Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Ново-Никольская средняя общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
Возможности уроков географии в формировании понятий здорового образа жизни у детей.
Составитель: Пантанова В.П., учитель географии
2020 год
Возможности уроков географии в формировании понятий здорового образа жизни у учащихся шестых классов
1. Введение.
Школа, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной,
гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска
способов сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Требования нового стандарта
Новый стандарт среди направлений модернизации образования, в том числе выделяет:
А
также указывает на необходимость сохранения физического и психического здоровья
школьников.
Результатом реализации нового стандарта образования предположительно будет
выпускник, отвечающий требованиям жизни в 21 веке.
3. Возможности географического образования.
При постоянно ухудшающейся статистике детской заболеваемости, задача школы –
использовать все имеющиеся возможности для сохранения и укрепления здоровья
учеников.
Умения, навыки, способы деятельности, сформированные на уроках географии – не
только часть географической культуры, но и существенный элемент общей культуры
человека, являющейся необходимым условием развития и социализации школьников. А
здоровье - важнейшая составляющая модели выпускника школы, играет решающую роль
в успешной реализации личности в обществе.
Практическая направленность географического образования позволяет движение в
направлении формирования «нового» выпускника.
Целями географического образования среди прочих являются:
Возможность
применения географических знаний и умений в повседневной жизни позволяет
формировать у учащихся понятия здорового образа жизни.
4. Анализ содержания курса «География Земли» с точки зрения возможностей
формирования понятий и способов ЗОЖ.
Для понимания возможностей содержания предмета для формирования понятий
здорового образа жизни потребовалась работа с документами, определяющими
преподавание географии в школе. Это – прежде всего Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования и Примерные программы основного
общего образования.
В Стандарте четко прописаны цели изучения географии на ступени основного общего
образования и требования к уровню подготовки выпускников. Выше названное, а
также содержание курса «География Земли» позволило определить примерный
перечень понятий ЗОЖ, возможность формирования которых есть на уроках
географии. Содержание разделов «План местности», «Земля – планета Солнечной
системы», «Рельеф Земли», Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», на мой взгляд,
обладает возможностью формирования понятий ЗОЖ.
Изучив
содержание отдельных уроков, я выбрала следующие понятия ЗОЖ: двигательная активность,
активный отдых, туризм, рациональный режим труда и отдыха, закаливание,
биоритмы, климатическая адаптация, экологическая безопасность, рациональное
питание, акклиматизация, рекреация, безопасность жизнедеятельности в природной
среде.
Учитывая практическую направленность географического образования, необходимость
подготовки учащихся к применению географических знаний и умений в повседневной
жизни, я для демонстрации возможностей начального курса географии взяла
несколько примеров конкретных уроков:
Так на обобщающем уроке «Практическая работа «Чтение плана местности» возможно
проведение беседы о значении топографических планов для людей разных профессий
и занятий, в т.ч. и для туристов. В ходе беседы необходимо обратить внимание
детей на преимущество активных видов отдыха, значении двигательной активности
для сохранения и укрепления здоровья.
На уроке «Земля
– планета Солнечной системы» после объяснения
следствий суточного вращения Земли учащимся может быть предложено заполнение
таблицы «Досуг в разное время года»:
Время года Зима Весна Лето Осень
Способы организации досуга
После заполнения таблицы дети самостоятельно делают вывод о влиянии сезонных
изменений на жизнь и двигательную активность человека. В ходе обсуждения у
учащихся формируются понятия о биоритмах человека и двигательной активности.
С удовольствием дети решают задачи на определение изменения температуры воздуха
при подъёме в горы. Вот одна из таких задач:
Определить температуру воздуха в посёлке, расположенном на высоте 2500 метров
над уровнем моря, если у подножья гор температура равна 24 ° С.
После решения задачи проводится беседа об особенностях горного климата и
рекреационных районах. В ходе беседы учитель рассказывает о климатической
адаптации человека в горах и выявляет знания учащихся о рекреационных районах
России. Проиллюстрировать беседу целесообразно слайдами презентации с
изображением горных курортов России и возможностями организации активного
отдыха.
Работа с картами атласа – один из важнейших видов работы учащихся на уроке
географии. Географическая
карта - важнейший источник географической информации. На уроке
«Хозяйственное значение океана» ученики, подготовленные выполнением
опережающего задания (знакомство с веществами, необходимыми организму), по
картам атласа определяют биологические ресурсы океанов и оценивают возможности
океанов по обеспечению людей белковой пищей. Этот вид работы знакомит детей с
понятием «рациональное питание».
Выполнение иллюстраций к стихам на уроке «Погода» не
только развивает образные представления учащихся о типах погоды, характерных
для нашего города, но и позволяет обратить внимание детей на необходимость
закаливания для сохранения здоровья.
Вот примеры стихов:
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.
А.А.Ахматова
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
А.А. Ахматова
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
А.С. Пушкин
Сегодня мобильность населения высока, люди свободно перемещаются по стране,
материкам, климатическим поясам, и не всегда задумываются о последствиях таких
перелётов. Перед уроком «Климат» учащимся предлагается виртуально собрать
чемодан и аптечку в дорогу для поездки:
в Египет в апреле;
в Аргентину в январе;
в Антарктиду в июле.
На уроке, при проверке «собранных чемоданов» учащиеся с помощью учителя делают
вывод о воздействии перемещений на здоровье человека и знакомятся с действиями,
которые облегчат акклиматизацию.
Опережающее задание «Какие заболевания могут стать следствием загрязнённости
атмосферного воздуха?» перед уроком «Охрана атмосферного воздуха», позволяет
формировать понятие экологическая безопасность и экологическая культура
человека.
5. Вывод.
Таким образом, анализируя содержание курса «География Земли» 6 класса, можно сделать вывод об имеющихся возможностях для формирования понятий здорового образа жизни на уроках географии. А готовность учащихся применять географические знания в повседневной жизни, знание факторов, влияющих на здоровье, позволит им не только знать понятия ЗОЖ, но и бережно относится к своему здоровью.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.