Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии во 2 классе 2.doc
Шайхутдинова Ольга Владимировна
МОУ СОШ №89
Г. Тольятти
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальных
классах.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения обозначен
новый образовательный результат – универсальные учебные действия (УУД). УУД – способность
учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
При формировании УУД необходимо опираться на выделенные блоки в составе основных
универсальных учебных действий: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4)
коммуникативный.
Работа по формированию УУД на уроках технологии идёт от осознания к действию, от
совместных с учителем действий к самостоятельным действиям ребёнка и состоит из двух этапов:
личностномотивационного и практическидейственного.
При работе с регулятивным блоком с целью понимания необходимости планировать свою
деятельность учащимся предлагается следующая проблемная ситуация: мальчик изобразил на
рисунке три цветка: красный и жёлтый нарисованы по мокрой бумаги, а синий по сухой. Он
рассказывает, как сделать такую картину, и объясняет, что забыл сразу взять синюю краску, пока
ходил за ней, лист высох, и последний цветок не получился. На её решение направлен следующий
вопрос: что, вы посоветуете мальчику, что бы в следующий раз на его картине все цветы
получились «мокрые»? В результате ответа на него, школьники приходят к выводу: перед началом
работы необходимо приготовить своё рабочее место. Учащимся предъявляется следующая
проблемная ситуация: им показывается рисунок, на котором изображён букет цветов в вазе, но
часть изображения размыта – на рисунок пролили воду. Для её решения предлагаются следующие
вопросы: 1) что произошло? 2) почему это произошло? 3) что необходимо сделать, чтобы подобное
не происходило? Отвечая на них, ребята делают вывод: на столе всё должно быть расположено
«удобно». Школьникам предлагается совместное решение практической ситуации: организовать
рабочий стол для вымышленного персонажа. После чего учащиеся самостоятельно организовывают
своё рабочее место, а взрослый выступает в роли консультанта.
К регулятивному блоку относится и умение находить решения нестандартных ситуаций, с
этой целью учащимся предлагается проблемная ситуация: мальчик попал на необитаемый остров,
ему очень хочется пить, но вода грязная. Для её решения предлагаются следующие вопросы: 1) как очистить воду? 2) какой способ самый удобный и почему? Отвечая на которые дети ищут
наибольшее количество решений проблемы, оценивают их и выбирают наилучший способ решения
исходя из ситуации. Далее учащимся предлагается практическая работа: выполнить аппликацию
пользуясь только тем, что лежит на рабочем столе. Учитель заранее организует рабочее место
учащихся, так чтобы на столе оказались: цветная бумага, два альбомных листа, ножницы, простой
карандаш, кусочек ваты, салфетка и стаканчик с жидким клеем на донышке. Кисть для клея
учитель не предлагает! В результате работы учащиеся должны найти как можно больше способов
решения проблемы, выбрать из них наилучший и доказать почему именно этот способ лучший.
С целью реализации умения познавательного блока добывать информацию, перерабатывать и
синтезировать её предлагается следующая проблемная ситуация: мальчику дали задание сделать
аппликацию в технике мозаика, а он принёс рисунок, объяснив, что не знает что такое мозаика. На
её решение направлены вопросы: 1) как бы вы поступили на месте этого мальчика? 2) где бы вы
взяли информацию? В результате обсуждения учащиеся делают совместный вывод: информацию
необходимо добывать из «источников информации». Учитель продолжает предъявление
проблемной ситуации: на следующий урок мальчик принёс «доклад о мозаике», но из всей
информации не выделил главное. Школьники делают вывод: необходимо выделять главное,
существенное в тексте. В следующий раз мальчик в своём докладе выделил главное, зачитывается
доклад с перепутанным порядком изложения информации. На решение проблемы направлены
вопросы: 1) что в докладе «не правильно»? 2) как сделать «правильно»? Учащиеся приходят к
выводу: информацию необходимо не только перерабатывать, но и соединять друг с другом так,
чтобы получился рассказ. После чего совместно с учителем по заранее заготовленным источникам
ученики составляют коллективный доклад на тему: «История возникновения мозаики». В
последующем школьникам предлагается самостоятельно составить мини доклад на тему: «Виды
мозаики».
Аналогичная работа проводится по формированию других составляющих блоков
универсальных учебных действий.
Таким образом, формирование навыков универсальных учебных действий осуществляется
через деятельностный подход, который реализуется в два этапа: подготовительный – решение
проблемных ситуаций и основной – получение собственного продукта деятельности.
2
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальных классах
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.