Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

  • Семинары
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Иконка файла материала Универсальные_действия12.doc
подростка.   Подросток   становится   активным   субъектом   морального поведения,   осуществляя   собственные   моральные   выборы.   Таким  образом, программы   морального   развития   подростков   должны,  с   одной   стороны, учитывать психологическую специфику этого возраста, а с другой — опираться на современные подходы к моральному развитию. Рассмотрим теорию морального развития, предложенную  Л. Кольбергом. Данный   подход   является   одним   из   наиболее  авторитетных   в   современной психологии (L. Kohlberg, 1984). Л. Кольберг считал, что моральное мышление развивается   в   связи   с   изменением   когнитивных   способностей   человека,   с развитием структур операционального интеллекта и его социального опыта. Он выделил   три   основных   уровня   развития  морального   сознания   личности, каждый   из   которых   включает   по   две   стадии:   преконвенциональный, конвенциональный  и   постконвенциональный.   Стадии   развития   морального сознания   позволяют   оценить   установки,   лежащие   в   основе   морального выбора. Преконвенциональный уровень  включает стадию гетерономной морали и стадию инструментального индивидуализма,  равноценного  обмена. На  первой стадии — стадии гетерономной морали — подчинение нормам основано на подчинении власти авторитетов и желании избежать наказания, физического насилия или нанесения ущерба своей собственности. С точки зрения социальной перспективы у субъекта, действующего в рамках гетерономной морали, ярко выражен  эгоцентризм,   нет   учёта   интересов   других,   не   дифференцируются собственные   интересы   и   интересы   других.   Учитываются  физические, объективные последствия поступков, а не их  психологическое значение для других   людей.   Эта   стадия   присуща   детям   старшего   дошкольного   и   начала младшего школьного возраста. Вторая   стадия  преконвенционального   уровня   —  стадия инструментального   индивидуализма   и   равноценного   обмена.  Выполнение норм и правил регулируется интересами и нуждами в пределах равноценного обмена,   сделки,   соглашения.  С   точки   зрения   социальной   перспективы превалирует позиция  индивидуализма и убеждение в том, что, поскольку все люди пытаются реализовать собственные интересы и их интересы сталкиваются, право и закон — относительны. Справедливость рассматривается как система обмена «ты  —  мне,  я  —  тебе»  с равенством  обмениваемых  благ. Кольберг называет   моральное   мышление   этой   стадии   инструментальной   моралью, поскольку   признаётся   абсолютно   нормальным   использование  других   для удовлетворения своих собственных интересов. На  стадии инструментального индивидуализма и равноценного  обмена дети переходят к самостоятельному принятию решения без участия взрослого. Конвенциональный уровень морали включает стадию взаимных ожиданий и межличностной конформности и  стадию ориентации на социальный закон и порядок.  Третья  стадия   —   стадия   взаимных   ожиданий,   соглашений   и 1межличностной конформности  — регулируется принятием субъектом той социальной   роли,   которая   ему   предписывается  группой.   Приоритетным является принцип «быть хорошим», стремление даже в своих мотивах и  2