Формирование учебной мотивации у младших школьников
Оценка 4.7

Формирование учебной мотивации у младших школьников

Оценка 4.7
Семинары
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
04.03.2018
Формирование учебной мотивации у младших школьников
Публикация является частью публикации:
Формирование мотивации у младших школьников.docx

Формирование мотивации у младших школьников

 

 

Каждый час, всегда, везде,

На уроке и в игре

Громко, четко говорим,

Ровно, правильно сидим.

– Проверим готовность  к работе.

 

     Швецарский педагог И.Г.Песталоцци говорил:

 «Мои ученики  будут узнавать новое  не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача –  помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

                                                            

     Необходимым условием успешного  обучения является учебная мотивация. Одна из задач, которые должны решаться в начальной школе, это создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

 

     Мотивы младших школьников можно разделить на 3 группы:

непосредственно-побуждающие, основанные на  яркости, новизне, занимательности, желании получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей,  страхе перед наказанием.

  интеллектуально-побуждающие или учебно-познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

  перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального,  практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды,  признания,  воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности;

 

     Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

 

      В начале урока на этапе целеполагания для развития мотивации можно использовать игру «Наоборот», например, ЙЫРБАРХ   КОНЕПО.

Продолжая работу над этим произведением Э.Шима «Храбрый Опёнок» на этапе закрепления можно использовать прием «Фантастическая добавка», когда учащимся предлагается пересказать сказку от лица Опенка.

Или, например, представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

 

     Очень популярный приём «Да-нетки» (раньше он назывался «Интересные вопросы», а сейчас «Да-нетки»). Его можно использовать  и в начале урока, и на этапах  закрепления и повторения. Например,

1. В корзинке было шесть яблок, а в комнате — шесть девочек. Каждая взяла по яблоку, но одно яблоко осталось в корзинке. Почему?

2. Однажды мужчина и его сестра ходили по магазинам. Вдруг мужчина сказал: «Вон тот парень - мой племянник. «Верно, — ответила сестра. — но мне он не племянник». Как же так? (Мальчик был сыном женщины и, следовательно, племянником ее брата).

3. Гренландия - огромный остров, покрытый снегом и льдом. Почему человек, открывший этот остров, назвал его Гренландией, т. е. Зеленой страной?  (Гренландию открыл примерно в 982 г. скандинавский ярл Эрик Рыжий. Он стремился побудить людей селиться там и поэтому назвал страну Гренландией, так как это название могло привлечь их (на англ. языке greenland — «зеленая земля»). Это один из ранних примеров сознательной дезинформации).

       Следующий приём «Интеллектуальная разминка»:

Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября, и именно с этого времени ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге.

– Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?

– Какие дети могут быть у Деда Мороза?

 

     Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают

8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

     В учебнике по математике УМК «Начальная школа XXI века» есть странички «Путешествие в прошлое» с интересной познавательной  информацией.

 

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

     Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка».

 Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с частью слова, которая помогает образовывать новые слова.

     При сообщении темы урока и его цели можно использовать приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке».  (Н., «У страха глаза велики», «Морозко», «Курочка Ряба»)                                 

 

     Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению в начальных классах является игра. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке  рекомендуется провести игру «Цепочка». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. Дети называют одноклассника, к которому обращаются, задают вопрос на изучаемую тему, ответивший, выбирает следующего отвечающего и задает ему вопрос и так далее.

     Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, необычной, познавательной и запоминающейся. На этапе открытия нового хорошей мотивацией является появление знакомых сказочных героев на страницах учебника.

    Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны.

      Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

  В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

 

     Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, ребусы, кроссворды, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.

 

      Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

     На уроках больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию необходимо осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

     Мотивация на уроках поддерживается с помощью «Проблемных вопросов и задач». Например, изучая тему «Термометр» были заданы вопросы: Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

 Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? и др.

 

     Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

 

     Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

   

     Для формирования учебной мотивации в начальных классах также используются информационные технологии.                        

 

    

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование мотивации у младших школьников

Формирование мотивации у младших школьников

Продолжая работу над этим произведением

Продолжая работу над этим произведением

При сообщении темы урока и его цели можно использовать приём «Прогнозирование»

При сообщении темы урока и его цели можно использовать приём «Прогнозирование»

Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала

Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018