Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
1) уровнем развития познавательных интересов — ситуационного или
устойчивого личностного.
Существенную роль в развитии учебной мотивации в подростковом
возрасте имеют познавательные и учебные интересы (ориентация на
содержание и процесс учебной деятельности). Возникают относительно
устойчивые личностные интересы, которые в отличие от ситуативных
характеризуются своей
ненасыщаемостью — чем больше они
удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряжёнными они становятся
(Л. И. Божович, 1995). Любознательность как уровень развития
познавательной потребности,
отвечающей подростковому возрасту,
предполагает личностный отбор информации в соответствии с уже
сформировавшимися интересами и личностным отношением к знаниям.
Удовлетворение познавательных интересов вызывает у подростков желание
искать новые предметы их удовлетворения, ставить новые цели. Однако у
средне и особенно у слабоуспевающих учеников интерес обычно связан с
новизной материала, форм и способов деятельности. Несформированность
учебной деятельности и низкий уровень учебных успехов и достижений
крайне неблагоприятно сказывается на мотивации учения.
Можно выделить три основные стадии развития учебной деятельности и,
соответственно, три стадии развития её мотивации:
1. Освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный
познавательный интерес и мотивация.
2. Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности,
устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива.
3. Система учебной деятельности, обобщённость, устойчивость и
избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных
интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным
мотивом функций побуждения и смыслообразования (В. В. Давыдов).
Различные виды мотивов поразному проявляются в поведении в учебном
процессе. Так, познавательная мотивация проявляется в принятии решения
задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно
познавательная — в самостоятельных действиях по поиску разных способов
решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы
самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу
рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных
источниках информации. Социальные мотивы проявляются в поступках,
свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие
социальные — в стремлении к контактам со сверстниками и получению их
оценок, в помощи товарищам. При доминировании мотивов одной из
перечисленных групп наблюдается характерное поведение учащихся. Было
показано, что мотивы саморазвития и самосовершенствования в младшем
1подростковом возрасте, как правило, сочетаются с мотивом достижения.
Познавательный мотив часто является лишь средством самоутверждения и
достижения успешного результата (И. И.
2