Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
специально организованная рефлексия учащимся своего отношения к
учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту»
преобразующей учебной деятельности.
Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного
сотрудничества учащегося, задающих новые уровни мотивации, — это
стратегия формирования мотивации учения.
Развитие познавательных интересов в подростковом возрасте является
важной задачей. В связи с тем что для значительного числа младших
подростков попрежнему характерна высокая откликаемость на новые
стимулы и впечатления, а это является препятствием в развитии
любознательности,
необходимо следовать ряду психологических
рекомендаций в организации учебной деятельности:
не следует использовать чрезмерную стимуляцию познавательной
потребности посредством привлечения интереса с помощью обильной
наглядности, музыкального и художественного оформления учебного
процесса. Попытка усилить познавательные интересы на элементарном
стимульном уровне может привести к прямо противоположному
результату. Напомним, что В. А. Сухомлинский предупреждал о
недопустимости устраивать «концерты» на уроках литературы, считая
это «педагогическим невежеством» (В. С. Юркевич, 1980);
оптимальным способом развития познавательной потребности является
пересмотр содержания обучения и представление его в виде системы
теоретических понятий.
Методы обучения обусловливают развитие мотивации учебной
деятельности. Организация обучения по системе, разработанной Д. Б.
Элькониным, В. В. Давыдовым, а также организация обучения по третьему
типу, описанная П. Я. Гальпериным в его работе о трёх типах учения и
соответствующих им трёх типах ориентировки в задании, способствуют
развитию познавательной мотивации учащихся.
Развитие морального действия.
Ориентация в моральнонравственных
основах поведения
Подростковый возраст имеет особое значение для морального развития
человека. Интимноличностное общение как ведущий тип деятельности в
этом возрасте подчёркивает значение общения и взаимодействия с другими
людьми, где главная роль отводится сверстникам. В процессе общения со
сверстниками происходит познание себя, развивается самосознание,
формируется чувство взрослости, в том числе и социоморальной взрослости
(Д. Б. Эльконин). Процесс морального развития и формирование ценностной
сферы личности становится одной из главных задач развития в подростковом
1возрасте (Д. Б. Эльконин, Р. Хевигхерст). Уровень когнитивных способностей,
возможность рефлексии, развитие эмоциональной сферы, растущее стремление
к самостоятельности и чувство взрослости развивает активную позицию
2