Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
биология +1
Взрослым
28.02.2019
Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, обязательных для современного выпускника школы. Ее формирование осуществляется с помощью ряда методов и приемов, применяемых во внеурочное время. Основное внимание в статье уделяется формированию проектно-исследовательской компетенции посредством метода проектов.
статья журнал - копия.docx
Н.П. Грошева, учитель биологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 имени А.С. Пушкина ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО БИОЛОГИИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ От успеха в школе ­ к успеху в жизни Жизнь   в   обществе   меняется   стремительно.   Современный     мир предъявляет   целый   ряд   требований   к   выпускникам   школ,   будущим специалистам   в   самых   различных   сферах   деятельности.   Это   не   только способность   приобретать   и   усваивать   знания,   но   и   умение   творчески, нестандартно мыслить. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за   ограниченное   время   создать   уникальный   продукт   или   услугу, перестроиться   и   овладеть   новыми   методами   работы,   предложить неординарный выход из проблемной ситуации.  В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных   для   жизни   в   обществе,   таких   как:   способность     быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний,   умение   находить   общий   язык   с   людьми   самых   разных   профессий, культур. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Современное   общество   ждет   от   школы   мыслящих,   инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в свою очередь  в условиях модернизации системы образования ищет   пути,   которые   позволили   бы   выполнить   этот   заказ   общества.   При традиционном   способе   преподавания   учитель   часто   ставит   ученика   в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного   процесса   учитель   искусственно   задерживает   развитие познавательной   активности   ученика,   наносит   ему   большой   вред   в интеллектуальном   и   нравственном   отношении.   Еще   В.А.   Сухомлинский 1 говорил: "Страшная это опасность ­ безделье за партой; безделье шесть часов   Возникает ежедневно,   безделье   месяцы   и   годы.   Это   развращает".   необходимость   выйти   за   рамки   сложившихся   традиционных   подходов, работать   в   режиме,   побуждающем   к   поиску   новой   информации, самостоятельной   продуктивной   деятельности,   направленной   на   развитие критического и творческого мышления школьника. Передо мной, как учителем, встала проблема: как развить способности ребенка,  научить его самостоятельно думать и  принимать решения? Решение проблемы подсказал опыт работы и сама жизнь. Биология ­ одна из наиболее практико­направленных   дисциплин.   Ее   преподавание   напрямую   связано   с процессом   формирования   самостоятельности   ученика.   Древняя   китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне   действовать   самому   –   я   пойму».   Из   существующего   арсенала   проектно­ педагогических   методов   и   технологий   я   выбрала   исследовательскую   деятельность,   так   как   именно   она   служит   примером метапредметной   компетенции   и   напрямую   связана   с   мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся. Проектно­исследовательский метод характеризуется высокой степенью самостоятельности,   формирует   умения   работать   с   информацией,   помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать вывод. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.   Для   организации   самостоятельной   исследовательской   деятельности проектной   и учащихся   необходимо   их   последовательно исследовательской деятельности, планированию этих видов деятельностей, а  обучать  также созданию условий для мотивации на данные виды деятельности.  Эту   проблему   пока   трудно   решать   в   рамках   урока,  она   может   быть решена   путем   организации   проектно­исследовательской   деятельности школьников во внеурочное время.  Для внеурочной деятельности она очень 2 удобна, так как позволяет максимально реализовать  творческий потенциал учителя и учащихся, стимулирует повышение интереса к предмету, а также способствует формированию практически всех видов универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных). Опыт показывает, что лучше всего в формировании навыков проектно­ исследовательской   деятельности   идти   от   простого   к   сложному,   учитывая нарастание   самостоятельной   поисковой   деятельности   школьников, выполнение   заданий,   ведущих   от   воспроизводящей   деятельности   к творческой. В   своей   работе   я   пытаюсь   создать   необходимые   условия   для формирования   исследовательской   компетенции   ребят,   исходя   из   их возможностей,   желания,   способностей,   используя   принципы   проблемности, доступности, сотрудничества, научности.    естественности,   индивидуальности,   самодеятельности, Все занятия внеурочной деятельности провожу я сама, поэтому очень хорошо   вижу   интеллектуальный   и   деятельностный   рост   учащихся,   их достижения, удачи и неудачи.  В   нашей   школе   проектно­исследовательской     деятельностью   по биологии   занимаются   обучающиеся   5­9   классов,   коллективно   и индивидуально. С целью привлечения интереса учащихся к природе родного края была создана и успешно реализуется программа интегрированного  курса   для   обучающихся   6­х   классов   ­   эколого­ по   географии   и   биологии   краеведческого объединения «Путешествие по родному краю ». В результате реализации   программы   «Путешествие   по   родному   краю»   обучающиеся получили навыки: самостоятельного поиска информации, анализа событий и явлений   повседневной   жизни,   умения     решать   практические   задачи   по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы. Они научились высказывать собственные суждения о 3 наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко­ культурном наследии народов Краснодарского края, выделять, описывать и объяснять   существенные   признаки   местных   достопримечательностей, памятников   природы,   работать   с   литературой   и   различными   источниками, находить и анализировать информацию, составлять краткую характеристику родного   района,   описывать   флору   и   фауну,   водные   объекты,   работать   и представлять творческие и исследовательские проекты [1]. С   2011   года   являюсь   учитель   биологии   в   центре   дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья при базовой школе. Мной была создана и успешно реализуется для детей с ОВЗ программа курса   «Помоги   себе   сам».   Изучение   данной   программы   даёт   возможность учащимся   познать   собственный   организм,   вооружиться   необходимыми современными   санитарно­гигиеническими   навыками,   способствует формированию   познавательного   отношения   к   формированию,   охране, укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья, помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии.  Программа курса «Помоги себе сам» позволяет школьнику овладеть функциональной грамотностью, что и является, по сути,  целью современного образования. В   качестве   тем   проектов   мои   обучающиеся   выбирают   наиболее актуальные   проблемы:   экологические   проблемы   и   проблемы   сохранения   и укрепления собственного здоровья ­ «Первоцвет», «Костер», «Чистая река», «Питание   и   здоровье   школьников»,   «Стресс   и   пути   его   преодоления», «Влияние   режима   дня   на   здоровье   и   успеваемость   учащихся»,   «Влияние работы с персональным компьютером на остроту зрения и функциональное состояние школьников» и др. 4 Обучающиеся   выполняют   краткосрочные   и   долгосрочные   проектные работы.  Например,     социальный   проект   «Йогурты:   польза   или   вред?»  был рассчитан на четыре месяца, а проект «Зеленая школа» долгосрочный.  Проекты,   разработанные   обучающимися,   имеют   практическую направленность. Для летнего лагеря дневного пребывания «Солнышко»  были разработаны и успешно реализованы «Прогулка с пользой» по аллее «Дыщите глубже»,   маршруты   экскурсий   с   использованием   учебно­опытного   участка школы:   «Удивительное   рядом»,   «Растения   Красной   книги   Краснодарского края», «Эндемики и реликты», «Аптека на грядках», «С растениями вокруг света»,     в   рамках   проекта   «Здоровый   позвоночник»   утренняя   зарядка   с упражнениями по укреплению мышц спины.  На групповых занятиях ребята из отрядов разбирались «Фаст фуд –хорошо или плохо?»  Улучшилось количество и качество выполняемых исследовательских работ.   Ребята   представляют   результаты   своих   исследований   на   конкурсах различного уровня от муниципального до регионального, и часто являются призерами   и   победителями   научно­исследовательских   конкурсов   и конференций:  1   лауреат   и   5   призеров   краевых   творческих   конкурсов: фестиваль   «Дни   молодежной   науки   – 2016»,  муниципальный   этап   краевой экологической акции «Парки Кубани» – операция «Спасибо деду за Победу!», муниципальный   этап   краевой   экологической   акции   «Птицы   Кубани!»   – операция   «Каждой   пичужке   ­     кормушка»,   краевая   экологическая   акция «Утилизация». Самый   главный   результат   –   это   интерес   ребят   к   науке,   природе,   увеличение   количества   желающих исследовательской   деятельности, заниматься   проектно­исследовательской   деятельностью.   Это   блеск любопытства   в   глазах   и   улыбки   радости   на   лицах   счастливых   ребят   от свершенных побед, выполненных проектов, проведенных мероприятий.   Это успех от победы на конкурсе или олимпиаде, который закономерно приходит 5 добросовестно   трудится,   серьезно   работает,   добивается к   тому,   кто   признания, идя по дороге проб и ошибок. За таких детей я уверена, в жизни их тоже ждет успех! ЛИТЕРАТУРА 1. Программа   курса   внеурочной   деятельности   эколого­краеведческого объединения «Путешествие  по родному  краю»//Методический  совет.­ 2016. ­ № 5. – с 26­27 6

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности

Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019