Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
этическими убеждениями. Однако исследования морального развития в
различных возрастах показали, что стадия универсальных этических принципов
достигается лишь в немногих случаях, что поставило вопрос о признании её
нормативной.
Сегодня считается, что стадии развития морального сознания, описанные
Кольбергом, определяют не столько принятие решения в моральных дилеммах,
сколько уровень моральной компетентности.
Необходимо помнить, что уровень морального мышления изменяется в
зависимости от целей и других обстоятельств. В рамках когнитивного подхода
Ж. Пиаже моральное мышление рассматривается как процесс координации
различных познавательных перспектив участников моральной дилеммы, а
процесс принятия ролей — как важнейшее условие её решения. В этом случае
решение моральной дилеммы личностью выступает как применение усвоенного
морального принципа или правила. Различие в решении моральных дилемм
может быть объяснено тем, что разные социальные контексты задают свои
правила морали, которые и определяют поведение и суждения личности в
моральных дилеммах.
Существуют различные программы морального развития в школьном
обучении. Можно выделить по крайней мере три подхода к решению вопроса
о моральном развитии и воспитании учащихся.
Первый подход может быть обозначен как подход к формированию
характера. Его цель — развитие в ученике таких личностных особенностей,
которые соответствуют правилам и нормам морали, существующей в обществе.
Такими личностными особенностями могут выступать честность, доброта,
ориентация на других, ответственность, дружелюбие, моральное мужество,
самоконтроль и т. д. Однако вопрос о том, насколько наличие этих или иных
черт будет определять моральное поведение человека, остаётся открытым.
Другим важным и спорным вопросом является вопрос операционализации
данных качеств. Как развивать доброжелательность или мужество у человека?
Пик популярности подобных программ в США пришёлся на 80е гг. прошлого
века.
Второй подход — программа ценностного самоопределения,
направленная на определение людьми ценностей, значимых для их жизни. Цель
данной программы: активизация и инициирование процесса самоопределения в
области приоритетных ценностей. В свободном обществе должны быть
представлены люди с разными ценностями и ценностными ориентациями. В
мире нет правильных или неправильных ценностей. Каждый человек сам решает,
что для него значимо, поэтому важно оградить его от воздействия и внушения
со стороны. Программа не ставит цели обучать ценностным установкам.
Задачи, решаемые в рамках программы, носят
более общий и
фундаментальный характер. Вопервых, это осознание своих ценностей и того,
насколько они соответствуют принимаемым личностью жизненным решениям.
1Вовторых, выделяя значимые ценности, человек должен убедиться, что
значимость и иерархия его ценностей носит стабильный характер. Втретьих,
осознание того, что существуют различия между людьми в
2