Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Универсальные_действия8.doc
1. деятельности, направленной на получение нового знания. Познавательная
потребность «бескорыстна», поэтому она практически ненасыщаема.
2. Социальные мотивы:
широкий социальный мотив как стремление быть полезным обществу;
мотив долга и ответственности перед обществом (М. В. Матюхина,
1984), направленность на идеалы и социальные ценности (А. К.
Маркова, 1983);
узкий социальный, позиционный мотив — стремление добиться
одобрения и признания окружающими; направленность на способы
взаимодействия с другими людьми (А. К. Маркова, 1983), социальную
идентификацию как стремление к одобрению родителей, учителей,
сверстников (P.P. Бибрих, 1987, Н. В. Елфимова, 1991);
мотивы аффилиации — стремление к сохранению, созданию или
восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с
другими людьми;
мотив социального сотрудничества — направленность на способы
взаимодействия, кооперации своих усилий с усилиями других людей в
ходе учебной деятельности;
мотивы саморазвития и самообразования — направленность на
саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладения
знаниями и компетентностями (Л. К. Маркова, А. Б. Орлова, Л. Ф.
Фридман, 1983).
3. Побудительную и смыслообразующую функцию могут выполнять
внешние мотивы:
мотив материального вознаграждения, мотив отметки;
мотив стремления к безопасности и стабильности (учеба как
вынужденное поведение или как привычное функционирование);
престижные и статусные мотивы (учёба ради лидерства и престижа;
стремление оказаться в центре внимания);
мотив избегания неудачи.
Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и
результаты учебного процесса.
Особое место в системе мотивов принадлежит познавательной мотивации,
без которой усвоение системы теоретических научных понятий из конечной
цели (мотивацели) может превратиться в условия достижения других целей.
Иначе говоря, деятельность учащегося не приобретает учебного характера
или утрачивает его (В. В. Давыдов). Возможности и условия актуализации
познавательных мотивов в учебной деятельности определяются:
1) наличием и направленностью познавательного интереса учащихся на
результаты или на способы познания (только в последнем случае можно
говорить о познавательной мотивации);
12
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.