Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
08.04.2017
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную
Предпрофильное развитие детей старшего возраста.docx
Предпрофильное развитие детей старшего дошкольного возраста через
использование игровых технологий
Актуальность
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее ему радость и
приносящее пользу людям. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом
раннем детстве. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю
профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важно, чтобы дети
понимали: любой труд почетен и нужен людям. Задача педагогов в детском саду не
только раскрыть перед школьниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку
соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и ФГОС к
структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые
определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных
областей.
Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный,
закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Основное
направление в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентировано на
выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста, к
разным видам деятельности; обеспечение реализации интересов,
склонностей
дошкольников.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий
это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Новизна: знакомство с трудом взрослых – это не только средство формирования
системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру
взрослых, приобретения детьми опыта общения с людьми, целенаправленный процесс
социализации ребенка дошкольного возраста в окружающем мире.
Проблема: Было установлено, что представление дошкольников о труде взрослых
довольно ограничено — они знают лишь о небольшом количестве профессий.
представлений о специфике профессий через использование игровых технологий.
Задачи: систематизация работы по предпрофильному развитию детей; расширение
представлений детей о различных профессиях; формирование элементарных трудовых
навыков; создание условий для самореализации творческих способностей детей; развитие
умения применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно –
ролевых играх; воспитание уважения к труду взрослых.
Ожидаемый результат: сформированность представлений у детей о профессиях
взрослых, трудовых действиях. Создание организационно – педагогических условий для
развития способностей детей к разным видам деятельности. Мы надеемся, что наши дети,
получив необходимые представления о мире профессий, в будущем научатся быть
инициативными в выборе собственной профессии.
Цель работы по предпрофильному развитию детей: формирование у детей чтение художественной литературы,
Интегративность: работа в этом направлении предполагает интегрированный подход –
включение содержания во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную,
игровую. Использование принципа интеграции позволяет решать задачи умственного,
нравственного и эстетического воспитания в разных видах деятельности.
Формы работы: весь материал систематизирован и представлен в наиболее
приемлемых формах: проведение экскурсий; организация встреч с людьми разных
профессий;
отражающей общественную
направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием
иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе;
составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых.
Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта "Учитель»"
"Защитник Отечества" "Хотим стать спасателями"
"Я хочу быть врачом",
индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, о том, что такое хорошо и что такое
плохо. Настольнопечатные игры: "Кому что нужно для работы" "Профессии" "Знаю
все профессии". Заучивание стихов; работа с пословицами и поговорками о труде,
трудолюбии; загадывание загадок о профессиях и орудиях труда; работа над
скороговорками, в которых упоминаются профессии и орудия труда; пальчиковые игры в
изучении профессий, дыхательная
и артикуляционная гимнастика. Это позволяет
систематизировать знания детей о профессиях не только в режимные моменты, но и в
непосредственно – образовательной деятельности.
Оснащение предметноразвивающей среды. Изготовление атрибутов к сюжетноролевым
играм: Поликлиника Ателье Супермаркет Салон красоты Библиотека Школа
Оформление альбома с фотографиями "Профессии".
Подбор иллюстраций по теме. Приобретение, изготовление дидактических настольно
печатных игр, связанных с темой "Профессии". Приобретение художественной литературы,
энциклопедий, связанных с профессиями людей.
Работа с детьми планируется дифференцированно в утренние и вечерние часы, которая
проводится в свободной деятельности детей. Использование в формировании у детей
представлений о разных профессиях имеет большое значение, так как информационно –
коммуникативные средства – это то что требует современная модель обучения на
современном этапе образования.
Принципы: работа в этом направлении строится с учетом принципов, которые
Принцип системности – организация
взаимосвязаны и реализуются в единстве:
последовательных мероприятий; адресный подход – предполагает учет индивидуальных
особенностей; принцип интеграции – содержание материала может интегрировать в
целостный педагогический процесс; принцип наглядности; принцип преемственности –
взаимодействие с ребенком в условиях ДУ и семьи.
Предпрофильное развитие детей невозможно только в рамках детского сада.
Особое место отводится работе с родителями. Составили план сотрудничества с семьей по
направлениям: информационно – аналитическое; познавательное; наглядно –
информационное; досуговое. Беседы о профессиях в домашней обстановке; подготовка
рассказа о любой профессии; закрепление с детьми той или иной темы с помощью дидактических игр, компьютерных программ. Подготовка материала по теме "Моя
любимая профессия" в виде презентации;
Оформление выставки «Профессии в моей семье» Проведение досуга "Все работы
хороши – выбирай на вкус".
Мониторинг проводится 3 раза в год (начало работы, промежутолчный, завершающий
этап), результаты записываются, что позволяет корректировать индивидуальную работу.
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т,И. Гризик «Представления о труде
взрослых». Рассматриваем : знание детьми названия профессий, характер представлений о
труде взрослых и отношение детей к труду взрослых. Для этого проводятся беседа и
эксперимент с использованием визуальных методик. В начале работы в этом направлении
был выявлен уровень знаний детей о профессии родителей методом опроса. Более
половины детей затруднялись в ответах: называя профессию родителей, не выделяли
трудовые действия, не моли обозначить результат труда. Даже если ребенок называет
профессию мамы, папы и бывал у них на работе, он не всегда понимает суть их
профессиональной деятельности. Объем знаний о разных профессиях, о значимости
профессии для общества у детей был невысокий. (первичный, промежуточный этап)
На завершающем этапе в этом направлении были систематизированы знания детей о
том, что такое профессия, название профессий; обозначили результат труда, для чего
человеку необходимо трудиться, работать.
Почти все дети логично, последовательно и чётко рассказывают об известных им уже
профессиях, правильно говорят названия этих профессий.
Теперь дошкольники группы более ответственно относятся к выполнению поручений,
дежурствам, хозяйственнобытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим,
поддерживать порядок в группе.
Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели,
так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду
В нашей группе создан уголок профориентации «Кем быть». Дети в свободное время
могут познакомиться с разнообразием мира профессий, у дошкольников формируются
наглядные представления о существенных сторонах профессии,
развиваются
интеллектуальные и творческие возможности. В уголок профориентации входят: сюжетно
– ролевые игры, иллюстрации профессий, дидактические игры, литература о профессиях
(стихи, рассказы, загадки); куклы в в костюмах.
Данный вид профориентационной работы (создание уголка) является приоритетным для
разных возрастных групп, поэтому он может занимать активную позицию при создании
познавательной среды в группах детского сада.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной
деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально –
ороиентированной направленности. Сюжетно – ролевые игры – это одни из самых любимых
игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем.
Кроме традиционных сценариев (магазин, больница, парикмахер в играх можно
использовать и другие сценарии.
Многие дети путешествуют с родителями, можно соорудить пароход и поплыть с
друзьями отдыхать на море; построить большой дом и побывать в роли строителя. Методы развития содержания сюжетно – ролевой игры: 1. Проведение экскурсий. 2.
Организация встреч с людьми разных профессий.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с
трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Когда
взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные
поручения, налаживает при этом элементарное сотрудничество. Если дети имеют
возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные
представления о труде взрослых, начинают им подражать. Поэтому в своей работе мы
используем эти методы.
В ходе экскурсий в библиотеку, в спортивную школу дети проявили активность в
диалоге, интерес к профессиям. После экскурсий дети начали играть в сюжетноролевые
игры. Так, играя, в "Библиотеку", приносили книги для чтения из дома. Через сюжетно
ролевую игру и на этапе подготовки игры расширялись, закреплялись, и углублялись
знания детей. Самое яркое событие для детей приход в гости родителей с рассказами о
своих профессиях
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного
отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми,
большему пониманию ребенком мира взрослых.
Все это имеет значение для предпрофильного развития дошкольников. Важно чтобы
ребенок с дошкольного возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что
любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования
любознательности. Дети хотят знать кем работают их родители.
И вот такая «модель 3 – х вопросов» носит познавательный характер, дошкольники
узнают о профессиях своих родителей через поисковую деятельность: что они знают, что
хотят узнать и что будут делать.
Постепенно дети самостоятельно интересуются о профессии своих родителей, где и кем
работают, что конкретно делают. Хорошо, когда дома об этом говорят, и ребенок, считая
профессию мамы и папы самой важной, гордится этим.
Кроме экскурсии и встреч с «интересными людьми» проводятся беседы с детьми о
разных видах профессии. Большое внимание уделяем современным профессиям.
Составляем рассказы по каждой профессии, в этом нам помогают схемы.
Первая ячейка схемы – знак вопроса: ребенок называет профессию, во второй ячейке в
обобщенной форме обозначены полезность и необходимость этой профессии в жизни
людей, далее рассматриваются внешние атрибуты профессии (одежда, головные уборы,
обувь), мужская это профессия или женская.
При работе со схемами вовлекаем детей в разнообразную игровую деятельность, как в
группе, так и при индивидуальных занятиях. Для усиления эмоционального воздействия на
детей используем детскую художественную литературу, энциклопедии.
Итогом работы был совместный досуг со стихами, песнями, родительскими мастер
классами, презентациями. Здесь дети продемонстрировали свои знания, а родители свои
профессиональные умения. Итоги работы Все это имеет значение для предпрофильного развития дошкольников.
Важно чтобы ребенок с дошкольного возраста проникся уважением к любой профессии, и
понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим
людям. Проведенная работа позволила подвести к пониманию, что любая деятельность
взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и
отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными,
находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а
сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Дети не только откроют для себя
увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и поновому посмотрят на своих
родителей, осознают их в новой социальной роли человека – труженика
Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.