Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Оценка 4.7
Документация
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
27.03.2019
Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"
В этой методической разработке рассмотрены способы формирования культуры речи у младших школьников. Представлены четыре уровня работы по формированию речевой деятельности. Также система использования различных приемов методов технологий заданий и упражнений над повышением культуры речи младших школьников. Буду рада, если у кого пополнится копилка знаний моим материалом.
Формирование культуры речи младших школьнико1.docx
Формирование культуры речи младших школьников Лбова Любовь Анатольевна      Овладение культурой речи является одним из самых необходимых условий для формирования   социально   активной   личности.   Первостепенной   задачей   обучения детей в школе является формирование умения четко и ясно излагать свои мысли в свободной   устной   и   письменной   форме,   правильно   говорить,   иметь   хорошо поставленный   голос,   уметь   выражать   свои   эмоции   с   помощью   соответствующей интонации,  соблюдать  речевую  культуру и развивать   умение  общаться. При  этом именно   начальная   школа   является   тем   периодом   обучения,   в   течение   которого учащиеся   пытаются   овладевать   нормами   устного   и   письменного   литературного языка, использования языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями   и   задачами   речи.   Таким   образом,   современная   педагогика   начального образовательного   звена   диктует   необходимость   решения   проблемы:   какие педагогические   условия   необходимо   создать   для   эффективного   осуществления процесса формирования речевой культуры у младших школьников.    Говоря о развитии культуры речи, стоит разобраться в таких понятиях как речь и речевая компетентность.       Речь   является   тем   видом   деятельности,   который   представляет   собой   процесс реализации   мышления   на   основе   использования   средств   языка,   таких   как   слова, словосочетания,   предложения.   Функциями   речи   являются   общение,   сообщение, эмоциональное самовыражение и воздействие на других людей. Речь рассматривают в качестве   одного   из   важнейших   показателей   уровня   культуры   человека,   его интеллекта [5, с. 314] Степень   развития   речи   характеризуется   такой   категорией   как   речевая компетентность.     Доктор педагогических наук А. М. Богуш определяет речевую компетентность в качестве   комплексного   понятия,   охватывающего   при   опоре   на   языковую компетентность систему речевых умений (ведение диалога, восприятия, изложения и 1 создания   устных   и   письменных   монологических   и   диалогических   высказываний), которые являются необходимыми для общения в разных ситуациях [2, с. 34].      Речевая компетентность детей состоит из двух компонентов: языкового опыта, накопленного   ребёнком   в   процессе   общения   и   деятельности,   и   знаний   о   языке, усвоенных в процессе специального обучения [3, с. 33].    В начальные школьные годы у ребенка происходит сознательное овладение речью в процессе обучения. Младшие школьники усваивают чтение и письменную речь. Это дает им дополнительную возможность для дальнейшего развития речи.      Известный отечественный педагог, исследователь в области обучения и развития речи   в   начальной   школе, доктор   педагогических   наук   М.   Р.   Львов   рассматривал культуру   речи   в   качестве   совокупности   навыков   и   знаний   человека,   на   основе которой   происходит   обеспечение   целесообразного   и   незатруднённого   применения языка   в   целях   общения.   Другими   словами,   культура   речи   представляется   таким выбором и такой организацией языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [6, c. 23].     Работа над совершенствованием культуры речи должна проводиться непрерывно. На   уроках   русского   языка   она   должна   сочетаться   с   изучением   определенного программного   материала.   Содержание   и   план   работы   определяется   темой   урока, осуществляется подбор соответствующих заданий и упражнений [7].     В процессе развития культуры речи учащихся младших классов важное значение отводится учебной деятельности. Учитель начальных классов обучает на занятиях формулировке   полных,   развернутых   ответов   на   вопросы.   Младшие   школьники обучаются   рассказыванию   о   чем­либо   в   соответствии   с   планом,   учатся   избегать повторений,   четкому   и   правильному   говорению,   конструктивной   и   связной   речи. Процесс   обучения   в   начальной   школе   должен   формировать   у   детей   активную, произвольную, коммуникативную речь. 2 Исследователями Ю. В. Абашкиной и Ю. В. Ганьшиной отмечается, что культура речи   детей   младшего   школьного   возраста   будет   развиваться   при   использовании   главная   задача   которых   заключается   в   совершенствовании упражнений, акцентологических   и   произносительных   норм,   лексической   и   грамматической структуры речи [1].    На основе использования разнообразных упражнений у детей младшего школьного возраста   происходит   развитие   специальных   умений   и   навыков,   которые   можно рассматривать   в   качестве   критериев   культуры   речи:   произношение   слов соответственно   орфоэпическим   и   акцентологическим   нормам;   определение лексического значения слова, различие однозначных и многозначных слов, подбор синонимов   и   антонимов   к   данным   словам;   употребление   слов   в   правильной грамматической форме, отсутствие в речи нелитературных слов; умение оценивать речь окружающих с точки зрения качеств речи; умение передавать мысли и чувства с помощью средств интонационной выразительности [1, с. 84­87].      При работе над культурой речи выделяются 4 уровня работы по формированию речевой деятельности:     произносительный, лексический, грамматический, работа над связной речью.    К каждому из этих уровней  разработаны задания и упражнения.  Произносительный   уровень. Все   из   нас   сталкиваются   с   тем,   что   многие   дети приходят   в   школу   с   такими   недостатками   речи,   как   дефекты   произношения, трудности   артикуляции.   Известно,   дыхание   влияет   на   звукопроизношение   и артикуляцию.   Поэтому,   в   начале   урока,   нужно   использовать   дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости.  Развитию правильного   звукопроизношения   способствуют   чистоговорки,   скороговорки.   Работая со скороговорками, я предлагаю детям такое задание. 3 ­ Поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента. По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку.   Кто   быстрее   свернет   ленту   и   при   этом   правильно   произнесет скороговорку. Лексический уровень    На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса.  Обогащение   словарного   запаса   осуществляется   через   следующие   упражнения   и задания: 1) Подбор антонимов (мокрый – сухой; говорить ­ …) 2) Подбор синонимов (дом – терем – дворец; большой ­…) 3) Подбор прилагательных (собака  какая?)  большая, лохматая, веселая) 4) «Что бывает?» (зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий ­ …;  ) 5) «Узнавание» (зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза) 6) «Сравни»        ­ по вкусу – лимон и мед       ­ по цвету – грушу и сливу       ­  по высоте – куст и дерево  [8, с.296–300]. Грамматический уровень            На   этом   уровне   работы   на   первое   место   выдвигается   механизм   построения синтаксических   конструкций:   словосочетания   и   предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей   помогают следующие задания и упражнения:          1) «Найди ошибку»:          * Зимой в саду расцвели яблони.          * В полу лежит красивый ковер  2) Составление предложений по разным моделям :          * Кто? Что делает? Что?    (Кошка лакает молоко)  3) Изменение порядка слов. 4 * На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.    4) Распространение предложения           Готовя   детей   к   умению   полно   и   грамматически   правильно   выражать   свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной речью. Работа над связной речью                Для этого необходимо учить: ­ рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение); ­ выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать; ­ строить логически обоснованное высказывание.          При   этом   важнейшим   условием   работы   должно   быть   создание   специальных коммуникативных   ситуаций,   так   называемая   речевая   ситуация,   которая   ставит школьника   перед   необходимостью   речевых   высказываний,   возбуждают   у   него интерес и желание поделиться чем­то, рассказать о чем­то. Жанры, в форму которых   лирическая   миниатюра,  можно   облекать   высказывания   детей:   загадка, непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление и др.    1) «Если бы…»        «Если бы я был волшебником…»  ( Каким, зачем, что делал бы?) «Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)  2) Повествование от имени неживого предмета.                    «История из жизни старого башмака»                    «Кочан капусты»                    «Новая сковорода» 3). «Цветные рассказы»          Полоска   бумаги,   состоящая   из   8­10   квадратиков   различных   цветов, расположенных в два ряда, на основе которых и придумывается история.          Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?»          Например: 5 детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зеленого, голубого, желтого, белого.  Рассказ может быть таким: Зеленый лес улыбался солнцу. На голубом небе светило ярко­желтое солнце. На ветке белой  березы сидела птичка. 4).    «Ролевые диалоги»  ­ придумать разговор сказочных персонажей по телефону;     На   всех   четырех   уровнях   развития   речевой   деятельности     представлены   упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь.   внимательное отношение учителя к речи детей:   Конечно,   важную   роль   в   формировании   речевой   деятельности   детей   играет   и ­ исправление недочетов произношения, постановки ударения; ­ анализ допущенных речевых ошибок и их исправление; ­   помощь   в   выборе   слов,   наиболее   точно   выражающих   мысли;   в   синтаксически правильном оформлении мыслей;       Следующий   прием,   который   используют   многие   учителя   при   формировании культуры речи ­ дидактическая игра. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована. Разнообразные игры со словами развивают у детей природное языковое чутьё.  Игр со словами  великое множество: 1)"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот  предмет может делать. Метель ­ метет, а гром ­ ..., ветер ­ ..., а снег ­ ..., дождь ­ ..., а солнце ­ ...". Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает?»    Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение   и   речь   детей,   в   том   числе   и   посредством   словесного 6    рисования. Словесное рисование ­ это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Для этого нужно подбирать специальные задания, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников: Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие  краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д. Вслушайтесь   в   звучание   стихотворения   и   попытайтесь   напеть   мелодию, подходящую по звучанию к нему; Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?       Результатом   работы   по   словесному   рисованию   станет   то,   что   значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарный запас. Синквейн      Это задание для более сильных учеников, владеющих достаточным словарным запасом, очень полезно для активизации словарного запаса детей. Но, как показывает практика,   через   определенное   время   все   учащиеся   овладевают   технологией   его создания и очень любят выполнять это задание. Составление кластера    Учитывая то, что письменная речь ребенка беднее, чем устная, при регулярном  использовании такого приема эта разница пропадает.       Часто   на   уроках   речевого   развития   используется   и диалоговая   технология. Данная   технология   способствует   формированию   культуры   речи,   развитию дискуссионных навыков, демократических убеждений. Учитель побуждает учащихся к самостоятельному   высказыванию,   предлагает   разнообразные   проблемы   для обсуждений, учит ребят отстаивать своё мнение и делать выводы.    И, как показывает практика, наиболее актуальна работа по развитию речи именно в начальной школе. В школу приходят дети 6­7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч   слов   и   практически   владеют   грамматикой   родного   языка,   т.е.   правильно 7 склоняют и спрягают слова, строят предложения. И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов.    Список литературы 1. Абашкина, Ю. В. Формы обучения культуре речи на литературном материале / Ю. В. Абашкина, Ю. В. Ганьшина // Проблемы формирования и развития языковой личности при изучении русского языка в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Н.И. Демидова. Рязань: Рязан. гос. ун­т им. С.А. Есенина, 2006. ­ С. 84–87. 2. 3. 4. Богуш,   А.   М.   Мовленнєва   готовність   старших   дошкільників   до   навчання   у школі / А. М. Богуш, Н. Є. Шиліна. – Одеса: ПНЦ України, 2003. – 335 с. Божович,   Е.   Д.   Развитие   языковой   компетенции   школьников:   проблемы   и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. – №1. – 1997. – С. 33­34. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие / О. О. Гонина. – 2­е изд., стер. – М.: Флинта, 2015. – 300 с. 8 5. 6. 7. 8. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. ­ М.: Просвещение, 1975. – 176 с.  Николаева, А. А. Культура речи и коммуникативная  компетенция младших [Электронный   школьников ресурс]:https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf Черкасова,   О.   В.   Развития   речи   младших   школьников   в   процессе   изучения имени   прилагательного   /   О.   В.   Черкасова   //   Научно­методический   электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 296–300.  9

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"

Методическая разработка "Формирование культуры речи младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019