«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения»
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
английский язык
Взрослым
01.06.2018
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
Доклад на педсовет.doc
Доклад на тему:
«Формирование профессиональной
компетентности педагога в
условиях введения ФГОС: проблемы
и решения»
Учитель ин.яз.
Богомолова О.Ю. В современных условиях основным принципом построения
образовательного процесса в школе является ориентация на развитие
личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих
продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности,
познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в
качестве основной задачи школы выдвигается задача организации
образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности
ученика.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной
компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном
стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования
образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным
профессиональным качеством,
которое педагог должен постоянно
демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.»
Следовательно,
важным условием введения ФГОС в
общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его
философской и педагогической позиции, методологической, дидактической,
коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по
стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от
традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно
ориентированного обучения,
использовать технологии уровневой
дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных
ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно
коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм
обучения.
Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического
его профессиональную
учителя принято
считать
мастерства
компетентность.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной
педагогической деятельности.
понятие
компетентности
педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к
осуществлению педагогической деятельности и характеризует его
профессионализм.
профессиональной
Поэтому
Структура профессиональной компетентности учителя может быть
раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной
компетентности учителя выступает как единство его теоретической и
практической готовности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на
достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в
обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие
формирование восприимчивости к
творческой индивидуальности,
педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся
педагогической среде. Основная цель современного образования –
соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества
и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина
своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой
деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно
мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий
образовательный процесс педагог является гарантом достижения
поставленных целей.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа
определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой
должности и квалификационную категорию.
Самообразование педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов,
семинаров, конференций, мастерклассов. Востребованными формами
методической работы являются теоретические и научнопрактические
конференции, слеты, съезды учителей.
Владение современными образовательными технологиями,
методическими приемами, педагогическими средствами и их
постоянное совершенствование.
Овладение информационнокоммуникационными технологиями.
Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта,
создание публикаций.
Остановимся на некоторых пунктах подробнее.
Активно проходит обучение учителей раз в три года на курсах повышения
квалификации и профессиональной переподготовки по актуальным
проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям,
определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой
образования.
Важнейшей формой повышения квалификации,
обеспечивающей профессиональный рост учителя в условиях введения
ФГОС ООО, остается семинар. Кроме того, я как учитель иностранного
языка часто принимаю участие в вебинарах на абсолютно разные тематики
– начиная от мотивационных приемов до различных методических
рекомендаций по поводу подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Вебинары имеют
практический характер и имеют много идейных моментов, что полезно для
нас, учителей. Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация
педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста
профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация –
это только вершина айсберга, подводной частью которого является
Вот где поле деятельности для
межаттестационный период.
совершенствования уровня педагогической компетентности.
Учителя
раньше не фиксировали свои открытые уроки, семинары, выступления и
пр. В данный момент это входит в привычку каждого. Всем педагогам есть,
что показать из своего личного профессионального опыта, однако не всегда
есть возможность зафиксировать это. Полезной практикой является делать
электронное портфолио – сразу же после получения сертификата или
диплома, сканировать документ и добавлять в определенную папку.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на
этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является
формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться
может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую
зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно
расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:
Формирование и совершенствование компетентности в разработке
методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей
обучающихся;
Формирование педагогической компетентности в области
мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к
своему здоровью;
Совершенствование педагогической компетентности в организации
здоровьесберегающей образовательной среды;
Формирование педагогической компетентности в области обеспечения
освоение
информационной основы педагогической деятельности:
современных педагогических технологий;
Формирование и совершенствование педагогической компетенции в
организации образовательного процесса с применением ТРИЗ (теорий
решения изобретательных задач) и ИКТ (информационнокоммуникационных
технологий).
Формирование педагогической компетентности в области
мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и
регулятивных универсальных учебных действий.
вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог
всестороннего развития личности и повышения самооценки.
сформированность исследовательской компетентности,
как
составляющей учебно – познавательной компетентности, которую можно
проследить по результатам диагностики. Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в
направлении сотрудничества, научить обучающихся разрешать конфликты,
повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи,
которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной
компетентности.
Повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих
саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель
регулятивных и личностных универсальных действий.
Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками
информации.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования
педагога играет его инновационная деятельность.
В связи с этим
становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его
профессионального развития.
педагогических технологий,
При переходе к образовательным стандартам нового поколения многие
учителя оказались не готовы к тому, чтобы отказаться от устоявшейся
системы преподавания. Новая система совершенно другая. Все ранее
привычные методики оказались устаревшими. Для того чтобы преодолеть эту
преграду приходится изучать и анализировать литературу. Основной
настольной книгой каждого педагога в последние годы стала «Стандарты
нового поколения», чтобы быть готовым к инновациям.
Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими
направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС,
освоение современных
социальное
проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.
Учебники, которые задействованы сейчас для обучения иностранному языку в
нашей школе, имеют различные разделы, которые рассчитаны на учеников
разного уровня подготовки.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога
является также его участие в конкурсах профессионального мастерства.
Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по
причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.
Ведущей формой повышения уровня профессионального мастерства является
изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.
Я как многие педагоги нашей школы активно участвую в различных
конференциях, семинарах, методических объединениях и т.д., где не только
распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют
в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по
близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения
возможностей. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если
педагог сам не осознает необходимости повышения собственной
профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость
мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс
усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию
индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального
опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Формирование профессиональной компетентности
процесс
цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо
постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы
повторяются, но уже в новом качестве.
Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях
внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических
работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного
профессионального развития каждого педагога.
Понятно, что решение основных задач общего образования в первую
очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических
работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что
воспитать человека с современным мышлением, способного успешно
самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким
профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не
только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая
составляющие компетентности работников образования, но и личностный
потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его
убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные
результаты.
В современных условиях требования к профессиональной
компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный
стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем
поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы
это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен
вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога,
основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича
Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и
воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову
учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает
учиться, в нем умирает учитель».
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения»
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения»
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения»
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения»
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения»
«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.