ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная задача, которая стоит перед каждым учителем иностранного языка в начале обучения , это поддержать неудержимый интерес ребенка к изучению иностранного языка любым способом. Необходимо привлечь его внимание так, чтобы ребенок стремился сам получать знания и чтобы этот интерес нес устойчивый характер.
Иконка файла материала Формирование учебной мотивации при изучении иностранного языка.docx
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Анжелика Александровна Седина, учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Зимы. Вопросы повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к самому  предмету  «иностранный  язык»  уделяется  большое   внимание   как  в  психологии, педагогике,   так   и   в   методике   преподавания   иностранных   языков.   Сложность   и многогранность   подчеркивают   многие   методисты   и   в   соответствии   с   этим   предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может   пожаловаться   на   отсутствие   у   них   интереса.   И   притом   этот   интерес   является подлинным,   а   не   мнимым   или   подталкиваемым   внешними   стимулами.   Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя ­ добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Это требует больше подготовки и энергии. Ученикам нравятся яркая наглядность, зрительные   опоры   и   загадки.   Практика   показывает,   что   качество   знаний   учащихся, изучавших иностранный язык в начальной школе, выше, чем у тех классов, которые не изучали его. Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися.  При постановке задач урока могут быть   созданы   предпосылки   для   возникновения   коммуникативной   мотивации.   Все   это опосредуется учителем и полностью зависит от его стиля работы. Моя речь должна быть аутентичной;   нормативной;   выразительной;   адаптированной;   емкой   и   лаконичной.   Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей. Далее, по мере взросления учащихся, задачи урока тоже усложняются. Содержание урока, как и его задачи, тоже должно быть принято учащимися. Это может быть достигнуто путём усиления личностной ориентации, использования на уроке актуальных событий, привлечения познавательного материала. Следующим   важным   моментом,   способствующим   вызову   и   сохранению коммуникативной   мотивации,   является организация   урока.   Обычно   урок   начинается   с речевой   разминки,   игровых   упражнений,   которые   можно   использовать   для   активизации иноязычного общения. На основе взаимодействия учащихся с действительностью возникает коммуникативная мотивация, т.е. потребность в общении, которую можно достичь, если показать   в   течение   2­3   минут   в   начале   урока   специально   разработанный   вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картину, фильм­эпизод, теле­ или видеофильм. Средствами   внешней   наглядности   задаются   смысловое   содержание   и   логическая последовательность  высказывания,  т.е.  создаётся смысловая  опора говорения.  Но  здесь необходимо   стремиться   использовать   на   уроке   не   столько   внешнюю   наглядность, основанную   на   ощущениях,   сколько   внутреннюю,   которая   базируется   на   образе представления.  Игровые   упражнения уже   в   самом   начале   урока   настраивают   ребят   на дальнейшую  активную  речевую  деятельность.   Но,  чтобы  этот  интерес   не  угас,  следует придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по определённой теме, что само по себе является довольно скучным занятием.  Существует   множество   видов   нетрадиционных   уроков,   формирующих положительную   мотивацию   у   учащихся:   урок­проект,   урок­экскурсия,  урок­спектакль, урок­праздник,   урок­интервью,  урок­мюзикл.  Для   формирования   положительноймотивации   на   уроках   использую   также   творческие   задания   в   виде   проектов (индивидуальных и групповых), современные технологии (Интернет­ресурсы, видеоуроки, комиксы (нарисованные учащимися), лексические тесты, викторины).  Еще один момент организации урока, способствующий сохранению коммуникативной мотивации   ­   это   рациональное   сочетание   различных   форм   работы.   Можно   сочетать упражнения,   активные   методы   и   приёмы   обучения.   Методы   эти   разнообразные,   и   в различных   классах   я  использую   их   по­своему.   То,   что   подходит   для   одного   класса,   в другом классе работает хуже. Большую роль играет возраст и уровень класса. Предлагаю следующие: 1. Метод   отсроченной   отгадки:  внезапное   "озарение"   по   поводу   того   или   иного значения слова, выражения и грамматической формы доставляет учащимся большое удовольствие   и   мотивирует   дальнейший   лингвистический   поиск.   Упражнения   в языковой догадке могут быть столь же увлекательными, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая их внимание на "подсказки" и опоры в самом материале. 2. Грамматические и фонетические «сказки»: новый материал в 5­6 классах нужно рассказывать не скучно, а в виде сказки или весёлой истории. Такая история может являться  как помощником учителя в начале урока или стать основой для всего урока.   Например:   «Давайте   отправимся   в   гости   к   Робину   и   посмотрим,   как   он живет? Что есть у него в доме?», или «Сегодня мы будем детективами и поможем Бетси разыскать ее друзей». 3. Игровые элементы на уроке: игры с мячом любят учащиеся младших классов. Грамматические   игры   одинаково   интересны   всем   учащимся.   Игры   со   словами помогают   развивать   мышление,   создают   взаимосвязь   уроков   иностранного   и русского языка. Физкультминутки позволяют ввести новые слова, сделать перерыв между  разными  видами деятельности. Применение ролевых игр  на уроках в 5­6 классах   обеспечивает   психологическую   разрядку   и   помогает   детям   лучше запоминать речевые образцы. Среди игр можно выделить следующие виды: 1. Фонетические игры  Слышу – не слышу. ( Цель: формирование навыков фонематического слуха.)  Какое   слово   звучит? (   Цель:   формирование   навыка   установления адекватных звуко­буквенных соответствий.)  Кто   правильнее   прочитает? (Цель:   формирование   навыка   произношения связного высказывания или текста.) 2. Орфографические игры    Буквы рассыпались.   (Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.)  Из двух слов составь третье.(Цель: формирование словообразовательных и орфографических навыков.)  Вставь   пропущенную   букву. (Цель:   проверка   усвоения   орфографии   в пределах изученного лексического материала.) 3. Игры для работы с алфавитом  Первая буква.   (Цель:  тренировка, ориентированная  на усвоение  алфавита.   Ход  игры:  как модно быстрее  назвать  слово, начинающееся  с  показанной буквы.) На одну букву.   принципу на основе тренировки памяти и наблюдательности.)   (Цель: формирование навыка подбора лексики по словарному  Где буква? (Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий. Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает найти среди них те, в которых буква… читается как… )  4. Лексические игры  Цифры.   (Цель:   повторение   числительных.   Ход   игры:   На   доске   записаны   вразброс цифры.  Преподаватель называет цифры,  а ученики  или  команды должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру.  Цвета. (Цель:   закрепление   лексики   по   теме.   Ход   игры:   нужно   назвать предметы одного цвета из предложенных.)    Рассказ по рисунку. (Цель: активизация лексики по теме.)  Придумай      рифму. (Цель: развитие лексического навыка.)  Фантастическое животное. (Цель: развитие лексического навыка. Ученик рисует   на   доске   те   части   тела   животного,   которые   называют   другие играющие) 5. Грамматические игры  Изобрази действие.   (Цель: автоматизация употребления глаголов в устной   речи.)  Игра в  мяч. (Цель:  автоматизация  употребления  форм  глаголов  в устной  Подарки. речи.)   (Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления   изученных   глаголов.   Ход   игры:   на   доске   –   названия   подарков;   учащиеся говорят, что с ними можно делать.) 6. Игровые   упражнения   для   работы   с   лексическим   и   грамматическим материалом  Вопрос – ответ.  Что   делает   ваш   одноклассник? (Цель:   употребление   лексики   в предложениях.   По   мимике   и   пантомимическим   действиям   догадайтесь   и скажите, что делает ваш одноклассник.)     (Цель: дифференциация языкового материала в обучении диалогической   речи.   Соедините   реплики   вопроса   и   ответа,   используя предложенные реплики, рисунки или фрагменты диалогов.)     (Цель: тренировка лексико­ грамматического   оформления   иноязычной   речи.   Из   предложенных   слов, картинок или предметов учащиеся выбирают то, что им необходимо.)  Кого взять в поход? или Что взять в поход?  7. Игровые упражнения для обучения иноязычному общению  Имена   по   кругу.     (Цель:   активизация   навыков   и   умений   построения тематического   монолога   в   групповом   диалоге   в   конкретной   ситуации общения.   Ход   игры:   сначала   представляет   себя   преподаватель,   затем играющие представляют себя и своих соседей по кругу, затем игрушечного медведя, присваивая игрушке имя.) Части   и   целое. (Цель:   активизация   иноязычного   общения   на   основе адекватного смыслового восприятия предлагаемого иноязычного материала и тренировки употребления подходящих лексических единиц и грамматики. Ход игры: играющий получают карточку, на которой написана только часть предложения, диалога, фамилия без имени, часть тематического сочетания. Играющие должны найти и соединить части.)  Пять прилагательных. (Цель: активизация речемыслительной деятельности учащихся на материале иноязычной лексики. Ход игры: каждый играющий записывает   на   карточке   пять   прилагательных,   которые   обозначают   его личные   качества.   Преподаватель   зачитывает   их   содержание.   Играющие должны угадать, кто их написал.)  Продолжи   историю. (Цель:   активизация   речемыслительной   деятельности учащихся на материале иноязычной лексики. Ход игры: один из учащихся начинает рассказывать историю, другой продолжает и т. д. Истории могут быть реальными или неправдоподобными и соответствовать изучаемой теме.) 8. Психотехнические   игры   для   обучения   навыкам   и   умениям   лексико­ грамматического оформления речевых высказываний  Тяжести. (Учащимся   предлагается   вспомнить   5   ­10   разных   по   тяжести предметов и вообразить, что они их переносят, перемещают, перекладывают. При этом они должны комментировать свои действия ("Как тяжело" и т.п.), просить окружающих помочь им, не мешать, дать совет и т.п. )  Уличный сонар. (Преподаватель просит ребят представить, что они идут по шумной,   людной   улице,   и   попробовать   лишь   по   доносящимся   звукам представить себе зрительно, что происходит вокруг, и описать все события на иностранном языке, а также прислушаться к шагам отдельных прохожих и по звуку шагов нарисовать себе внешний вид прохожего, угадать, куда он идёт, какой у него характер, каковы его вкусы, с кем он разговаривает и т. д.)  Запомни   движения. (   предлагает   следить   за   движениями   его   рук   и запоминать.   Он   имитирует   различные   действия,   комментируя   их   (шитьё, стряпню на кухне, стирку и другие). Затем обучаемые объясняют движения учителя, они должны уметь быстро переключаться с одной группы движений на другую и реагировать на эти переключения в своей иноязычной речи. )  Книга по кругу. (Играющие передают друг другу книгу. Передавая её соседу, каждый участник должен назвать какой ­ нибудь предмет, например: "Это шляпа".   Играющий   должен   охарактеризовать   предмет   и   объяснить   свои действия с ним, а затем передать книгу следующему играющему, называя новый предмет.) 4. Изучение стихотворений и песен Для быстрого и качественного запоминания одновременно текст пишется на доске, он же выдаётся   ученикам   в   раздаточном   материале,   в   художественной   форме   подаётся   на магнитофоне,   активно   проговаривается   учителем   и   одновременно   хором   учеников, разыгрывается  в пантомиме  или  диалоге  и  подкрепляется  поднятием  руки  или  хлопаньем  в ладоши,   или   прыжками,   или   улыбкой   –   для   обозначения   успеха.   Дети   любят   «изображать»стихотворения с помощью пантомимы. Даже слабые ученики хорошо запоминают такие стихи. По такому же принципу легко изучать песни. При изучении песен учащиеся закрепляют лексику и грамматику в непринуждённой форме. Что это даёт ребёнку? Это развивает речевые навыки учащихся. Песни создают ситуацию успеха. Дети любят петь песни на уроках и выступать перед зрителями. Использую   также  Разноуровневые   задания:   1   ­   обязательный,   2   –   тренировочный (выполняют ученики «сильные»), 3 – творческое задание. Применимо во всех классах. 1. Поиск ошибки Умышленно допускаю ошибки, а ученики должны мгновенно пресекать ошибки условным знаком. Или: даю ученику задание с ошибками, которые он должен найти и исправить. Откуда можно взять такие задания? Задания могут быть творческими работами других учащихся или их черновиками. Опрос по «цепочке» 2.  Рассказ ученика прерываю в любом месте и передаю другому жестом. И так несколько раз до   завершения   ответа.   Это   заставляет   детей   внимательно   слушать   ответ   одноклассника. Применимо во всех классах. Сочинение загадок 3. Загадку можно дать или в начале, или в конце урока. Детям можно предложить составить загадки самостоятельно, в том числе как домашнее задание. Возможен и другой вариант: отгадка открывается во время урока при работе с новым материалом. Если загадку дать в конце урока, это стимулирует поиск ответа на вопрос, и учащиеся знают, что ответ прозвучит только в начале следующего урока, значит, самые любознательные захотят найти этот ответ раньше. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной   активности   учащихся.   Здесь   можно   применить   такую   тавтологию:   нужно   учить учащихся учиться. В форме нейтрально­пассивного восприятия его получить нельзя.