Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

  • Семинары
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
Иконка файла материала Универсальные_действия15.doc
ценностной структуре их сознания. В­четвёртых, развитие толерантности к различиям в  создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения, что, в соответствии со взглядами Ж. Пиаже, приводит к принятию новой позиции;  участие   всех   учеников   в   создании   правил,   выполнение  которых   в дальнейшем   становится   обязательным   для   всех,   и   принятие ответственности за свои решения и поступки;  развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней. Большое   значение   имеет   создание   атмосферы   доверия   и  принятия   в групповой работе. Она позволяет открыто рассуждать об актуальных вопросах и высказывать собственную точку зрения. Выражение различных точек зрения и их обсуждение в дискуссии способствует развитию морального мышления. В ходе   групповых   обсуждений   происходит   обмен  аргументами.   Дискуссия способствует изменению моральных ценностей и норм учащихся. Оценка эффективности различных программ «Справедливого сообщества» позволяет расширить перечень условий морального развития учащихся. Во­ первых,   должна   быть   содержательная   направленность   дискуссий   на моральную   проблематику.   Обсуждаемые   вопросы   должны   касаться   сферы взаимоотношений людей, быть  актуальными и важными. Необходимо, чтобы содержание   обсуждаемых   моральных   дилемм   было   значимо   для   учащихся. Наличие заинтересованности позволяет выражать своё собственное мнение, а не  выдавать   социально   желательные   установки.   Во­вторых,   необходимо   в процессе   обсуждения   и   дискуссиях   объективировать   моральный   конфликт. Моральный   конфликт   предполагает   отсутствие   однозначно   правильного решения. Возможные  решения   имеют   аргументы   как   «за»,   так   и  «против». Моральный   конфликт   позволяет   сориентироваться   в   условиях   моральной дилеммы и принять взвешенное осознанное решение. В­третьих, необходим достаточно высокий уровень развития способности к рефлексии и морального мышления   (соответствующий   третьей   и   четвёртой   стадии   развития морального   сознания   по   Л.   Кольбергу).   В­четвёртых,   надо   организовать возможность принятия каждым участником дискуссии всех возможных ролей и   позиций   в   моральной   дилемме.  В­пятых,   должна   быть   учтена   не   только позиция учителей, но и позиция сверстников. Принципиальное значение имеет требование  безусловного   выполнения   принимаемых   решений   всеми   членами школьного сообщества. Данное условие требует специального обсуждения и принятия   ответственности   за   соблюдение   этого   важнейшего   принципа организации «Справедливого сообщества». Оценка   эффективности   подобных   программ   основывается  на   анализе изменений поведения её участников и самоотчёте членов сообщества. Самоотчёт может   включать   оценку   значимости   для   себя   моральной   дискуссии,   оценку эффективности  обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого 1решения, оценку и степень принятия ответственности за  результаты, анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно, и, наконец, оценку изменений собственных установок и позиции. В отечественной психологии наиболее интересной представляется попытка  планомерно­поэтапного использовать   основные   принципы   теории формирования П. Я. Гальперина для формирования морального поведения. 2