Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
английский язык
Взрослым
24.10.2017
Статья об универсальных учебных действий,о формировании познавательных универсальных учебных действий, которые включают в себя: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем, о роли информационно-коммуникативных технологий при формировании познавательных универсальных учебных действий, а также выводы и список использованной литературы.
УУД доклад.docx
Красникова Наталья Борисовна, преподаватель английского языка ГБПОУ
Арзамасский коммерческотехнический техникум, г. Арзамас, Нижегородская
область
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского
языка
Английский философ и социолог 19 века Герберт Спенсер сказал: «Великая
цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы
образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность
способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной
работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2)
регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный;
4) коммуникативный.
Формирование познавательных УУД.
В состав познавательных универсальных учебных действий входят:
Общеучебные действия,
Логические действия,
действия постановки и решения проблем.
1. Общеучебные УУД включают в себя
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами
таким образом, что студенты сами формулируют познавательные задачи,
например, «Какие сигналы используют англичане, чтобы показать, где один
предмет, а где много? Как называются части компьютера на английском языке?
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
например, можно дать задание найти информацию о лазерной сварке в Интернете
или энциклопедии и представить в печатном виде.
моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую
или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Например, прошу студентов прикрепить фотографии своих родственников на
доску, задать друг другу вопросы и заполнить таблицу в тетрадях, прошу
рассказать у доски о своих друзьях, показывая их фотографии.
структурирование знания. Мы стимулируем студентов размышлять о том, что
они могут сделать на английском, используя полученные знания, спрашиваем
студентов, что им понравилось на уроке и почему.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме: Например, игра «Умный попугай». Учитель показывает
карточки и просит повторить слово, если оно соответствует тому, что изображено
на карточке. Студенты учатся рассказывать по плану, а также говорить спонтанно.
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий. Мы спрашиваем, как студенты чувствуют себя на уроке,
интересно ли им. Что им нравится и что не нравится? Нравится ли им материалы и
методы? При выполнении грамматических упражнений студенты находят
эффективным опираться на словаподсказки, которые часто позволяют без
перевода определить, какая требуется видовременная форма глагола.
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности. Студенты размышляют на английском языке, используя
фразы и предложения, которые они выучили. Учитель отмечает их успехи и
способность говорить о процессе обучения на английском языке, спрашивает
студентов, довольны ли они своими результатами.
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели: Студентам предлагается прочитать предложения и
определить к каким картинкам они относятся, прочитать предложения из текста и
расставить их в нужном порядке, прочитать предложения и определить правдивы
они или нет, исправить ложные предложения, используя текст.
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров: например, студентам предлагается сначала прочитать информацию, затем
прослушать интервью и определить какая информация, данная предварительно,
неверна.
определение основной и второстепенной информации: студентам предлагается
прочитать тексты об известных российских спортсменах(10 лучших спортсменах
России) , начертить таблицу в тетради и заполнить её информацией о достижениях
этих спортсменов.
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официальноделового стилей: например, студентам даётся
задание прочитать статьи из газеты и ответить на вопросы.
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации: студентам
предлагается прочитать статью из газеты и восстановить статью, используя
информацию фотографии или картинки. постановка и формулирование проблемы. Например, при изучении темы «Хобби.
Чтение» студенты сами формулируют проблему того, что сейчас люди меньше
читают и пытаются объяснить почему. Можно предложить прослушать текст и
назвать имена героев, их возраст, внешность, любимые занятия и т.д
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера: студентам предлагается написать статьи для
студенческого спортивного журнала, они делятся на группы из 34 человек.
Каждая группа должна выбрать тему из списка, предложенного учителем. Затем
студенты обсуждают содержание статьи в группах, используя вопросы в качестве
поддержки, и пишут статьи. Можно предложить сделать плакат или газету на
определённую тему по инструкции. Обсуждается, каким будет плакат, и рисуется
схема на доске. Предлагается продумать информацию, которую нужно поместить
в газете.
2. Логические УУД включают в себя
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных):
Например, определите различия. Найдите пары слов, которые похожи по звучанию
и отличаются только одним гласным или согласным звуком. Полученные пары
читаются вслух, иногда читается одно слово дважды. Студенты должны повторить
только пары разных слов. Другое задание: составьте план прочитанного текста.
Анализировать студентов можно научить и при прохождении грамматического
материала. Целесообразен поиск ошибок в письмах и текстах.
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты: Я часто использую лексические
упражнения типа «пчелиные соты» (составь слова из букв данного слова), «найди
слово» и т.д. Можно научить студентов синтезировать – при монологической и
диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике: вставить
недостающие слова, завершить предложение, заполнить таблицу, догадаться о
правиле образования причастия I и II и т.д., составить текст из предложенного
набора предложений , поставить слова в логическом порядке, чтобы получилось
предложение, составить рассказ с использованием новых слов и выражений.
обобщение, аналогия, сравнение, классификация: При изучении видовременных
форм глагола сравниваем образование и случаи употребления глагольных форм,
классифицируем формы и обобщаем изученное. Когда изучаем страдательный
залог, говорю, что общая формула to be +гл3ф, изменяется только to be в
зависимости от видовременной формы. Студенты составляют диалоги и рассказы
по аналогии с образцами, с удовольствием составляют кроссворды. Например,
кроссворд на тему «Праздники в России и Англии» Студенты включаются в игру,
что позволяет учителю в нетрадиционной форме проверить знания, прочность
пройденного материала. Студенты делятся на две команды, задача каждой
команды составить кроссворд на тему «Праздники в России и Англии». Каждая
команда получает лист бумаги. По окончании листочки с кроссвордами и вопросами собираются и передаются команде соперников. Команды заполняют
кроссворды. Затем листочки собираются и проверяются.
подведение под понятия, выведение следствий Например, называем слово
“vegetarian” и просим студентов догадаться или объяснить его значение остальным
студентам.
установление причинноследственных связей Например, при изучении темы
«Продукты. Здоровая пища», строим предложения типа «Если будешь есть много
мучного, то будешь полным»
построение логической цепи рассуждений Например, что из ниже
перечисленного относится к оборудованию, а что к программному обеспечению и
почему? Какие из перечисленных видов спорта зимние и какое снаряжение нужно,
чтобы заниматься этими видами спорта.
доказательство Например, студенты читают или слушают описание времени года
и отгадывают его, нужно назвать слова, которые помогли отгадать.
выдвижение гипотез и их обоснование Студентов просят помочь рассказать
новую историю. Рассказываю историю, некоторые слова пропускаю, использую
жесты, мимику. Студенты должны закончить предложение, догадаться какое слово
пропущено. Затем предлагается студентам сочинить свой рассказ.
При изучении грамматического материала целесообразно использовать
геометрические фигуры. Например: подлежащее четырехугольник, смысловое
сказуемое чёрный треугольник, именное сказуемое заштрихованный треугольник,
определение ромб, обстоятельство – овал ит.д. При помощи геометрических
фигур формируется моделирование.
3.Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности
студентов. Проектная деятельность является важным инструментом
формирования познавательных УУД, т.к. в подходе к работе над проектами в
качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями,
мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор
информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами
студента и по его выбору. Это позволяет
осваивать познавательные универсальные учебные действия:
– предполагать, какая информация нужна;
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют
ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
поиск информации;
фиксация (запись) информации с помощью различных технических
средств;
структурирование информации, её организация и представление в виде
диаграмм, картосхем, линий времени;
создание презентаций;
построение простейших моделей объектов и процессов.
Выводы
Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную
область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого
процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные
действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой
ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно
смысловых и операциональных характеристик» (утверждал российский психолог,
политик и учёный Александр Григорьевич
Асмолов). Воспитывающие и
развивающие резервы иностранного языка как дисциплины наиболее полно
раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых студент
становится не объектом, а субъектом учебной деятельности – он сам планирует и
оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельной дисциплины, а
идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. Происходит
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих тем, кто
осваиваивает иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной
работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Этому способствует применение на уроке английского
языка различных образовательных технологий, таких как : системнодеятельный
подход, личностноориентированное обучение, проектная методика, игровые
технологии,
информационнокоммуникационные
технологии и другие.
здоровьесберегающие,
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе
Список использованной литературы.
Ростов Н/Д., 2003.
2. Асмолов А.Г. Культурноисторическая психология и конструирование миров. –
М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.
3. Краюхин В.ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты.//Первое сентября.
2011.№9.С.3.
4. Кудрявцева Н.Г. Системнодеятельностный подход как механизм реализации
5. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное
образование.2011.№5.С.3239.
6. http://festival.1september.ru/articles/
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.