Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

  • Семинары
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Иконка файла материала Универсальные_действия8.doc
1. деятельности, направленной на получение нового знания. Познавательная потребность «бескорыстна», поэтому она практически ненасыщаема. 2. Социальные мотивы:  широкий социальный мотив как стремление быть полезным обществу; мотив   долга   и   ответственности   перед   обществом   (М.   В.   Матюхина, 1984),   направленность   на   идеалы   и   социальные   ценности   (А.   К. Маркова, 1983);  узкий   социальный,   позиционный   мотив   —   стремление   добиться одобрения   и   признания   окружающими;   направленность   на   способы взаимодействия с другими людьми (А. К. Маркова, 1983), социальную идентификацию   как   стремление   к   одобрению   родителей,   учителей, сверстников (P.P. Бибрих, 1987, Н. В. Елфимова, 1991);  мотивы   аффилиации   —   стремление   к   сохранению,   созданию   или восстановлению   положительных   эмоциональных   взаимоотношений   с другими людьми;  мотив   социального   сотрудничества   —   направленность   на   способы взаимодействия, кооперации своих усилий с усилиями других людей в ходе учебной деятельности;  мотивы   саморазвития   и   самообразования   —   направленность   на саморазвитие   и   постоянное   усовершенствование   способов   овладения знаниями   и   компетентностями   (Л.  К.   Маркова,   А.  Б.  Орлова,   Л.   Ф. Фридман, 1983). 3.   Побудительную   и   смыслообразующую   функцию   могут   выполнять внешние мотивы:  мотив материального вознаграждения, мотив отметки;  мотив   стремления   к   безопасности   и   стабильности   (учеба   как вынужденное поведение или как привычное функционирование);  престижные   и   статусные   мотивы   (учёба   ради   лидерства   и   престижа; стремление оказаться в центре внимания);  мотив избегания неудачи. Эти   мотивы   могут   оказывать   и   негативное   влияние   на   характер   и результаты учебного процесса. Особое место в системе мотивов принадлежит познавательной мотивации, без которой усвоение системы теоретических научных понятий из конечной цели (мотива­цели) может превратиться в условия достижения других целей. Иначе говоря, деятельность учащегося не приобретает учебного характера или утрачивает его (В. В. Давыдов). Возможности и условия актуализации познавательных мотивов в учебной деятельности определяются: 1) наличием   и   направленностью   познавательного   интереса   учащихся   на результаты   или   на   способы   познания   (только   в   последнем   случае   можно говорить о познавательной мотивации); 12