Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
подростка. Подросток становится активным субъектом морального
поведения, осуществляя собственные моральные выборы. Таким образом,
программы морального развития подростков должны,
с одной стороны,
учитывать психологическую специфику этого возраста, а с другой — опираться
на современные подходы к моральному развитию.
Рассмотрим теорию морального развития, предложенную Л. Кольбергом.
Данный подход является одним из наиболее авторитетных в современной
психологии (L. Kohlberg, 1984). Л. Кольберг считал, что моральное мышление
развивается в связи с изменением когнитивных способностей человека, с
развитием структур операционального интеллекта и его социального опыта. Он
выделил три основных уровня развития морального сознания личности,
каждый из которых включает по две стадии: преконвенциональный,
конвенциональный и постконвенциональный. Стадии развития морального
сознания позволяют оценить установки, лежащие в основе морального
выбора.
Преконвенциональный уровень включает стадию гетерономной морали и
стадию инструментального индивидуализма, равноценного обмена. На первой
стадии — стадии гетерономной морали — подчинение нормам основано на
подчинении власти авторитетов и желании избежать наказания, физического
насилия или нанесения ущерба своей собственности. С точки зрения социальной
перспективы у субъекта, действующего в рамках гетерономной морали, ярко
выражен эгоцентризм, нет учёта интересов других, не дифференцируются
собственные интересы и интересы других. Учитываются физические,
объективные последствия поступков, а не их психологическое значение для
других людей. Эта стадия присуща детям старшего дошкольного и начала
младшего школьного возраста.
Вторая стадия
преконвенционального уровня — стадия
инструментального индивидуализма и равноценного обмена. Выполнение
норм и правил регулируется интересами и нуждами в пределах равноценного
обмена, сделки, соглашения.
С точки зрения социальной перспективы
превалирует позиция индивидуализма и убеждение в том, что, поскольку все
люди пытаются реализовать собственные интересы и их интересы сталкиваются,
право и закон — относительны. Справедливость рассматривается как система
обмена «ты — мне, я — тебе» с равенством обмениваемых благ. Кольберг
называет моральное мышление этой стадии инструментальной моралью,
поскольку признаётся абсолютно нормальным использование других для
удовлетворения своих собственных интересов. На стадии инструментального
индивидуализма и равноценного обмена дети переходят к самостоятельному
принятию решения без участия взрослого.
Конвенциональный уровень морали включает стадию взаимных ожиданий
и межличностной конформности и стадию ориентации на социальный закон и
порядок. Третья стадия — стадия взаимных ожиданий, соглашений и
1межличностной конформности — регулируется принятием субъектом той
социальной роли, которая ему предписывается группой. Приоритетным
является принцип «быть хорошим», стремление даже в своих мотивах и
2