Формирование творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Оценка 4.9

Формирование творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения

Оценка 4.9
Научные работы
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
24.03.2017
Формирование творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
В тексте статьи предлагается материал и методические рекомендации по использованию ТРИЗ – технология для развития читательской компетентности младших школьников. Дается описание приемов и моделей данной технологии, используемых на на уроках литературного чтения и окружающего мира. Использование ТРИЗ РТВ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания
Педагоги_Статья_Терещенко Н.П..docx

Формирование творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения

     Терещенко Н.П., учитель начальных классов

МКОУ “Нижнечирская СОШ”

Суровикинского района, Волгоградской области

ms.ms.frau@mail.ru

        В условиях быстро меняющегося общества, появления новых сфер деятельности правительственная стратегия модернизации образования ставит перед школой цель – формирование «ключевых компетенций» ученика, переход к личностно-ориентированному деятельному содержанию образования, основанному на формировании универсальных способов освоения мира. Сегодня нужна обществу личность творческая, с особым мышлением, с развитым воображением, с активной жизненной позицией, личность социально и профессионально мобильная, способная творчески подходить к решению сложных задач. Современный учитель призван учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития, умеющую критически мыслить. Педагогам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. В школах начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

    Одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. Первоначально ТРИЗ, созданная около 50 лет назад, применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
           Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

     В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся и таких качеств мышления, как системность и диалектичность,  способность генерировать новые идеи и не останавливаться на нахождении единственно правильного решения задачи или проблемы.

Технологию ТРИЗ можно использовать на любом учебном предмете. Постараюсь представить опыт использования моделей  данной технологии на уроках литературного чтения и развития речи.

          Модель – это упрощенное представление о реальном объекте в процессе или в явлении. К таким моделям относятся:

ü  раскадровка и синтез пословиц;

ü  анализ характеров и поступков героя;  

ü  методы создания речевых творческих продуктов (оксюморон, хокку);

ü  творческие сочинения с использованием портрета;

ü  модель работы с картиной как с целостной системой;

ü  организация проектной деятельности.

     Рассмотрим некоторые из них. Для быстрого усвоения пересказа учащимся предлагаются модели «Раскадровка» и «Синтез пословиц».

Алгоритм работы.

1. Прочитай текст.

2. Раздели его на части.

3. Составь раскадровку по частям. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой либо резко меняется настроение героя.

4. Обсуждаем каждый кадр.

– Что делает этот герой?

– Зачем он это делает?

– Что он получает в результате?

5. Составляем пословицы. Модель пословицы:

Кто… (характер), тот…(результат).

Кто…(действие), тот …(результат).

Кто… (цель), тот… (результат).

6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль.

– Какие кадры для вас самые важные?

– Какая пословица для вас самая важная?

На одно и то же обучающиеся смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.

7. Составляем пословицы по первому и последнему кадру.

8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.)

9. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.)

Учащиеся делают  для себя открытие, что пословицы удачно применимы не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах. Пословица является моралью, выводом к произведению.

                        Модель «Раскадровка» имеет ряд преимуществ:

1) выделение из общего полотна сказки отдельных кадров требует аналитического подхода;

2) переход от близкого плана к общему заставляет ребенка обобщать, выделять главное;

3) выразив суть каждого кадра одним предложением, мы получим план сказки;

4) раскадровка – это опорная схема для пересказа сказки. С пересказом по раскадровке через некоторое время отлично справляются все обучающиеся. Они получают огромное удовольствие от того, что могут так хорошо рассказывать.

              Через некоторое время можно детям предлагать раскадровку как домашнее задание. Это окончательно ликвидирует проблему затрат времени на уроке и будет способствовать становлению умения самостоятельно осваивать сказки.

                 Выясняя характер или оценку поступка героя, можно использовать модель «Анализ характеров и поступков героев». Для каждого героя используем пять взаимосвязанных вопросов. Взаимосвязанность позволяет использовать ответы на вопросы о действии героя, о целях этого действия, характере героя, достигнутом результате и морали.

Рассмотрим ход анализа характеров и поступков героев на примере русской народной сказки «Колобок».

Колобок.

Действие: полежал-полежал, покатился, катится, запел, прыгнул.

Цель: повидать мир, себя показать.

Характер: веселый, жизнерадостный, недальновидный, эгоистичный.

Результаты:

Плюсы: посмотрел мир, песен попел, артистом был.

Минусы: не предвидел результат, был съеден.

Мораль: кто из дома убегает, тот в беду попадает.

    Одно из моделей  ТРИЗ-технологии – «Оксюморон». Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу в одном образе. Например:

Прямая закрученность для ремонта квартиры (обои).

Острая тупость для выполнения аппликации (ножницы).

Пушистая колючесть для новогоднего праздника (ель).

Говорливая молчаливость для общения людей (телефон).  

Составление метафор.

Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на

скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:

1. Что? Морковь.

2. Какая? Красивая.

3. Кто такая же? Принцесса.

4. Где? В огороде.

5. В каком? В веселом огороде.

6. Какого? Веселого огорода.

Что получилось? Принцесса веселого огорода.

Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

Создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт создали  дети, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:

Имя – Иван

Автор (создатель) – П.П. Ершов

Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»

Где живет – в град-столице

Кем служит – конюхом у царя

Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
 По составленным паспортам героев можно провести с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение.
        Использую в работе также приёмы фантазирования

Приемы фантазирования

 "Перевирание сказки".

 Эта игра  обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Не Желтая, а Красная

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И так далее.

"Сказка наизнанку".

Это один из вариантов игры в " перевирание" сказок. Он состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.

Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.

Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха:

 "Салат из сказок".

В этой игре используются образы из двух различных сказок, а задача детей подумать и рассказать как будут развиваться события в данном случае.

Например, - Что произойдет, если Золушка выйдет замуж за Емелю;

- Или что произойдет, если Буратино очутится в домике Семи Гномов.

      Применение приемов ТРИЗ на уроках литературного чтения способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.                                           

       Использование ТРИЗ РТВ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания. Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему  поучиться у детей. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку во взрослой жизни. Не надо огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из него лимонад.

 

 

Список литературы

1.    Алыпшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития твор­ческого воображения //Шанс на приключение /Сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск, 1991. 

2.    Винокурова К К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. .

3.   Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

4. Х о м е н к о Н . Н . Теория решения изобретательских задач – ТРИ3 / Шк. Технологии. 2000. №5.


 

Формирование творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения

Рассмотрим некоторые из них. Для быстрого усвоения пересказа учащимся предлагаются модели «Раскадровка» и «Синтез пословиц»

Рассмотрим некоторые из них. Для быстрого усвоения пересказа учащимся предлагаются модели «Раскадровка» и «Синтез пословиц»

Одно из моделей ТРИЗ-технологии – «Оксюморон»

Одно из моделей ТРИЗ-технологии – «Оксюморон»

Или что произойдет, если Буратино очутится в домике

Или что произойдет, если Буратино очутится в домике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017