Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Оценка 4.9

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
08.04.2017
Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную
Предпрофильное развитие детей старшего возраста.docx
Предпрофильное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий Актуальность       Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее ему радость и приносящее пользу людям.   Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем   детстве.   Практика   работы   с   дошкольниками   показывает,   что   начинать   раннюю профессиональную  ориентацию  нужно уже  с  детского  сада  . Очень  важно,  чтобы  дети понимали: любой труд почетен и нужен людям.     Задача педагогов в детском саду не только раскрыть перед школьниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.           Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей.             Перед   дошкольниками   не   стоит   проблема   выбора   профессии.   Но   поскольку профессиональное   самоопределение   взаимосвязано   с   развитием   личности   на   всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.   Основное направление   в   работе   с   детьми   старшего   дошкольного   возраста   ориентировано   на выявление   на   ранних   ступенях   развития   способностей   детей   дошкольного   возраста,   к разным   видам   деятельности;   обеспечение   реализации   интересов,   склонностей дошкольников.      Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий ­ это необходимый процесс, который актуален в современном мире.           Новизна:  знакомство с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых,   приобретения   детьми   опыта   общения   с   людьми,   целенаправленный   процесс социализации ребенка дошкольного возраста в окружающем мире.        Проблема:  Было установлено, что   представление дошкольников   о   труде взрослых довольно ограничено — они  знают лишь о  небольшом количестве профессий.   представлений о специфике профессий через использование игровых технологий.      Задачи:   систематизация   работы   по  предпрофильному   развитию   детей;     расширение представлений   детей   о   различных   профессиях;   формирование   элементарных   трудовых навыков; создание условий для самореализации творческих способностей детей;  развитие умения   применять  полученные   знания   о   трудовой   деятельности   взрослых   в   сюжетно   – ролевых играх; воспитание уважения к труду взрослых.       Ожидаемый   результат:   сформированность   представлений   у   детей   о   профессиях взрослых, трудовых действиях. Создание организационно – педагогических условий для развития способностей детей к разным видам деятельности. Мы надеемся, что наши дети, получив   необходимые   представления   о   мире   профессий,   в   будущем   научатся   быть инициативными в выборе собственной профессии.        Цель   работы  по   предпрофильному   развитию   детей:   формирование   у   детей чтение   художественной   литературы,    Интегративность: работа в этом направлении предполагает  интегрированный подход – включение содержания во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.   Использование   принципа   интеграции   позволяет   решать   задачи   умственного, нравственного и эстетического воспитания в разных видах деятельности.           Формы   работы:  весь     материал   систематизирован   и     представлен   в   наиболее приемлемых   формах:   проведение   экскурсий;   организация   встреч   с   людьми   разных профессий;     отражающей   общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного   материала   о   труде   взрослых   и   взаимоотношениях   в   его   процессе; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых.          Составление   творческих   рассказов,   рассказов   из   личного   опыта     ­   "Учитель»"     ­ "Защитник   Отечества"   ­   "Хотим   стать   спасателями"     ­"Я   хочу   быть   врачом", индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Настольно­печатные игры: ­ "Кому что нужно для работы" ­ "Профессии" ­ "Знаю все   профессии".   Заучивание   стихов;   работа   с   пословицами   и   поговорками   о   труде, трудолюбии;   загадывание   загадок   о   профессиях   и   орудиях   труда;   работа   над скороговорками, в которых упоминаются профессии и орудия труда; пальчиковые игры в изучении   профессий,   дыхательная     и   артикуляционная   гимнастика.   Это   позволяет систематизировать знания детей о профессиях не только в режимные моменты, но и в непосредственно – образовательной деятельности.     Оснащение предметно­развивающей среды. Изготовление атрибутов к сюжетно­ролевым играм: ­ Поликлиника ­ Ателье ­ Супермаркет ­ Салон красоты ­ Библиотека ­ Школа Оформление альбома с фотографиями "Профессии".      Подбор иллюстраций по теме. Приобретение, изготовление дидактических настольно­ печатных игр, связанных с темой "Профессии". Приобретение художественной литературы, энциклопедий, связанных с профессиями людей.       Работа с детьми планируется дифференцированно в утренние и вечерние часы, которая проводится  в   свободной  деятельности  детей.    Использование   в  формировании   у  детей представлений о разных профессиях имеет большое значение, так как информационно – коммуникативные   средства   –   это   то   что   требует   современная   модель   обучения   на современном этапе образования.          Принципы:  работа   в   этом   направлении   строится   с   учетом   принципов,   которые  Принцип   системности  –   организация взаимосвязаны   и   реализуются   в   единстве: последовательных мероприятий;  адресный подход  – предполагает учет индивидуальных особенностей;  принцип   интеграции  –   содержание   материала   может   интегрировать   в целостный педагогический процесс; принцип наглядности; принцип преемственности – взаимодействие с ребенком в условиях ДУ и семьи.     Предпрофильное развитие детей невозможно только в рамках детского сада.  Особое место отводится работе с родителями. Составили план сотрудничества с семьей по направлениям:   информационно   –   аналитическое;   познавательное;   наглядно   – информационное; досуговое. Беседы о профессиях в домашней обстановке; подготовка рассказа   о   любой   профессии;   закрепление   с   детьми   той   или   иной   темы   с   помощью дидактических   игр,   компьютерных   программ.   Подготовка       материала   по   теме   "Моя любимая профессия" в виде презентации;         Оформление выставки «Профессии в моей семье» Проведение досуга   "Все работы хороши – выбирай на вкус".        Мониторинг проводится 3 раза в год (начало работы, промежутолчный, завершающий этап), результаты записываются, что позволяет корректировать индивидуальную работу. Диагностическая   методика   Г.А.   Урунтаевой   и   Т,И.   Гризик   «Представления   о   труде взрослых». Рассматриваем : знание детьми названия профессий, характер представлений о труде  взрослых   и   отношение   детей   к   труду  взрослых.   Для  этого   проводятся  беседа   и эксперимент с использованием визуальных методик. В начале работы в этом направлении был   выявлен   уровень   знаний   детей   о   профессии   родителей   методом   опроса.   Более половины   детей   затруднялись   в   ответах:   называя   профессию   родителей,   не   выделяли трудовые   действия,   не   моли   обозначить   результат   труда.   Даже   если   ребенок   называет профессию   мамы,   папы   и   бывал   у   них   на   работе,   он   не   всегда   понимает   суть   их профессиональной   деятельности.   Объем   знаний   о   разных   профессиях,   о   значимости профессии для общества у детей был невысокий. (первичный, промежуточный этап)      На завершающем этапе в этом направлении  были систематизированы  знания детей о том, что такое профессия, название профессий; обозначили результат труда,   для чего человеку необходимо трудиться, работать.     Почти все дети  логично, последовательно и чётко рассказывают  об известных им уже профессиях, правильно говорят названия этих профессий.     Теперь дошкольники группы  более ответственно относятся  к выполнению поручений, дежурствам,   хозяйственно­бытовому   труду.   Стараются   оказать   помощь   окружающим, поддерживать порядок в группе.      Дети стали бережнее относиться к  одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к  собственному труду В нашей группе создан уголок профориентации «Кем быть».   Дети в свободное время могут   познакомиться   с   разнообразием   мира   профессий,   у   дошкольников   формируются наглядные   представления   о   существенных   сторонах   профессии,   развиваются интеллектуальные и творческие возможности. В уголок профориентации входят: сюжетно – ролевые игры, иллюстрации профессий, дидактические игры, литература о профессиях (стихи, рассказы, загадки); куклы в в костюмах.     Данный вид профориентационной работы (создание уголка) является приоритетным для разных возрастных групп, поэтому он может занимать активную позицию при создании познавательной среды в группах детского сада.         Большую   роль   в   формировании   представлений   дошкольников   о   профессиональной деятельности   взрослых   играют   сюжетно   –   ролевые   игры   профессионально   – ороиентированной направленности. Сюжетно – ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь   в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем. Кроме   традиционных   сценариев   (магазин,   больница,   парикмахер   в   играх   можно использовать и другие сценарии.          Многие  дети   путешествуют   с  родителями,  можно  соорудить  пароход  и   поплыть  с друзьями  отдыхать на море; построить большой дом и побывать в роли строителя. Методы развития содержания сюжетно – ролевой игры: 1. Проведение экскурсий.  2. Организация встреч с людьми разных профессий.          Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом   взрослых,   способствуют   накоплению   ярких   эмоциональных   впечатлений.   Когда взрослый   вовлекает   детей   в   производимый   им   трудовой   процесс,   давая   им   посильные поручения,   налаживает   при   этом   элементарное   сотрудничество.   Если   дети   имеют возможность   сами   активно   действовать,   то   они   получают   более   точные   и   полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Поэтому в своей работе мы используем эти методы.         В ходе экскурсий в библиотеку,   в спортивную школу   дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. После экскурсий дети начали играть в сюжетно­ролевые игры. Так, играя, в "Библиотеку", приносили книги для чтения из дома.  Через сюжетно­ ролевую   игру   и   на   этапе   подготовки   игры   расширялись,   закреплялись,   и   углублялись знания детей. Самое яркое событие для детей приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях         Все   это   имеет   решающее   значение   для   воспитания   у   дошкольника   ценностного отношения   к   труду   взрослых,   способствует   сближению   между   детьми   и   взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.       Все это имеет значение  для предпрофильного развития  дошкольников. Важно чтобы ребенок с дошкольного возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.        Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Дети хотят знать кем работают их родители.    И вот такая «модель 3 – х вопросов»   носит   познавательный характер, дошкольники узнают о профессиях своих родителей через поисковую деятельность: что они знают, что хотят узнать и что будут делать.       Постепенно дети самостоятельно интересуются о профессии своих родителей, где и кем работают, что конкретно делают. Хорошо, когда дома об этом говорят, и ребенок, считая профессию мамы и папы самой важной, гордится этим.          Кроме экскурсии и встреч с «интересными людьми» проводятся беседы с детьми о разных   видах   профессии.   Большое   внимание   уделяем   современным   профессиям. Составляем рассказы по каждой профессии, в этом нам помогают схемы.    Первая ячейка схемы – знак вопроса: ребенок называет профессию, во второй ячейке в обобщенной   форме   обозначены   полезность   и   необходимость   этой   профессии   в   жизни людей, далее рассматриваются  внешние атрибуты профессии (одежда, головные уборы, обувь), мужская это профессия или женская.       При работе со схемами вовлекаем детей в разнообразную игровую деятельность, как в группе, так и при индивидуальных занятиях. Для усиления эмоционального воздействия на детей используем детскую художественную литературу, энциклопедии.         Итогом работы был   совместный досуг со стихами, песнями, родительскими мастер­ классами, презентациями. Здесь дети продемонстрировали свои знания, а родители свои профессиональные умения. Итоги работы Все это имеет значение  для предпрофильного развития  дошкольников. Важно чтобы ребенок с дошкольного возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям. Проведенная работа позволила подвести к пониманию, что любая деятельность взрослых   имеет   результат   труда   для   общества   –   быть   здоровыми,   лучше   работать   и отдыхать,  красиво  и   удобно  одеваться.  Иметь  красивую  прическу,   быть  защищенными, находиться   в   безопасности.   Труд   взрослых   заслуживает   уважения   и   благодарности,   а сделанные   ими   предметы   и   вещи   надо   беречь.   Дети   не   только   откроют   для   себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по­новому посмотрят на своих родителей, осознают их в новой социальной роли человека – труженика

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников

Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017