Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Вартанова, 2000).
Развитие учебных мотивов тесно связано с уровнем академических
успехов учащихся. У слабоуспевающих учащихся круг учебных мотивов
более узок, чем у хорошо успевающих учеников. У первых часто отсутствуют
широкие социальные мотивы, слабо выражены познавательные и учебные
мотивы. Среди социальных мотивов наиболее выражен мотив общения с
одноклассниками, неадекватный целям учения при традиционной форме
организации учебной деятельности.
Такая организация игнорирует необходимость учебного сотрудничества и
зачастую отвлекает подростков от учения. В значительном количестве
случаев у слабоуспевающих детей доминирует (либо сильно выражен) мотив
избегания неудачи или наказания, создающий отрицательный эмоциональный
фон учебной деятельности. Такая иерархия мотивов является индикатором
низкой или двойственной самооценки, неуверенности в себе, низкого
самопринятия. Если же у слабоуспевающих детей столь же сильно выражена
мотивация достижения успеха, то, как правило, она бывает сопряжена с
неадекватно завышенной самооценкой, провоцирующей развитие аффекта
неадекватности (М. С. Неймарк) и дезадаптивного поведения учащегося. Но к
началу подросткового возраста мотивация достижения успеха у
слабоуспевающих учеников, как правило, снижается, а мотивация избегания
неудачи усиливается (И. Ю. Кулагина, 2007).
Однако мотивы лишь создают потенциальную возможность успешности
учебной деятельности, поскольку мера реализации мотивов зависит от
процессов целеполагания — постановки конечных и промежуточных целей
учебной деятельности. Механизмом обусловливания целенаправленности
поведения учащихся выступает смыслообразование как установление связи
мотива и цели деятельности.
Поведенческими индикаторами
смыслообразования являются такие особенности поведения учащихся, как
доведение работы до конца или постоянное её откладывание, стремление к
завершённости учебных действий или их незавершённость, преодоление
препятствий или срыв работы при их возникновении, концентрация и
сосредоточение на работе или постоянные отвлечения.
Рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности
В рамках системнодеятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, Д. Б.
Эльконин, П. Я. Гальперин) установлена принципиальная возможность
формирования мотивации учения посредством организации деятельности
учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организацию
ориентировочной деятельности учащихся и учебного сотрудничества. Следует
раскрыть учащимся личностный смысл самого процесса учения (для чего и
ради чего они учатся), значимость учения в школе для реализации
профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых
отношений в социальной практике взрослой жизни. Таким образом, нужна
1организация как предметности учебной деятельности учащихся, так и
системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества.
Необходимым условием также выступает
2