Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
чувствах соответствовать социальным ожиданиям, чтобы сохранить доверие,
расположение и уважение группы. Действует «золотое правило»: не делай
другому того, что бы ты не пожелал, чтобы сделали тебе. С точки зрения
социальной перспективы поведение определяется взаимоотношениями с
другими людьми. Возникает убеждение в том, что взаимные чувства,
отношения и ожидания становятся важнее индивидуальных интересов,
особенно в отношениях с близкими и значимыми людьми, где их интересы
оказываются выше собственных.
Четвёртая стадия конвенционального уровня — стадия социального
закона и порядка — основывается на признании справедливости общественной
системы, построенной на обязательном всеобщем выполнении правил («закон
есть закон»). Законы и правила должны выполняться, кроме тех неординарных
случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными
обязанностями. Право человека соотносится с социальным, групповым и
институциональным правом. Моральное сознание императивно. С точки зрения
социальной перспективы эта стадия характеризуется различением социальной
позиции и взаимного соглашения на основе удовлетворения мотивов сторон.
Взаимоотношения складываются в соответствии с местом партнёров в
социальной системе и их ролями.
Постконвенциональный уровень морали включает стадию социального
контракта и стадию универсальных этических принципов. Пятая стадия —
стадия социального контракта — основывается на положении о том, что
социальные
группы имеют различные ценностные приоритеты и
придерживаются разных правил, поэтому в интересах справедливости
необходимо заключение социального контракта, обеспечивающего права
каждой группы и человека. Существуют всеобщие ценности и права, такие, как
жизнь, свобода, которые необходимо чтить в любом обществе вне зависимости
от мнения большинства. Отношения регулируются ответственностью перед
законом, защищающим права людей и интересы процветания общества. Чувство
ответственности распространяется на взаимоотношения в семье, дружбе,
межличностных связях, на работе. В основе морального мышления лежит
убеждение в том, что законы и обязанности строятся на утверждении: большее
благо для большего числа людей. Приоритет отдаётся социальной перспективе,
основанной на уважении рационально понимаемых прав и ценностей
личности. Вместе с тем здесь возможно возникновение конфликта между
моральными и правовыми позициями, что инициирует переход к шестой
стадии универсальных этических принципов, признающей право преступить
закон ради спасения жизни другого человека.
Шестая стадия — стадия универсальных этических принципов
(равенства человеческих прав и уважения достоинства человека как личности)
— исходит из права личности следовать избранным этическим принципам и
признавать те законы и социальные соглашения, которые основаны на
1универсальных моральных нормах. Несоответствие закона этим принципам даёт
право личности преступить закон и действовать в соответствии со своими
2