Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

  • Семинары
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Иконка файла материала Универсальные_действия14.doc
этическими   убеждениями.  Однако   исследования   морального   развития   в различных возрастах показали, что стадия универсальных этических принципов достигается лишь в немногих случаях, что поставило  вопрос о признании её нормативной. Сегодня считается, что стадии развития морального сознания, описанные Кольбергом, определяют не столько принятие решения в моральных дилеммах, сколько уровень моральной компетентности. Необходимо   помнить,   что   уровень   морального   мышления  изменяется   в зависимости от целей и других обстоятельств. В рамках когнитивного подхода Ж. Пиаже моральное мышление рассматривается  как  процесс  координации различных  познавательных   перспектив   участников   моральной   дилеммы,  а процесс принятия ролей — как важнейшее условие её решения. В этом случае решение моральной дилеммы личностью выступает как применение усвоенного морального  принципа или правила. Различие в решении моральных дилемм может   быть   объяснено   тем,   что   разные   социальные   контексты   задают   свои правила   морали,   которые   и   определяют  поведение   и   суждения   личности   в моральных дилеммах. Существуют   различные  программы   морального   развития  в   школьном обучении. Можно выделить по крайней мере три подхода к решению вопроса о моральном развитии и воспитании учащихся. Первый   подход  может   быть   обозначен   как  подход   к   формированию характера.  Его цель — развитие в ученике таких  личностных особенностей, которые соответствуют правилам и нормам морали, существующей в обществе. Такими   личностными   особенностями   могут   выступать   честность,   доброта, ориентация   на   других,   ответственность,   дружелюбие,   моральное   мужество, самоконтроль и т. д. Однако вопрос о том, насколько наличие этих или иных черт   будет   определять   моральное   поведение   человека,   остаётся   открытым. Другим   важным   и   спорным   вопросом   является   вопрос   операционализации данных качеств. Как развивать доброжелательность или мужество у человека? Пик популярности подобных программ в США пришёлся на 80­е гг. прошлого века. Второй   подход  —  программа   ценностного   самоопределения, направленная на определение людьми ценностей, значимых для их жизни. Цель данной программы: активизация и инициирование процесса самоопределения в области   приоритетных   ценностей.   В   свободном   обществе   должны   быть представлены люди с разными ценностями и ценностными  ориентациями.  В мире нет правильных или неправильных ценностей. Каждый человек сам решает, что для него значимо, поэтому важно оградить его от воздействия и внушения со   стороны.   Программа   не   ставит   цели   обучать   ценностным  установкам. Задачи,   решаемые   в   рамках   программы,   носят  более   общий   и фундаментальный характер. Во­первых, это осознание своих ценностей и того, насколько они соответствуют принимаемым личностью жизненным решениям. 1Во­вторых,   выделяя   значимые   ценности,   человек   должен  убедиться,   что значимость и иерархия его ценностей носит  стабильный характер. В­третьих, осознание того, что существуют различия между людьми в  2