Формирование проектного мышления лицеистов
Оценка 4.8

Формирование проектного мышления лицеистов

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
администрации +1
Взрослым
27.08.2019
Формирование проектного мышления лицеистов
В материале представлена одна из главных форм организации занятий в начальной школе - проектная задача, как этап перехода к проектной деятельности в основной и старшей школе и формы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности лицеистов, направленных на обеспечение реализации индивидуальной образовательной траектории.
Формирование проектного мышления лицеистов.docx
Формирование проектного мышления лицеистов Прибылова С.М. заместитель директора по УВР,  учитель начальных классов БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей», г. Вологда Мир, окружающий нас, меняется стремительно, и для выживания в нем человеку все реже   удается   опереться   на   отработанные   его   предками   или   им   самим   мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде нашим выпускникам все чаще приходится проявлять проектное мышление. Поэтому   в   настоящее   время   в   образовательной   практике   чрезвычайно   высок   интерес   к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу. Цель нашей работы ­ формирование и развитие проектного мышления обучающихся лицея. Задачи:        ситуации;  формировать разные способы учебного сотрудничества; развивать мыследеятельность ребенка; отрабатывать навыки и умения, этапы проектной деятельности; научитьсамостоятельному выбору способа решения задачи; стимулировать получение принципиально нового «продукта»; содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; оценивать возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной задавать   разные   «стратегии»   решения   задачи   с   получением   «веера» возможных результатов  рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план      своей деятельности); выделяя все существенное и главное); моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   схемы­модели, проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать   в   коммуникацию   (взаимодействовать   при   решении   задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других). Основные   особенности   организации   проектной   и   учебно­исследовательской деятельности обучающихся в лицее заключаются в том, что они: во­первых,сквозной линией проходит   через   все   виды   деятельности   в   лицее;   а   во­вторых,   ориентированы   на самостоятельную   деятельность   лицеиста.Проектная   и   учебно­исследовательская деятельность, с нашей точки зрения, всегда проектируемая, регулируемая, проверяемая. Одной из главных форм организации занятий в начальной школе является проектная задача,   как   этап   перехода   к   проектной   деятельности   в   основной   и   старшей   школе.  Под проектной   задачей  понимается   задача,   в   которой   через   систему   или   набор   заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и, в ходе решения, которой   происходит   качественное   самоизменение   группы   детей.   Проектная   задача принципиально характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор групповой носит         решения. заданий Через опыт решения серии подобных задач на протяжении пяти­шести первых лет обучения в «стратегии» возможные задать ее         школе школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи. Если в 1­3 классах мы используем упорядоченный набор заданий, которые помогают ребенку усвоить алгоритм решения проектной задачи, то в 4—5 классах целесообразно использовать их неупорядоченный набор. В этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на   самих   учащихся.   Такая   форма   проектной   задачи   является   наиболее   приближенной   к собственно проекту. Таким образом,   проектная задача — это система (для 5­6 классов — набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде «продукта». Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового реального     (до этого неизвестного) результата. На   этапе   решения   проектных  задач   главной   становится   оценка  процесса   (процесса решения и предъявления результата) и только потом оценка самого результата Структура проектной задачи  Должна   быть   описана   проблемная   ситуация,   но   задача   должна   быть сформулирована самими школьниками. Проблема должна быть такой, чтобы путей ее решения было несколько. Проектная   задача   должна   содержать   систему   действий,   которую     выполняют дети. Количество   заданий­   это   количество   действий,   которые   необходимо совершить, чтобы задача была решена Задача решена ­ значит, создан конечный продукт Формирование проектного  мышления в лицее начинается с дошкольного уровня. В рамках работы интеллектуальной школы «Развитие» разработан курс «Введение в школьную жизнь.» Основными формами работыкурса являются:  интеллектуальные групповые занятия для детей   совместные занятия детей и родителей решение проектных задач. Проектные   задачи   формулируются   с   учетом   детского   интереса   на   основе занимательного сюжета. Решение проектных задач организуется в малых группах сменного состава и предполагает  обсуждение и представление результатов проектирования. Благодаря проектным   задачам   формируется   первичный   навык   учебного   взаимодействия.Например, наиболее  удачно для  малышей проходят такие  проектные задачи как  "Соберем портфель первоклассника», «Правила для ученика" и т.п.  Подробнее остановимся на некоторых, наиболее эффективных, с нашей точки зрения, форм   организации   учебной   и   внеучебной   деятельности   наших   учеников,   целью   которых является   создание   условий   для   выбора   индивидуальной   образовательной   траектории (таблица№1). Таблица 1 Формы организации проектной и учебно­исследовательской деятельности лицеистов, направленных на обеспечение реализации ИОТ Планируемый результат Проблемы реализации в ОП Роль  педагога Организационна Цели, задачи я форма Краткая характеристика Образовательное путешествие ­ особая технология освоения   мира, позволяющая организовать самостоятельную исследовательску ю   деятельность обучающихся,  Научить   ребенка путешествовать в мире культуры; находить ориентиры способные приоткрыть завесу прошлого, объяснить настоящее и уметь   считывать информацию которую содержат объекты культурного наследия.   Энергозатратность: Необходимо   время для   реализации ИОТ   ­   каждому ученику; (необходима цель, личная   личный   вопрос,   на который   он   будет искать ответ).     к Формирование естественнонаучной картины мира; социальная адаптация условиям меняющегося общества, расширение   общего кругозора   ребенка, укрепление   чувства гордости   за   свой край.   и Тьютор, сопроводитель ученика   в   его самообразовании, самостроительстве. Задачи путешестви я   должны   быть ориентированы   на личностные интересы потребности учеников разрабатываться при их  содействии. Они   должны   быть четкими, конкретными и понятными   всем участникам путешествия.  Тьютор, фасилитатор процессов. и     Технология «погружения»­ активный   метод обучения с элементами   Способствовать развитию творческих     и интеллектуальны х   способностей Активное   «погружение» учебную дисциплину, быстрое в   Энергозатратность для педагогов: необходимо изучение индивидуальных релаксации и игры Интенсивная форма, чередующая индивидуальную и коллективную деятельность, коллективно­ творческие дела и решение проектных задач. Профильная смена Социальные проекты каждого ребенка.     и Выявление поддержка, одаренных учащихся Вологодской области, обеспечения соответствующи х условий для их интеллектуально го и творческого развития в период каникул. Развития сетевого взаимодействия ВМЛ. Формирование духовно­ нравственных ценностей, культуры поведения, общения, эстетического вкуса у младших школьников; создание творческого союза   "дети   ­ родители ­ педагоги".   продвижения вперед в изучение предметов;   убежденност ь   в   реальности достижения высоких результатов. особенностей участников погружения   для планирования индивидуальной работы.   Поиск,   разработка и внедрение инновационных форм   работыпо выявлению и поддержке талантливых детей.   Тьютор, сопроводитель ученика   в   его самообразовании,   в выборе индивидуальной образовательной траектории. к Высокий   уровень мотивации обучающихся   самостоятельной познавательной деятельности, потребность   систематическом самообразовании, научно­ исследовательской деятельности. в Прогнозирование рисков   социальных проектов. Руководитель творческих групп     Создание   духовно­ насыщенной   среды для духовно­ нравственного развития   младших школьников; укрепление сотрудничества   с социальными партнерами; укрепление института   семьи   на основе традиционных семейных ценностей. Развитие социальной компетентности. Лицейская конференция    для Создание условий   поддержки интеллектуально одарѐнных учащихся, демонстрация   и   Развитие   научно­ методической и инновационной деятельности педагогов в работе с учащимися,   поиск новых   форм   и   от Переход информативного метода   обучения   к активной поисковой, творческой деятельности   всего Консультант пропаганда лучших достижений школьников; Укрепление научного и педагогического сотрудничества учащихся и преподавателей.     педагогического сообщества: педагогического коллектива, учащихся родителей.   и   методов образования; поддержка одаренных талантливых детей. Создание насыщенной познавательной среды. и Консультант тьютор   ­ Для ученика: Умения: видеть,формулиров ать   проблемы   в окружающем мире,критически обрабатывать информацию;   быть самостоятельным   и ответственным   за результат Для педагога: Невысокий уровень владения   навыками организации учебных исследований Наставник, Консультант. Слабое   владение методологией учебного исследования, недостаток специализированно го оборудования. Индивидуальная работа Программа внеурочной деятельности «Проектно­ исследовательская лаборатория» Программа внеурочной деятельности "Развитие проектного мышления" Программа внеурочной деятельности "Развитие исследовательски х навыков"     Выявление интеллектуально го,   творческого потенциала лицеистов,развит ие их исследовательск ой позиции, навыков аналитического мышленияи оказание поддержки   при формировании   и развитии значимых качеств личности, способностей   и талантов. Создание условий успешного освоения учениками основ исследовательск ой деятельности. для   Развитие проектного мышления Совершенствование научно­ методической работы педагогического коллектива   познавательной деятельности учащихся;    и     Реализация педагогической идеи   формирования у младших школьников   умения учиться – самостоятельно добывать   систематизировать новые знания.  Умения   ребенка решать   жизненные задачи   с   позиций проектного мышления. и Формирование   и развитие навыков исследовательск ого  труда. Умения самостоятельно проводить исследования . Подводя итог вышесказанному хочется отметить следующее: 1. На эффективность проектной и учебно­исследовательской деятельности, на наш взгляд, оказывает существенное влияние уровень компетентности педагогов, классных   руководителей,   освоивших(или   не   освоивших)   новые   технологии деятельностного   подхода,   новые   трудовые   функции,   в   том   числе,   консультанта, наставника, тьютора.   2. Проектная и учебная деятельность только тогда становится  условием развития   умения   учиться   школьников,   если   она   проникает   во   все   элементы образовательной деятельности. Урочная, внеурочная, внешкольная и самостоятельная деятельность   школьников   имеют   свои   педагогические   задачи,   основные   формы, приемы   и   методы   работы,   свои   ограничения   и   трудности   реализации   проектной   и учебно­исследовательской   деятельности.   В   этом   случае   становится   возможным достижения планируемых результатов: умения видеть (формулировать) проблемы в окружающем мире, владение навыками организации проектов и учебных исследований, коммуникативная   компетентность  как   следствие   организация   учебного сотрудничества   с   педагогами   и   сверстниками,   проектноемышление   и   естественно   ­ научное мировоззрение, построение индивидуальной образовательной траектории. Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.  2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский,  С.В. Егоркина и  др.]; под ред.  А.Б. Воронцова. – 2­е  изд. – М.: Просвещение, 2010.­ 176 с. – (Стандарты второго поколения).  3. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? // Вопросы психологии. – 1988. ­ №5. – С. 75.

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов

Формирование проектного мышления лицеистов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019