Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)
Оценка 4.9

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
география
5 кл—11 кл
23.01.2018
Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)
Данный самоанализ написан мной для аттестации на первую квалификационную категорию. В своей работе я показала значимость компетентностного подхода в обучении географии, значимость практических работ по географии для формирования предметных компетенций, отразила систему систему оценивания сформированности предметных компетенций при выполнении практических работ.
Самоанализ Молявко Н.С..docx
Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ Приоритетная   задача   модернизации   общего   образования   –   достижение нового   современного   качества   и   эффективности   образования.   Новое современное качество образования ­  это не только усвоение знаний, умений и навыков,   но   и   формирование   ключевых   компетенций.     Компетентностный подход ориентирует учителя не на формальную передачу знаний, а на работу, направленную   на   образование   личностных   приращений   каждого   ученика,   на формирование   практикоориентированной   системы   образования.   Данная концепция образования имеет свои результаты. (Приложение 1)           Цель: создать условия для формирования предметных компетенций на уроках географии через выполнение практических работ.          Задачи: 1.Установить значимость компетентностного подхода в обучении географии. 2.Определить значимость практических работ по географии для формирования предметных компетенций. 3.Разработать систему оценивания сформированности предметных компетенций.                  В настоящее время в связи с реализацией стандартов I поколения и перспективой перехода на стандарты II поколения большое внимание уделяю формированию компетенций. Под компетенцией в своей деятельности понимаю ­ качество личности,  способность, при которой учащийся, опираясь на собственный опыт,   решает стоящие перед ним проблемы. Задачи, которые я ставлю перед собой в ходе реализации  компетентностного подхода:   Научить   учиться,  т.е.  научить   решать   проблемы   в   сфере  учебной деятельности,    в   том   числе:   определять   цели   познавательной   деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиваться   поставленной   цели,   оценивать   полученные   результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.     Научить   объяснять   явления   действительности,   их   сущность, причины,   взаимосвязи,   используя     соответствующий   научный   аппарат,   т.е. решать познавательные проблемы.     Научить   ориентироваться   в   ключевых   проблемах   современной жизни   ­   экологических,   политических,   межкультурного     взаимодействия     и иных, т.е. решать аналитические проблемы.  Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.  Научить решать проблемы профессионального выбора. Компетентностный подход не является  знаниево­ориентированным, а является жизненноориентированным, то есть помогает сформировать у каждого учащегося   свой   собственный   опыт   решения   многих   проблем,   помогает примерить на себя различные социальные роли.          В процессе обучения географии формируются: 1.Ключевые   компетенции   ­   это   наиболее   общие   способности   и   умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной   жизни.  Они   приобретаются   в   результате   опыта   успешного применения полученных в процессе обучения умений. 2.Общепредметные   компетенции   –   правила   поведения   в   природной   среде, естественнонаучные знания, умения и опыт деятельности.  3.Предметные компетенции (Приложение 2)                        Географическая компетентность определяется, как способность решать   проблемы,   возникающие   в   окружающей   действительности, средствами, предоставляемыми учебным предметом «География».                      Можно  выделить   пять  предметных   географических   компетенций: 1.Умение   в   конкретной   ситуации   распознать   и   сформулировать   проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Способность распознать и сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему?» «зачем?» 2.Владение языком географии (понимание географических терминов и понятий, умение   «читать»   географические   карты   и   другие   специфические   источники географической информации). 3.Умение «привязывать» событие к конкретному месту в пространстве. 4.Умение   выделить   географическую   информацию,  необходимую   для   решения данной   проблемы   (припомнить   недостающую   информацию   или   выбрать соответствующий источник информации и найти её в нем). 5.Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.          Формирование ключевых предметных компетенций   возможно   только   в результате следующей поэтапной работы, которая реализуется с самого начала знакомства учащихся с географией:  Овладение   учащимися   умениями   и   способами   деятельности   (выделять, описывать,   объяснять,   находить   и   анализировать,   приводить   примеры, составлять   географические   характеристики,   определять,   выявлять зависимости).  Формирование познавательных и практических умений.  Применение географических знаний и умений. (Приложение 3)   Методы   для   формирования   основных   предметных   компетенций,  которые использую на уроках географии: 1.   Методы   для   формирования   информационной   компетенции:   работа   с различными источниками информации, составление плана по тексту, вопросов к тексту параграфа, подготовка докладов, рефератов, составление кроссвордов по темам, исследовательские работы, презентаций, мини­проекты, рассказ, беседа, проблемное обучение, практические работы, работа с тестами, которая помогает учащимся, начиная с 6 класса готовиться к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ.  2.Познавательные   компетенции   –   проблемное   обучение,   загадки,   игры, групповые работы. 3.Умение   в   конкретной   ситуации   распознать   и   сформулировать   проблемы, которые   могут   быть   решены   средствами   географии   –   проблемная   ситуация, проблемные вопросы, частично­поисковый метод. 4.Владение языком географии – работа с картой в атласе и контурной картой, работа   со   статистическими   материалами,   работа   с географическим словарем, составление схем, логических опорных конспектов. 5.Умение   «привязывать»   событие   к   конкретному   месту   в   пространстве   – проблемный вопрос, проблемная ситуация.   картосхемами, Формирование предметных компетенций при выполнении практических работ Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного   времени   в   ходе   учебной   деятельности   на   уроках   и   выполнении практических   работ.   Специфика   географии   как   учебного   предмета, предполагает   обязательную   практическую   деятельность   на   уроке,   которая является неотъемлемой частью учебно­познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.                В связи с тем, что компетентностный подход   в географическом образовании   имеет   практическую   направленность,   большое   влияние   на формирование   предметных   компетенций   играют   практические   работы   по географии.  Практические   работы   в   курсе   географии   –   это   особая   форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение   длительного   времени   в   ходе   учебной   деятельности   на   уроках   и выполнения практических  работ. Специфика географии как учебного предмета, предполагает   обязательную   практическую   деятельность   на   уроке,   которая является неотъемлемой частью учебно­познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Главной   целью   выполнения   практических   работ   является   – формирование   умения   применять   свои   знания   на   практике   и   в   новой ситуации. На   настоящий   период   времени   выделяют   большое   количество классификаций практических работ (приложение 4), а также выстроен целый комплекс рекомендованных практических работ (приложение 5) Методы   и   приемы   компетентностного   подхода,   используемые   при выполнении практических работ: 1.Работа   с   учебником,   географической   картой,   научно­популярной литературой  ­ на начальных этапах применяется данный метод для совместной работы,   а   затем   для   получения   новой   информации,   анализа   информации. (Приложение 6) 2.Работа   с   картой,   картосхемами   –   помогает   сформировать пространственное мышление у учащихся. (Приложение 6) 3.Работа со статистическим материалом  ­ формирует умение у учащихся анализировать,   сравнивать,   устанавливать   причинно­следственные   связи. (Приложение 6) 4.Наблюдение   ­  непосредственное   восприятие   учащимися   объектов   и процессов в природе и на производстве с целью формирования географических представлений, понятий и практических умений. 5.Работа с ресурсами Интернет. 6.Учебные   научно­исследовательские   проекты.  Все   исследовательские проекты   долгосрочны,   являются   монопроектами,   т.е.   выполняются   одним обучающимся   и   состоят   из   2­х   частей:   теоретического   обоснования исследовательской   проблемы   и   констатирующего   исследования   на   основе анализа статистических данных, картографической информации и др. 7.Использование мультимедийных  технологий. 8.Метод   проблемного   обучения   –   формирует   у   учащихся   умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно­следственные связи. Данный метод состоит их следующих этапов:  Создание проблемной ситуации.  Формулировка проблемы.  Организация учащихся на анализ проблем.  Решение   проблемы (в 6  классе  с помощью  учителя,  используя метод проблемного изложения, а в старших классах частично с помощью   учителя   и   самостоятельно,   используя   частично­ поисковый и исследовательский методы) (Приложение 6)          При организации процесса познания  обращаю внимание на особенности, мотивы   обучения   и   интересы   отдельного   ученика.   Для   достижения   лучших результатов по усилению практической направленности, на уроках географии выполняются следующие рекомендации: 1.Продумывать   цели   каждой   работы,   осуществлять   отбор   содержания,   форм организации   учебной   деятельности   школьников,   планировать   результаты обучения. определить 2.Поддерживать   постоянный   контакт   с   учителями­предметниками,   который позволяет  учитывать   не только  общую  подготовку   учащихся, но  и создавать преемственность образования, реализовывать межпредметные связи в обучении (математика, биология, химия). 3.При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу. 4.Организация   работы   учащихся   должна   быть   с   чётко   заданной   целью, сформулированной на языке действий учащихся. 5.Сообщать или ставить перед учащимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.  6.Предварительно   конкретизировать   содержание   работы, конкретную территорию, объём заданий. 7.Осуществлять   подбор   оборудования,   пособий,   литературы   и   других источников знаний должен не только учитель, но и учащиеся самостоятельно. 8.Использовать методические указания, рекомендации, карточки для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий. 9.Создать   благоприятный   эмоциональный   фон,   ситуацию   успеха»,   атмосферу творческого   сотрудничества   (предлагать   различные   пути   достижения намеченной цели). 10.С   целью   становления   субъективности   учащихся   к   процессу   реализации практической направленности использовать современные технологии и подходы обучения. 11.Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.   Необходимо   сформулировать   критерии   и   показатели,   отражающие уровень   сформированности   знаний   и   умений   учащихся,   их   адаптивность   к практике и решению новых жизненных задач. 12.Все программные  практические работы должны быть оценены и выставлены в журнал  13.Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений –   очень   длительный   и   кропотливый,   требующий   постоянной   тренировки, отработки,   совершенствования   и   расширения   не   только   от   темы   к   теме,   от раздела к разделу, но и от класса к классу. Применение компетентностно­ориентированных заданий на практических работах позволяют мне решить одновременно несколько задач:    оценить уровень развития информационной компетенции учащихся, т.   е   насколько   ученик   в   состоянии   разобраться   в   тексте   и   выбрать   из   него необходимую информацию; оценить уровень развития предметных знаний и умений; оценить   уровень   развития   общеучебных   умений   и   навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.); оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы   деятельности,   необходимые     для   достижения   поставленной   цели   в задании;   формировать   познавательный   интерес   к   предмету   через   развитие исследовательской компетенции. Уровни   сформированности   ключевых   компетентностей   выделены сообразно   возрасту   учащихся.   Для   каждого   уровня   приведены   показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению   с   предыдущим   уровнем)   и   на   выходе   (увеличение   доли самостоятельности   учащегося,   или   усложнение   того   способа   деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Теоретической   основой   определения   сформированности   предметной компетентности   школьников   является   иерархически   упорядоченная совокупность   локальных   оценочных   механизмов,   поскольку   отражением   их достижений   являются   количественные   оценки   и   стандартизированные   нормы (планы). Под локальным оценочным механизмом  понимаю оценку достижений школьником целей практической работы.  Выделяю   три   уровня   сформированности   компетентности   учащихся:             Низкий уровень характеризуется не владением знаниями по предмету; мотивация   обучения   не   сформирована,   познавательный   интерес   не   выражен, навыки самостоятельной работы развиты слабо, нет стремления к расширению знаний;   низкая   способность   к   использованию   имеющихся   умений   и   навыков, работа по образцу, работа выполняются медленно, с затруднениями и ошибками.                  Средний уровень  характеризуется частичным владением знаниями по предмету;   присутствует   стремление   углубить   имеющиеся   знания   через самообразование;   полученные   умения   и   навыки   в   нестандартных   ситуациях практически   не   используются,   по   образцу   работа   организована   хорошо,   но выполняются недостаточно четко и быстро; стремление совершенствовать свои умения.         Высокий   уровень  характеризуется   владением   знаниями   по   предмету; активным   стремлением   углубить   имеющиеся   знания   через   самообразование; способностью   использовать   полученные   умения   и   навыки   в   новых нестандартных   ситуациях,   а   также   постоянное   стремление   совершенствовать свои умения. (Приложение 7) КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ  РАБОТ   Основным критерием оценивания образовательного результата остаётся знание   и   предметное   умение.   С   точки   зрения   компетентностного   подхода преследуются цели: 1. Научить учиться, т.е. решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять   цели   познавательной   и   практической   деятельности,   выбирать необходимые   источники   информации,   находить   оптимальные   способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками; 2. Научить объяснять явления действительности и их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат; 3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных; 4.   Научить   ориентироваться   в   мире   духовных   ценностей,   отражающих разные культуры и мировоззрения. 5.   Научить решать проблемы: связанные с реализацией социальных ролей, проблемы выбора профессии и иной деятельности. Критерии   оценивания   практических   работ   в   соответствии   с   данными требованиями при переводе на 5­ти бальную систему представлены в приложении. (Приложение 8).  Диагностика,  мониторинг и анализ результатов учебных достижений. В своей практике использую все виды практических работ, представленных в классификациях. Особый интерес по опросу среди детей вызывают практические работы с картой, таблицами, диаграммами, статистическим материалом и другими источниками   информации.   (Приложение   9).   Практические   работы,   по   мнению большинства   учащихся,   позволяют   развивать   самостоятельность,   активность, позволяют самостоятельно делать выводы, умозаключения, применять свои знания на практике. Качественная  успеваемость  по   итогам  выполнения   практических  работ   по параллелям различается, но отметки ниже «3» по итогам работы ставлю редко. У учащихся   есть   возможность   переделать   или   доделать   практическую   работу   в течение нескольких дней. Возможно, именно этот фактор и говорит о том, что практические   работы   детям   интересны.   (Приложение   10)   При   анализе   итогов выполнения практических работ намечается тенденция от года в год увеличения качественных показателей при выполнении работы. Практические работы помогают учащимся более качественно приготовиться к сдаче экзаменов в 9 и 11 классах. Именно на практических работах формируются умения,   которые   необходимы   для   выполнения   отдельных   заданий   на   экзамене. Анализ   итогов   ГИА   и   ЕГЭ   показал,   что   учащиеся   подтверждают   свои   годовые отметки. (Приложение 11) В ходе анализа сформированности основных предметных компетенций при выполнении   практических   работ   установлено,   что   у   большинства   учащихся среднего   звена   в   результате   работы   на   уроке   формируется   средний   и   высокий уровни   компетенций.  Учащиеся   самостоятельно   или   при   небольшой   помощи   по алгоритму, или самостоятельно выполняют практические работы. Учащиеся в ходе практических работ используют различные источники информации: атласы, тексты учебника, справочники, таблицы, статистический материал, диаграмма, картосхемы и т.д. Учащиеся могут самостоятельно выделять в работе главные моменты, делать выводы   и   выстраивать   причинно­следственные   связи,   проявляют   творческие способности   при   выполнении   практических   работ.   О   данных   результатах свидетельствует   как   представленный   анализ   качества   выполнения   практических работ   по   параллелям   в   среднем   звене,   так   и   в   целом   динамика   качественной успеваемости   и   показателей   средней   обученности   учащихся   по   географии. (Приложение 12, 13)  Работа   по   формированию   ключевых   предметных   компетенций   будет продолжаться и в дальнейшем.                                         Приложение 1  Награды, поощрения, участие в инновационной деятельности. Приложение 1. Почетная грамота Городской молодежной общественной организации Новосибирска «Созвездие Лидер» 2008г. 2. Диплом   Мэрии   города   Новосибирска.   Главное   управление образованием «Участник первого форума молодых педагогов» 2008г. 3. Диплом Управления образованием администрации Кировского района конкурса города профессионального   мастерства   «Педагог   года   –   2008»   в   номинации «Классный руководитель года».    Новосибирска районного     «Лауреат   4. Благодарственное письмо от управления образованием администрации Кировского района города Новосибирска. 2008г. 5. Грамота   Новосибирского   областного   комитета   охраны   водных ресурсов 2008г 6. Грамота МБОУ СОШ № 134 города Новосибирска 2010г. 7. Благодарность МБОУ СОШ № 134 города Новосибирска 2011г. 8. Почетная грамота МБОУ СОШ № 134 города Новосибирска 2012г Достижения учащихся. 1.     2011 – 2012 учебный год – Темникова Д., Герман Алина  «Реформы российского образования» ­ лауреаты (район). 2. 2010­ 2011 учебный год Сороколетова Анна «Социальное сиротство» ­ участник (район). 3. 2009 – 2010 учебный год Сороколетова Анна «Динамика численности населения России» победитель районной и городской НПК 4. 2009 – 2010 учебный год Сороколетова Анна «Динамика численности населения   России»   участник   Российской   олимпиады   школьников   по обществознанию «Открытая Региональная конференция СФО «Эврика» в форме НПК. 5. 2009 – 2010 учебный год Сороколетова Анна победитель в городской олимпиаде «Заповедная Родина» в теме «Охрана водных ресурсов». Публичные выступления и публикации: 1. РМО   учителей   географии   «Особенности   подготовки   выпускников   11х классов к ЕГЭ по географии» 2008 г. 2. РМО   учителей   географии   «Компетентностный   подход   в   определении содержания образования» 2009г. 3. Педагогический совет МБОУ СОШ № 134 «Цель современного урока» 2010 г. 4. Педагогический   совет   МБОУ   СОШ   №  134  «Перспективы   перехода   на ФГОС второго поколения по географии» 2012г 5. Педагогический совет МБОУ СОШ № 134 «Инновационная деятельность учителя географии как фактор его саморазвития» 2012г 6. РМО   учителей   географии   «Формирование   предметных   компетенций   на уроках географии через выполнение практических работ» 2012г. 7. http://www.proshkolu.ru/user/Natali134/    Перспективы   перехода  на  ФГОС второго поколения по географии. 8. http://www.proshkolu.ru/user/Natali134/   Компетентностный   подход   в определении содержания образования. 9. http://www.proshkolu.ru/user/Natali134/ «Занимательная география»   Интеллектуальная   игра 10.  http://wiki.nios.ru  Экологические   проблемы   Новосибирской   области (проект) Приложение 2                                         Компетенции               ключевые общепредметные          предметные                                     Приложение 3 Формирование ключевых компетенций учащихся применение географических знаний и умений в сфере познавательной деятельности; в сфере общественной деятельности; в сфере трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурной деятельности; в сфере коммуникации Формирование познавательных и практических умений учащихся овладение умениями и способами деятельности выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры;  составлять географическую характеристику; определять; применять  приборы и  инструменты; выявлять эмпирические зависимости                                                             Приложение 4.  Виды практических работ: По уровню познавательной самостоятельности учащихся: • репродуктивные,   т.е.   предполагающие   воспроизведение   знаний   в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу; • частично­поисковые,   т.е.   предполагающие   умение   учащегося осуществить   перенос   знаний   и   умений,   применить   знания   при   решении задач с несколько измененными условиями; 1. • творческие. По степени познавательной способности учащегося: а) по предоставленному ему учителем готовому плану; б)   после   предварительной   инструкции:   как,   что   и   в   какой последовательности делать; в)   обращаясь   к   учителю   с   вопросами   по   мере   необходимости   и всякий раз получая необходимую помощь. По содержанию ­определение географического положения объекта, расстояний,  географических координат и др. ­характеристика компонента природы, ПТК, отрасли хозяйства. ­оценки природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности  человека. ­объяснение закономерностей, влияния природы на хозяйственную  деятельность человека. ­прогнозирование последствий. По уровню самостоятельности: ­работа в классе под руководством учителя. ­работа в группе. ­работа в классе с использованием инструктивных карточек, памяток,  приёмов. ­самостоятельная работ По степени обученности учащихся ­обучающие ­тренировочные. ­итоговые. По форме представления результата практической работы: • Текстовые   работы.   При   этом   ожидаемые   ответы   на   задания   могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный   текст —   описательный,   характеризующий   объекты   и   (или)   явления, объяснительный.   Текстовый   ответ   может   быть   записан   в   форме   таблицы. (Например,   столь   любимые   многими   поколениями   учителей   покомпонентные характеристики   природных   зон.)   Кроме   того,   в   последние   годы   в   перечень «программных практических работ» стали попадать «Сообщения о…» и даже рефераты. • Картографические   работы,   в   том   числе   на   контурных   картах   или   на собственноручно   нарисованных.   Это   могут   быть   карты   как   реально существующих,   так   и   вымышленных,   гипотетических   территорий.   Сюда   же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности. • Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д. • Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм. • Фотографии, видеоматериалы. • Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб­сайты. (Последние встречаются все чаще.) Естественно,   что   возможен   и   синтез   разных   форм   представления результатов. По   форме   речи  практические   работы   могут   быть  устными  и письменными. По цели проведения практические работы делятся на обучающие (их еще называют  тренировочными) и  контролирующие, их принято (или приказано?) называть проверочными.         Приложение 5. Рекомендованные практические работы Тематика   обязательных   практических   работ   в   6   классе   по   курсу   «География. Землеведение» Определение   географических   координат   точек,   направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.  Чтение плана местности, карты.  Ориентирование   на   местности   при   помощи   компаса,   карты   и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности.  Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности.  Нанесение географических объектов на контурную карту.  Описание   географического   объекта   (форм   рельефа,   моря,   реки   и         т.п.) по типовому плану.  Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени.  Наблюдение   и   описание   природно­антропогенного   (природного) комплекса. Тематика   обязательных   практических   работ   в   7   классе   по   курсу «География. Страноведение»   географического   положения   материка. океанов. характеристика одного   из      Характеристика  Комплексная   •     Влияние   строения   земной   коры   на   рельеф   Земли.   Чтение   и   анализ тематических   карт   –   «Строение   земной   коры»   и   «Физической   карты   мира». •     Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.   •    •      •     Сравнительная   характеристика   природы   и   хозяйственной   деятельности людей   на   примере   влажных   и   сухих   субтропиков   Закавказья. •     Комплексная   характеристика   одной   из   стран   на   основе   использования различных   •     Сравнительная   характеристика   природы   и   хозяйственной   деятельности людей   Апеннинского,   Пиренейского   и   Балканского   полуостровов.   •    Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран   или •      •      •    Характеристика факторов,  влияющих на смену  природных зон,  на примере    Сравнительная   характеристика   крупнейших   рек   материков.  Географическое   описание   одного   из   островов   Океании. информации.   Африка. источников материка регионов примере на Евразии   (по   меридиану   80   в.д.)   или   Северной   Америки   (по   40   с.ш.) •    Выявление связей между компонентами природных комплексов. Тематика обязательных практических   работ в 8­9 классах   по курсу «География. Россия» •     Характеристика   географического   положения   России   ( вариант ­  Сравнительная характеристика географического положения России и   Канады).   Обозначение   на   контурной   карте   стран   ­   соседей   России. Установление   взаимосвязи   тектонических   структур,   рельефа   и   полезных ископаемых. •       Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв   и   др.)   с   точки   зрения   влияния   на   условия   жизни   и   хозяйственной деятельности людей. •     Характеристика   климатических   областей   умеренного   пояса   на   основе анализа   климатограмм   и   соответствующих   климатических   карт. •     Взаимосвязи   и   взаимозависимость   компонентов   природы   и   жизни   и хозяйственной   деятельности   человека   на   примере   одной   из   природно­ хозяйственных зон. •    Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения   России,   характеристика   половозрастного   состава   населения   по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации. •     Изучение   особенностей   размещения   и   расселения   населения   России   в разных природных зонах на основе работы с картами.     Тематика   обязательных   практических   работ   в   9   классе   по   курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы».     и •    анализ    Чтение  Обозначение   на   контурной   карте   природных,   экономических, географических,   экономических   районов,   субъектов   РФ.   Сравнение   их   по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.) •    карт. •     Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности. •     Комплексная   характеристика (вариант – сравнительная характеристика),   промышленного   центра,   (промышленного   узла),   промышленного   района.  Объяснение   зональной   специализации   сельского   хозяйства   России •    •    районов   страны. •     Выявление   уровня   социально­экономического   развития   России   и   места России в мире на основе анализа различных источников информации.     Комплексная   характеристика   одного   из   тематических отраслевых     Тематика обязательных практических работ в 10 ­ 11 класс по курсу «Экономическая и социальная география мира» •     Характеристика   геополитического   положения   страны   (по   выбору).  Ресурсообеспеченность   различных   стран   и   регионов.   География мире. •    природопользования   современном в источников •     Типы   воспроизводства   в   современном   мире   (на   основе   использования различных информации). •     Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию связей. •     Экономико­географическая   характеристика   одной   из   стран   Европы. •     Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования   материалов   учебника,   картографических источников информации. •     Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки. внешнеэкономических   графических,              Приложение 6.  Примеры практических работ при использовании определенных методов и приемов. 1. Работа   с   учебником,   географической   картой,   научно­популярной литературой:  6 класс  ­ практическая карта «Работа с картой»                     Изучите   физическую   карту   России     в   атласе   с.   26.   Как,   зная географические координаты, найти точку на карте?                      «1915 года, марта месяца, 16 дня в широте 79º и в долготе от Гринвича   90º   с   борта   дрейфующего   судна   «Святая   Мария»   при   хорошей видимости   и  ясном   небе  была   замечена   на  восток   от   судна   неизвестная обширная   земля   с   высокими   горами   и   ледниками»,   ­   сообщает   рапорт начальника экспедиции капитана Татарникова.          Определите, какая земля (острова) были открыты этой экспедицией. Определите, к какой широте и долготе относятся сообщенные в рапорте координаты……………………………79ºс.ш., 90ºв.д. Определите,   где   на   карте   подписаны   долгота   и   широта   –  на   краях северном и южном показаны значения долготы и широты, на восточном западном крае долгота и широта. Найдите   на   карте   точку   пересечения   параллели   79º   с.ш.   и   меридиана 90ºв.д – остров Северная Земля Определите, какой объект здесь расположен остров Северная Земля  Как описать местоположение объекта на карте? В   каком   направлении   от   открытых   экспедицией   Татарникова   остров находится ближайший обозначенный на карте город? На каком расстоянии он расположен? Диксон – 825 км. Какое   положение   открытые   острова   занимают   относительно   островов Новая Земля, Новосибирских островов?  Относительно острова Новая Земля на   востоке, а относительно Новосибирских островов на западе. В какой части Карского моря находятся открытые острова?  Восточной части. В   каком   направлении   и   на   каком   расстоянии   расположены   острова   от вашего населенного пункта? На севере о т Новосибирска на расстоянии 2675 км.  7   класс   –   практическая   работа   «Источники   страноведческой информации» Используя текст на странице 19 и план характеристики на странице 336   учебника,   а   также   физическую   карту   Северной   Америки, охарактеризуйте реку Юкон Река Юкон расположена на северо­западе Северной Америки, относится к бассейну Тихого океана. Юкон берет начало из озера Атлин и впадает в Берингово море. Юкон это, в основном, равнинная река. Горный характер течения она имеет только у истоков.  Питание:  основную часть питания река получает от таяния снегов.  Режим реки  характеризуется весенними наводнениями (май­июнь). Юкон замерзает во второй половине октября – начале   ноября.   Ледостав   длится   до   начала   мая.  Хозяйственное использовании: Юкон обладает большим потенциалом для использования в гидроэнергетике, река судоходна, туристическая деятельность. Используя   рисунок  10  учебника  и  различные  источники  информации, напишите рассказ о каком­либо животном Аляски. (Обыкновенный)   песец,   или  полярная   лисица   ­  небольшое   хищное животное,   напоминающее   лисицу.  Типичными   местами   обитания   песца служат открытые тундры с холмистым рельефом. Зимой обычно белый под   окраску   снега,   а   летом   –   грязно­бурый.   Песец   всеяден.  У   песца хорошо   развиты   слух   и   обоняние;   несколько   слабее —   зрение.   Голос представляет   тявкающий   лай.   Песец —   важный   промысловый   зверь, является источником ценного меха. Используя   различные   источники   информации   составьте   краткий путеводитель по наиболее интересным местам штата Аляска. Главные   достопримечательности   Аляски:   Гора   Мак­Кинли   (6194   м)   ­ самая   высокая   в   Северной   Америке,   расположенная   в   Национальном парке   Денали,   Ледник   Менделхолл   в   Национальном   лесу   Тонгасс, тотемный столб в Национальном Историческом Парке Ситка и область действующих вулканов "Долина Десяти Тысяч Дымов" в Национальном парке Катмай. 2. Работа с картой, картосхемами.  8   класс   –   практическая   работа   «Географическое   положение   России». Обозначить   на   контурной   карте   океаны,   моря   омывающие   территорию страны, крайние точки страны, страны­соседи, государственную границу.  6 класс «Части Мирового океана»  7 класс «Географическое положение и особенности природы Евразии» 3. Работа со статистическим материалом.  9 класс «Топливная промышленность» ­ Охарактеризуйте один из угольных бассейнов России.  Бассейн Доля  подземной  добычи, % Средняя  глубина  добычи, м Средняя  мощность  пласта, м Калорийность  угля, ккал/кг Добыча, млн.т Кузнецкий Канско­ Ачинский 58 ­ Печорский 100 185 ­ 298 1,85 15 ­100 0,88 0,47 115 43,5 1,53 0,8 19.6  Бассейн   расположен   на   северо­востоке   европейской   части России, на северо­востоке республики Коми. Центром бассейна является город Воркута, расположенный за северным полярным кругом. До Воркуты проложена железная дорога. Весь   уголь   добывается   дорогим   подземным   способом.   Глубина добычи   298   м,   Угли высококачественные   (0,88   ккал/кг).   Угли   дорогие   (высокая себестоимость). Добыча угля в 4 раза ниже, чем   в Кузбассе, а запасов угля меньше, чем в Кузбассе в 3 раза. Потребителями угля являются предприятия Европейского Севера. Бассейн имеет небольшие перспективы развития из­за высокой себестоимости угля.   Проблемы   бассейна   связаны   с   трудностями   реализации   что   глубже   чем   в   Кузбассе. дорогого   угля   в   условиях   рыночной   экономики.   Экологические проблемы   связаны   с   использованием   терриконов.   Социальные проблемы обострились из­за зарплаты и инфляции.   10   класс   –   «Оценка   ресурсообеспеченности   стран   мира минеральными ресурсами» Вид ресурса Мировые запасы Объемы добычи 4950 млн.т 3590 млн.т 2420 млрд. м³ Количество лет 1111 лет 139 лет 165 лет 566 лет 5500 млрд. т 500 млрд. т 400 трлн. м³ Каменный уголь Нефть Природный газ Железная руда 600 млрд. т 1060 млн.т 4. Проблемные ситуации на практических работах.  8   класс   «Климат   России»   ­   описание   типов   климата   страны, областей   умеренного   климата,   соотношение   типов   климатограмм климатическим поясам. Проблемные вопросы: Почему   на   территории   России   такое   большое   количество климатических поясов?   С   чем   связано   появление   в   умеренном   климате   климатических областей? Почему   арктический   климат   характеризуется   низкими температурами   в   течение   всего   времени   года   и   маленьким количеством осадков?  Почему различается климат России на западе в умеренном климате и на востоке умеренного климата?  После обсуждения этих вопросов формируется вывод о том, что на климат   России   влияют:   географическое   положение,   объем суммарной солнечной радиации, близость океанов (Дальний Восток – Тихий океан), рельеф, циркуляция атмосферы. Приложение 7.  Критерии оценки уровня сформированности предметных компетенций при выполнении практических работ по географии. Ключевые Критерии Уровень сформированности компетенций предметные компетенции  Умение в  конкретной  ситуации  распознать и  сформулировать  проблемы,  которые могут  быть решены  средствами  географии Владение языком  географии оценки низкий средний высокий Умение  применять  знания на  практике при  решении  определенных  проблем или  затруднений  Слабо развиты умение и  навыки  анализа,  ситуации,  преобразовани я информации, формулирован ия и  аргументации  выводов Хорошо развиты  умения и навыки  анализа ситуации  работы с  различными  источниками  информации.  Проявляет  указанные навыки  при поддержке  учителя и  одноклассников Самостоятельно  применяет  умения и навыки  при решении  поставленной  проблемы  работает с  различными  источниками  информации. Хорошее владение географическими  терминами и  понятиями,  умение читать  карту с помощью  учителя.  Высокий уровень  сформированност и навыков чтения карты и работы  со  специфическими  источниками  информации,  помощь учителя  не требуется. Слабое  владение  географически ми терминами  и понятиями,  не умеет  читать  географически е карты и  другие  специфически е источники  информации Владение  языком  географии,  понимание  географически х терминов и  понятий,  умение  «читать»  географические карты и другие  специфические  источники  географическо й информации Умение «привязывать» событие   конкретному месту   пространстве. к в Умение  объяснять  причины того  или иного  явления с  точки зрения  его  географическог о положения Не умеет  выстраивать  причинно­ следственные  связи,  работает  только с  помощью  учителя Умеет  простраивать  отдельные  умозаключения без завершения цепи  закономерностей Самостоятельно  выстраивает  причинно­ следственные  связи с  объяснениями  всех причин и  факторов. Информационная  Умение  Не умеет  Работает с  Самостоятельно компетентность  выделить  географическу ю  информацию,  необходимую  для решения  данной  проблемы работать с  информацией информацией при  помощи учителя работает с  информацией,  анализирует и  преобразует ее Познавательная  компетентность Умение  сделать вывод Не  сформировано  умение Делает выводы с  помощью учителя Самостоятельно  делает выводы и  самостоятельно  решать  поставленные  задачи Приложение 8.  Оценка практических работ Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся: самостоятельно применяет умения и навыки при решении поставленной проблемы работает с различными источниками   информации,   обладает   способностью   преобразовывать информацию,   делать   обобщения,   формулировать,   аргументировать   выводы, сохранять   и   передавать   информацию,   самостоятельно   оперирует географическими   терминами,   работает   с   картой,   выстраивает   причинно­ следственные связи. Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но присутствует незначительная помощь учителя в отдельные моменты выполнения работы, не точные выводы. Оценка «3»  ставится, если работа выполнена не полностью, нет выводов, не прослеживаются   причинно­следственные   связи     или   работа   выполнена   не полностью,   однако   объем   выполненной   части   таков,   что   позволяет   получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. Оценка «2»  ставится в том случае, если:   работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,  или в   ходе   работы   и   в   отчете   обнаружились   в   совокупности   все   недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу. Приложение 9. Анкета «Практические работы на уроках географии» 1. Интересны ли вам практические работы на уроках географии? 2. Какие виды практических работ нравятся больше всего? (работа с картой и атласом, работа с таблицами, диаграммами статистическим материалом, работа с другими источниками информации)? 3. Почему нравятся практические работы. Рисунок 1. 5% 10% Интересны Интересны в зависимости от темы Не интересны 85% Рисунок 2. 10% 13% 77% Работа с атласом и контурними картами Работа с диаграммами, таблицами, статистическим материалом Работа с разными источниками информации Рисунок 3. 15% 10% 7% 68% Можно получить хорошую отметку Можно поработать с товарищами в группе Можно самостоятельно ответить на интересный вопрос Можно проявить свои творческие вожможности Приложение 10. Анализ качественной успеваемости при выполнении практической работы  в 6 классе по теме «Описание географического положения моря» 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 57% 63% 53% 25% 12% 10% " " " " " " 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 учебный год Анализ качественной успеваемости при выполнении практической работы  в 7 классе по теме «Характеристика географического положения  материка Евразия» 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 57% 53% 43% 37% 6% 4% " " " " " " 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 учебный год Анализ качественной успеваемости при выполнении практической работы в 8   классе по теме  «Географическое положение России» 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 60% 60% 36% 33% 7% 4% " " " " " " 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 учебный год Анализ качественной успеваемости при выполнении практической работы в 9   классе по теме  «Зональная специализация сельского хозяйства России» 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 63% 61% 33% 32% 7% 4% " " " " " " 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 уче6бный год Анализ качественной успеваемости при выполнении практической работы в 10   классе по теме  «Характеристика геополитического положения страны» 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 58% 57% 39% 37% 5% 4% " " " " " " 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 учебный год Приложение 11. Рисунок 1 Итоги ГИА 2011 – 2012 учебный год 3.75 3.7 3.75 3.74 3.73 3.72 3.71 3.7 3.69 3.68 3.67 Средняя оценка Итоги ГИА 2011 – 2012 учебный год 3.6 3.6 3.5 3.4 3.3 3.2 3.1 3 2.9 2.8 3.1 Средняя оценка По району По школе Итоги ЕГЭ 2011 – 2012 учебный год 53 53 52.5 52 51.5 51 50.5 50 51 Средний балл По району По школе Приложение 12. Анализ сформированности основных предметных компетенций при выполнении  практических работ по географии. Рисунок 1  Информационная компетенция. 63% 65% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 30% 21% 14% 7% 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 учебный год2 Рисунок 2.  Познавательная компетентность. 58% 53% 27% 20% 22% 20% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 учебный год2   Рисунок 3. Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать  проблемы, которые могут быть решены средствами географии. 58% 53% 27% 20% 22% 20% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 учебный год2 Рисунок 4. Владение языком географии. 68% 70% 28% 28% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 4% 2% 2010 - 2011 учебный год 2011 - 2012 учебный год2 Рисунок 5. Умение «привязывать» событие к конкретному месту в пространстве. 63% 59% 24% 17% 20% 17% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 2010 - 2011 учебный год 20101- 2012 учебный год2 Приложение 13. Анализ качественной и абсолютной успеваемости и степени обученности  учащихся (СОУ) за три года. 100% 100% 100% 70% 66% 75% 70% 70% 71% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)

Формирование предметных компетентностей через выполнение практических работ (самоанализ учителя географии на первую квалификационную категорию)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018