Формирование у школьников мотивации к обучению
Оценка 4.7

Формирование у школьников мотивации к обучению

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
18.04.2017
Формирование у школьников мотивации к обучению
В данной статье раскрываются причины неуспеваемости обучающихся, основные способы обнаружения отставаний у обучающихся. Основные признаки неуспеваемости учащихся.Также способы преодоления неуспешности обучающихся, приемы деятельности учителя, при помощи которых он поможет учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения, а так же отслеживание достижений учащихся.
мотивация к обучению.doc
В помощь учителю по контролю за успеваемостью учащихся. ПРИЧИНЫ  НЕУСПЕВАЕМОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ. Первая ступень работы по выявлению неуспеваемости – определение   доминирующих мотивов обучения (анкетирование – приложение №1). Вторая ступень работы по выявлении неуспеваемости – определив  доминирующие мотивы  обучения, выстраивается работа по улучшению  успеваемости и повышению успешности обучающихся.       Дети разные не только по характеру и поведению, но и по уровню  психического и физического развития. Одни учатся легко, «схватывают» все  на лету, другим учеба – трудное дело, не успевают усвоить новый материал.  Такой ученик работает медленно, часто ошибается. Чтобы как­то  самоутвердиться, он начинает нарушать дисциплину, у него появляется  чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой – все это снижает  желание учиться, тормозит процесс усвоения знаний.         К причинам неуспеваемости обучающихся можно отнести: 1. Слабое здоровье – низкие показатели нервно­психического здоровья  (здесь должен работать педагог­психолог, родители  ­ обратиться к  врачу­невропатологу). 2. Несформированность приемов учебной деятельности  ­ здесь учитель  должен четко работать по развитию ОУУН. Очень важно обратить  внимание на использование навыков учебной деятельности. Важно,  чтобы ребенок не заучивал учебный материал, а воспринимал материал  так, как понял! 3. Недостатки познавательной сферы (мышление, память, внимание).  Именно неразвитость мышления является наиболее распространенной  психологической причиной школьной неуспешности. Здесь совместная  работа возлагается на дефектолога, логопеда, психолога школы. Работа  проводится через диагностику, творческие индивидуальные работы с  данной группой ребят. Необходимо продумывать задания на развитие  логического мышления, умения систематизировать, обобщать,  сравнивать, классифицировать, делать выводы. Научить ребенка  запоминать – это важная часть работы по повышению успешности  ученика. 4. Недостаточное развитие мотивационной сферы. Причиной слабой  успеваемости является также несформированность учебной мотивации.  Мотивации учения спососбствуют общая атмосфера в школе и классе,  установление отношения сотрудничества между учителем и учеником.  Одна из главных задач учителя при достижении успеваемости его  ученика – это сформировать у неуспевающих учеников устойчивую  мотивацию достижения успеха, добиться повышения их самооценки.           Причины неуспеваемости у каждого ребенка свои. А выявить эти  причины, помочь в их преодолении – долг учителя! К основным способам обнаружения  отставаний у обучающихся  относятся:  наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;  ответы на вопросы  учителя и исполнение его требования           сформирулировать то или иное положение;  проведение обучающих самостоятельных работ в классе, по которым   учитель может судить о результатах и ходе мыслительной деятельности. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их  вопросы, помогает им. Основные признаки неуспеваемости учащихся. 1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного  предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать  существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также  осуществить необходимые практические действия. 2. Наличие пробелов в навыках учебно ­ познавательной деятельности,  снижающих темп работы, вследствие чего ученик не может за  отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений  и  навыков. 3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств,  необходимых для успешного учения (самостоятельности,  настойчивости, организованности и т.д.). 4. Ученик не может дать определение понятий; воспроизвести формулы,  не может доказать, излагая систему понятий, не понимает прочитанного текста, простроенного на изученной системе понятий. Способы преодоления неуспешности обучающихся.       Работу по преодолению неуспеваемости ребенка в обучении необходимо  проводить поэтапно. Эта работа включает в себя:  сбор предварительных данных об ученике;  диагностику;  анализ и сопоставление полученных данных, определение возможных  причин школьной неуспешности;  выбор средств и способов для совершенствования учебной  деятельности. при помощи которых он поможет учащимся перейти от мотивации избегания Приемы деятельности учителя, неудач к мотивации учения. 1. Необходимо отмечать и поощрять малейшие успехи ребенка в учебной  деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему. 2. Подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они  были понятны ученикам. 3. Воспитывать у учащегося уверенность в себе и своих возможностях,  помочь ему изменить свою самооценку. 4. Включать в план урока познавательные игры, тем самым появится  возможность к повышению занимательности и эмоциональности  изложенного материала. 5. Использовать ежедневный контроль в качестве средства повышения  мотивации учащегося. Отслеживание достижений учащихся. 1. Проведение административных контрольных работ поэтапно: входные – рубежные – промежуточные ­ итоговые. Качество знаний можно  проверять:  ­ тестированием; ­ работой по вариантам; ­ индивидуально по возрастанию усвоения тем (от легкого к трудному); ­  индивидуально по карточкам; ­ опросом (устный, письменный); ­ самостоятельными работами по выбранным темам; ­ творческими работами по выбору; ­ работами в группах (разноуровневых); ­ использованием самоконтроля и взаимопроверки; ­ работой в парах; ­ написанием зрительных диктантов, постепенно увеличивая количество  слов. Оказание помощи  неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока В процессе контроля  за подготовленностью учащихся При изложении Виды помощи в учении Создание атмосферы особой доброжелательности при  опросе. Снижение темпа опроса, разрешение готовиться у доски, Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями,  помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. Применение мер поддержания интереса к усвоении. нового материала. Темы. В ходе самостоятельной работы на уроке. При организации самостоятельной работы. Более частое  обращение к слабоуспевающим с  вопросами. Привлечение их в качестве помощников при подготовке  приборов, опытов, т.д. Привлечение к  высказыванию при проблемном  обучении, к выводам и обобщениям или объяснению  сути проблемы, высказанной сильным учеником. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных  заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Указание на необходимость актуализировать то или  иное правило. Ссылка на правило и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения  заданий, требованиях к их оформлению Стимулирование самостоятельных действий  слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью,  указание на ошибки, проверка, исправления. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее  рациональной системы упражнений, а не механическое  увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности  выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях,  использование карточек­консультаций, карточек с  направляющим планом действий.       Если учитель получает удовольствие от общения с учеником,  обменивается с ним мнениями по различным вопросам, не боится учиться  чему­либо у них, а ученики не теряют блеска в глазах в процессе работы с  учителями – значит, этот учитель на правильном пути! Приложение №1. Определение доминирующих мотивов обучения. Анкета Дорогие ребята! Оцените по 6­балльной шкале свою мотивацию к  обучению. №№ п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Мотивация к обучению Оценка, балл Понимаю, что ученик должен учиться хорошо Хочу, закончив школу, учиться дальше Понимаю, что знания мне нужны для будущего Хочу быть культурным и развитым человеком Хочу  получать хорошие отметки Хочу получать одобрение родителей Хочу, чтоб класс был хорошего мнения об мне Хочу быть лучшим учеником в классе Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше  всех 10. Хочу занять достойное место среди лучших учеников в  классе 11. Мне нравится учиться 12. Люблю узнавать новое 13. Нравятся необычнее и нестандартные уроки учителей 14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной  деятельности 15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать 16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои  учебные успехи Анализ результатов – характеристика мотивов обучения: №1 – мотив долга и ответственности №2­4  ­ мотивы самоопределения и самосовершенствования №5­7 – мотивы собственного благополучия №8­10 – мотивы престижности №11­13 – мотивы содержания учебной деятельности №14­16 – мотивы отношения к процессу учения

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению

Формирование у школьников мотивации к обучению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2017