Формирование универсальных учебных действий в основной школе.
Оценка 4.7
Семинары
doc
английский язык
Взрослым
21.03.2018
Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Универсальные_действия4.doc
Формирование у учащегося активной позиции в учебной деятельности,
превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности связаны с
определённым уровнем развития самооценки, выступающей важным механизмом
саморегуляции. Становление дифференцированное, адекватности, надёжности
самооценки тесно связано с уровнем сформированности учебной деятельности
(А. В. Захарова) и развитием познавательной активности.
Самооценка — важнейший регулятор активности личности, механизм
саморегуляции (А. В. Захарова).
Формируясь в деятельности, самооценка соотносится с этапами
деятельности личности и выполняет функцию её регуляции. Соответственно
выделяют такие виды самооценки, как прогностическая, корригирующая,
ретроспективная.
Прогностическая самооценка выполняет функцию регуляции активности
личности на этапе включения её в новый вид деятельности; корреспондирует с
этапом ориентировки в деятельности и оценкой человеком своих
возможностей включения в неё. Объективные основания прогностической
самооценки связаны с обращением субъекта к анализу различных способов
преобразования предмета деятельности. Субъективные основания, не связанные с
содержанием самой деятельности, — это обращение субъекта к внешним
оценкам, характеристика условий деятельности, качеств самого учащегося.
Корригирующая самооценка
выполняет функцию контроля за
деятельностью и внесения необходимых коррективов, соотносится с этапом
выполнения деятельности. Корригирующая самооценка даёт учащемуся
возможность накапливать и интегрировать информацию о степени реализации
целей и обосновывается анализом способа действия.
Ретроспективная самооценка выполняет функцию оценки деятельности в
целом, подведение итогов на основе соотнесения целей и результатов.
Ретроспективная самооценка соотносится с завершающим этапом
деятельности и связана с мерой ориентировки учащегося на все этапы
деятельности. Основаниями ретроспективной самооценки может быть как
анализ способов деятельности, так и неспецифические для содержания самой
деятельности обстоятельства. В зависимости от оснований самооценки
варьируется степень её надежности как регулятора продвижения учащегося в
освоении содержания данного вида деятельности.
С особенностями Яидеального и Яреального также связаны характерные
особенности самооценки подростков:
каждая положительная и
отрицательная частная самооценка мгновенно приобретает глобальный
характер. Причём очень часто самооценка колеблется между крайними
полюсами: либо всё, либо ничего — середины нет. Если успешность в чёмлибо
будет отклоняться от некоего выбранного самим подростком (часто
максимального) стандарта, то она мгновенно рушится. Самооценка
оказывается крайне хрупкой, неустойчивой: или реализация Яидеального, или
1 ничего.
Подросток очень чувствителен к внешней оценке (к оценке окружающих).
Он постоянно следит за тем, как он выглядит со стороны, что о нём думают и
говорят сверстники и взрослые. На формирование самооценки одновременно
2
Формирование универсальных учебных действий в основной школе.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.