Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
биология +1
Взрослым
28.02.2019
Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, обязательных для современного выпускника школы. Ее формирование осуществляется с помощью ряда методов и приемов, применяемых во внеурочное время. Основное внимание в статье уделяется формированию проектно-исследовательской компетенции посредством метода проектов.
статья журнал - копия.docx
Н.П. Грошева,
учитель биологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 имени А.С. Пушкина ст. Брюховецкой
муниципального образования Брюховецкий район
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО
БИОЛОГИИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
От успеха в школе к успеху в жизни
Жизнь в обществе меняется стремительно. Современный
мир
предъявляет целый ряд требований к выпускникам школ, будущим
специалистам в самых различных сферах деятельности. Это не только
способность приобретать и усваивать знания, но и умение творчески,
нестандартно мыслить. Наиболее успешными становятся люди, которые могут
за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу,
перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить
неординарный выход из проблемной ситуации.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее
необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро
ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области
знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий,
культур. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных,
творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.
Школа в свою очередь в условиях модернизации системы образования
ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При
традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в
положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой
образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие
познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в
интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский
1 говорил: "Страшная это опасность безделье за партой; безделье шесть часов
Возникает
ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает".
необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов,
работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации,
самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие
критического и творческого мышления школьника.
Передо мной, как учителем, встала проблема: как развить способности
ребенка, научить его самостоятельно думать и принимать решения? Решение
проблемы подсказал опыт работы и сама жизнь. Биология одна из наиболее
практиконаправленных дисциплин. Ее преподавание напрямую связано с
процессом формирования самостоятельности ученика. Древняя китайская
мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай
мне действовать самому – я пойму». Из существующего арсенала
проектно
педагогических методов и технологий я выбрала
исследовательскую деятельность, так как именно она служит примером
метапредметной компетенции и напрямую связана с мыслительными,
поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся.
Проектноисследовательский метод характеризуется высокой степенью
самостоятельности, формирует умения работать с информацией, помогает
выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать вывод. А
самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.
Для организации самостоятельной исследовательской деятельности
проектной и
учащихся необходимо их последовательно
исследовательской деятельности, планированию этих видов деятельностей, а
обучать
также созданию условий для мотивации на данные виды деятельности.
Эту проблему пока трудно решать в рамках урока, она может быть
решена путем организации проектноисследовательской деятельности
школьников во внеурочное время. Для внеурочной деятельности она очень
2 удобна, так как позволяет максимально реализовать творческий потенциал
учителя и учащихся, стимулирует повышение интереса к предмету, а также
способствует формированию практически всех видов универсальных учебных
действий (личностных, познавательных, коммуникативных).
Опыт показывает, что лучше всего в формировании навыков проектно
исследовательской деятельности идти от простого к сложному, учитывая
нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников,
выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к
творческой.
В своей работе я пытаюсь создать необходимые условия для
формирования исследовательской компетенции ребят, исходя из их
возможностей, желания, способностей, используя принципы проблемности,
доступности,
сотрудничества, научности.
естественности,
индивидуальности,
самодеятельности,
Все занятия внеурочной деятельности провожу я сама, поэтому очень
хорошо вижу интеллектуальный и деятельностный рост учащихся, их
достижения, удачи и неудачи.
В нашей школе проектноисследовательской
деятельностью по
биологии занимаются обучающиеся 59 классов,
коллективно и
индивидуально. С целью привлечения интереса учащихся к природе родного
края была создана и успешно реализуется программа интегрированного курса
для обучающихся 6х классов эколого
по географии и биологии
краеведческого объединения «Путешествие по родному краю ». В результате
реализации программы «Путешествие по родному краю» обучающиеся
получили навыки: самостоятельного поиска информации, анализа событий и
явлений повседневной жизни, умения решать практические задачи по
определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,
по сохранению природы. Они научились высказывать собственные суждения о
3 наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко
культурном наследии народов Краснодарского края, выделять, описывать и
объяснять существенные признаки местных достопримечательностей,
памятников природы, работать с литературой и различными источниками,
находить и анализировать информацию, составлять краткую характеристику
родного района, описывать флору и фауну, водные объекты, работать и
представлять творческие и исследовательские проекты [1].
С 2011 года являюсь учитель биологии в центре дистанционного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья при базовой
школе. Мной была создана и успешно реализуется для детей с ОВЗ программа
курса «Помоги себе сам». Изучение данной программы даёт возможность
учащимся познать собственный организм, вооружиться необходимыми
современными санитарногигиеническими навыками,
способствует
формированию познавательного отношения к формированию, охране,
укреплению и развитию физического, психического и социального здоровья,
помогает подготовиться к осмысленному выбору профессии.
Программа курса «Помоги себе сам» позволяет школьнику овладеть
функциональной грамотностью, что и является, по сути, целью современного
образования.
В качестве тем проектов мои обучающиеся выбирают наиболее
актуальные проблемы: экологические проблемы и проблемы сохранения и
укрепления собственного здоровья «Первоцвет», «Костер», «Чистая река»,
«Питание и здоровье школьников», «Стресс и пути его преодоления»,
«Влияние режима дня на здоровье и успеваемость учащихся», «Влияние
работы с персональным компьютером на остроту зрения и функциональное
состояние школьников» и др.
4 Обучающиеся выполняют краткосрочные и долгосрочные проектные
работы. Например, социальный проект «Йогурты: польза или вред?» был
рассчитан на четыре месяца, а проект «Зеленая школа» долгосрочный.
Проекты, разработанные обучающимися, имеют практическую
направленность. Для летнего лагеря дневного пребывания «Солнышко» были
разработаны и успешно реализованы «Прогулка с пользой» по аллее «Дыщите
глубже», маршруты экскурсий с использованием учебноопытного участка
школы: «Удивительное рядом», «Растения Красной книги Краснодарского
края», «Эндемики и реликты», «Аптека на грядках», «С растениями вокруг
света», в рамках проекта «Здоровый позвоночник» утренняя зарядка с
упражнениями по укреплению мышц спины. На групповых занятиях ребята из
отрядов разбирались «Фаст фуд –хорошо или плохо?»
Улучшилось количество и качество выполняемых исследовательских
работ. Ребята представляют результаты своих исследований на конкурсах
различного уровня от муниципального до регионального, и часто являются
призерами и победителями научноисследовательских конкурсов и
конференций: 1 лауреат и 5 призеров краевых творческих конкурсов:
фестиваль «Дни молодежной науки – 2016», муниципальный этап краевой
экологической акции «Парки Кубани» – операция «Спасибо деду за Победу!»,
муниципальный этап краевой экологической акции «Птицы Кубани!» –
операция «Каждой пичужке кормушка», краевая экологическая акция
«Утилизация».
Самый главный результат – это интерес ребят к науке, природе,
увеличение количества желающих
исследовательской деятельности,
заниматься проектноисследовательской деятельностью.
Это блеск
любопытства в глазах и улыбки радости на лицах счастливых ребят от
свершенных побед, выполненных проектов, проведенных мероприятий. Это
успех от победы на конкурсе или олимпиаде, который закономерно приходит
5 добросовестно трудится, серьезно работает, добивается
к тому, кто
признания, идя по дороге проб и ошибок. За таких детей я уверена, в жизни их
тоже ждет успех!
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа курса внеурочной деятельности экологокраеведческого
объединения «Путешествие по родному краю»//Методический совет.
2016. № 5. – с 2627
6
Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Формирование проектно-исследовательских компетенций по биологии в рамках внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.