на
всех этапах урока. Лично мы чаще всего используем на этапе рефлексии. Работу
эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, можно по
всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам. Считаем кластер
доступным и эффективным приёмом в начальных классах. Теперь подготовка к
каждому уроку занимает довольно много времени. Ведь теперь нам как учителю
нужно запланировать не только учебное содержание, но главное организовать
деятельность учащихся. Теперь это самый трудный момент при планировании
урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать
инновационные приёмы. Даже нам как педагогу с достаточно большим стажем и
работающему по обновленному образованию приходится часто на уроке
сдерживать себя, чтобы не начать самой объяснять, показывать, составлять
самой кластеры и т.д. Позитивные изменения произошли в деятельности
учащихся. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем
ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным.
Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная
цель своей деятельности. А мы как учителя при этом формируем у учеников
навыки самоконтроля и самооценки. Если прежде самостоятельная
деятельность детей на уроке использовалась только с целью контроля уровня
знаний и умений, то в условиях обновленного образования самостоятельная
деятельность осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели.
Литература:
1. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации знаний. – М.,
2007
2.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе. – 2е изд., испр. и доп. М., АРКТИ, 2006.– 320 3. Шеньшина О.Н. Методический сборник "Активные методов обучения на
уроках в начальной школе»
Статья. Современные способы активизации знаний «ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ»
Статья. Современные способы активизации знаний «ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ»
Статья. Современные способы активизации знаний «ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ»
Статья. Современные способы активизации знаний «ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ»
Статья. Современные способы активизации знаний «ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ»
Статья. Современные способы активизации знаний «ШКОЛА ДЛЯ ЖИЗНИ» ИЛИ «ШКОЛА ПРОТИВ ЖИЗНИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.