Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность

  • Работа с родителями
  • docx
  • 24.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.
Иконка файла материала Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность.docx
Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность.  В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за  природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это  можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит  закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно  начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.  Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью  человека, являются следствием не только каких­то механических действий  (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного  мышления, психической деятельности. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является  ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются  способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения  и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать,  анализировать, устанавливать простейшие причинно­следственные связи,  выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Экологическое воспитание дошкольников ­ это ознакомление детей с  природой, в основу которого положен экологический подход, при котором  педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия  экологии.  Первоначальные элементы экологической культуры складываются на  основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно­ природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой  обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного  происхождения.В дошкольном детстве  содержание экологических знаний охватывает  следующий круг вопросов:  ­ связь растительных и животных организмов со средой обитания,  морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе  роста и развития;  ­ многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества  живых организмов;  ­ человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье  и нормальную жизнедеятельность;  ­ использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных  богатств. В процессе экологического воспитания могут участвовать  все виды  деятельности:  ­ сюжетно­ролевая игра, отражающая различные события в природе или  природосозидающую деятельность взрослых;  ­ практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для  живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также  деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);  ­ детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности  людей в природе;  ­ общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира  — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с  животными);  ­ экспериментирование: практическая познавательная деятельность с  объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.­ речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);  обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с  помощью слова;  ­ наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность),  обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в  природе;  ­ просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания  деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся  представлений о природе.  ­ проектная деятельность. Один из методов, чаще всего используемого в процессе работы  это  проектная  деятельность . Участники проекта получают не только новые  знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к  окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном  воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с  ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной  деятельности в воспитательно­образовательном процессе требуется серьезная  подготовка педагогов . Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств,  методов и приемов, предполагает наличие деятельностно ­ процессуального  подхода к реализации проектов. Что же такое «экологический проект»? Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, это  определяется  сроками проведения  проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием  образовательных программ дошкольного учреждения.Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную  структуру. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность  определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых  задач. Особая педагогическая значимость метода проектов: ­ он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта  ребенка по взаимодействию с окружающим миром; ­ является педагогической технологией, актуализирующей субъективную  позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от  детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных  особенностей детей; ­ это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен  детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с  окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации,  самовыражении, творческой личностно­ и общественно­значимой  деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет  сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;  является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет  фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к  проекту. Основные требования к использованию метода проектов в детском саду: 1.         В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой  требуется исследовательский поиск. 2.         Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для  детей и взрослых.3.         Обязательные составляющие проекта – детская  самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике. Этапы проекта: 1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов  исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками,  выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед  детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы,  требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. 2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные  вопросы. 3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ,  формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для  практических работников. Этапы разработки и проведения проекта: 1.  Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов  детей. 2.         Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение  «детской цели»). 3.         Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и  родителей. 4.         Обсуждает план с семьями воспитанников. 5.         Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск). 6.         Вместе с детьми и родителями составляет план­схему проведения  проекта и вывешивает ее на видное место.7.         Совместно с родителями и детьми собирает информацию,  материал по проекту. 8.         Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия  основной части проекта. 9.         Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение  самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения,  поиск материала, информации). 10.      Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие,  акция, КВН). 11.      Совместно с детьми составляет книгу или альбом по  выполненному проекту. 12.      Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете. В современном мире проблемы окружающей среды (экологические  проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало  принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения,  сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения  генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача  экологического образования населения. Первостепенное значение при этом  придается экологическому образованию подрастающего поколения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от  воспитателя детского сада: от его экологической и методической  грамотности, понимания важности экологического воспитания в  формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для  подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который  открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания  дошкольников.