Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

  • Семинары
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Иконка файла материала Универсальные_действия9.doc
1) уровнем   развития   познавательных   интересов   —   ситуационного   или устойчивого личностного. Существенную   роль   в   развитии   учебной   мотивации   в   подростковом возрасте   имеют   познавательные   и   учебные   интересы   (ориентация   на содержание   и   процесс   учебной   деятельности).   Возникают   относительно устойчивые   личностные   интересы,   которые   в   отличие   от   ситуативных характеризуются   своей  ненасыщаемостью  —   чем   больше   они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряжёнными они становятся (Л.   И.   Божович,   1995).   Любознательность   как   уровень   развития познавательной   потребности,   отвечающей   подростковому   возрасту, предполагает   личностный   отбор   информации   в   соответствии   с   уже сформировавшимися   интересами   и   личностным   отношением   к   знаниям. Удовлетворение познавательных интересов вызывает у подростков желание искать новые предметы их удовлетворения, ставить новые цели. Однако у средне­ и особенно у слабоуспевающих  учеников интерес обычно связан с новизной   материала,   форм   и   способов   деятельности.   Несформированность учебной   деятельности   и   низкий   уровень   учебных   успехов   и   достижений крайне неблагоприятно сказывается на мотивации учения. Можно выделить три основные стадии развития учебной деятельности и, соответственно, три стадии развития её мотивации: 1. Освоение   учащимися   отдельных   учебных   действий,   ситуационный познавательный интерес и мотивация. 2. Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость   познавательного   интереса   и   становление   смыслообразующей функции познавательного мотива. 3. Система   учебной   деятельности,   обобщённость,   устойчивость   и избирательность   познавательных   интересов,   доминирование   познавательных интересов   в   иерархии   мотивационной   системы,   принятие   познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования (В. В. Давыдов). Различные виды мотивов по­разному проявляются в поведении в учебном процессе. Так, познавательная мотивация проявляется в принятии решения задач,   в   обращениях   к   учителю   за   дополнительными   сведениями;   учебно­ познавательная — в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования   обнаруживаются   в   обращениях   к   учителю   по   поводу рациональной   организации   учебного   труда,   в   вопросах   о   дополнительных источниках   информации.   Социальные   мотивы   проявляются   в   поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие социальные — в стремлении к контактам со сверстниками и получению их оценок,   в   помощи   товарищам.   При   доминировании   мотивов   одной   из перечисленных   групп   наблюдается   характерное   поведение   учащихся.  Было показано,   что   мотивы   саморазвития   и   самосовершенствования   в   младшем 1подростковом   возрасте,   как   правило,   сочетаются   с   мотивом   достижения. Познавательный мотив часто является лишь средством самоутверждения и достижения успешного результата (И. И.  2