Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

  • Семинары
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Иконка файла материала Универсальные_действия10.doc
Вартанова, 2000). Развитие   учебных   мотивов   тесно   связано   с   уровнем   академических успехов   учащихся.   У   слабоуспевающих   учащихся   круг   учебных   мотивов более узок, чем у хорошо успевающих учеников. У первых часто отсутствуют широкие   социальные   мотивы,   слабо   выражены   познавательные   и   учебные мотивы.   Среди   социальных   мотивов   наиболее   выражен   мотив   общения   с одноклассниками,   неадекватный   целям   учения   при   традиционной   форме организации учебной деятельности. Такая организация игнорирует необходимость учебного сотрудничества и зачастую   отвлекает   подростков   от   учения.   В   значительном   количестве случаев у слабоуспевающих детей доминирует (либо сильно выражен) мотив избегания неудачи или наказания, создающий отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности. Такая иерархия мотивов является индикатором низкой   или   двойственной   самооценки,   неуверенности   в   себе,   низкого самопринятия. Если же у слабоуспевающих детей столь же сильно выражена мотивация   достижения   успеха,   то,   как   правило,   она   бывает   сопряжена   с неадекватно   завышенной   самооценкой,   провоцирующей   развитие   аффекта неадекватности (М. С. Неймарк) и дезадаптивного поведения учащегося. Но к началу   подросткового   возраста   мотивация   достижения   успеха   у слабоуспевающих учеников, как правило, снижается, а мотивация избегания неудачи усиливается (И. Ю. Кулагина, 2007). Однако   мотивы   лишь   создают   потенциальную   возможность   успешности учебной   деятельности,   поскольку   мера   реализации   мотивов   зависит   от процессов целеполагания — постановки конечных и промежуточных целей учебной   деятельности.   Механизмом   обусловливания   целенаправленности поведения учащихся выступает смыслообразование как установление связи мотива   и   цели   деятельности.   Поведенческими   индикаторами смыслообразования   являются   такие   особенности   поведения   учащихся,   как доведение работы до конца или постоянное её откладывание, стремление к завершённости   учебных   действий   или   их   незавершённость,   преодоление препятствий   или   срыв   работы   при   их   возникновении,   концентрация   и сосредоточение на работе или постоянные отвлечения. Рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности В   рамках   системно­деятельностного   подхода   (А.   Н.   Леонтьев,   Д.   Б. Эльконин,   П.   Я.   Гальперин)   установлена   принципиальная   возможность формирования   мотивации   учения   посредством   организации   деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организацию ориентировочной деятельности учащихся и учебного сотрудничества. Следует раскрыть учащимся личностный смысл самого процесса учения (для чего и ради   чего   они   учатся),   значимость   учения   в   школе   для   реализации профессиональных планов,  социальной карьеры, межличностных  и  ролевых отношений   в   социальной   практике   взрослой   жизни.   Таким   образом,   нужна 1организация   как   предметности   учебной   деятельности   учащихся,   так   и системы   социальных   взаимодействий   и   учебного   сотрудничества. Необходимым условием также выступает  2