Психологическое содержание и условия развития Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности (Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин, И. С. Кон, Э. Эриксон). Ситуация ценностно-нормативной неопределённости и социального «раскола» обусловливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции.
ценностной структуре их сознания. Вчетвёртых, развитие толерантности к
различиям в создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением
разных точек зрения, что, в соответствии со взглядами Ж. Пиаже, приводит к
принятию новой позиции;
участие всех учеников в создании правил, выполнение которых в
дальнейшем становится обязательным для всех, и принятие
ответственности за свои решения и поступки;
развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие
эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней.
Большое значение имеет создание атмосферы доверия и принятия в
групповой работе. Она позволяет открыто рассуждать об актуальных вопросах
и высказывать собственную точку зрения. Выражение различных точек зрения
и их обсуждение в дискуссии способствует развитию морального мышления. В
ходе групповых обсуждений происходит обмен аргументами. Дискуссия
способствует изменению моральных ценностей и норм учащихся.
Оценка эффективности различных программ «Справедливого сообщества»
позволяет расширить перечень условий морального развития учащихся. Во
первых, должна быть содержательная направленность дискуссий на
моральную проблематику. Обсуждаемые вопросы должны касаться сферы
взаимоотношений людей, быть актуальными и важными. Необходимо, чтобы
содержание обсуждаемых моральных дилемм было значимо для учащихся.
Наличие заинтересованности позволяет выражать своё собственное мнение, а
не выдавать социально желательные установки. Вовторых, необходимо в
процессе обсуждения и дискуссиях объективировать моральный конфликт.
Моральный конфликт предполагает отсутствие однозначно правильного
решения. Возможные решения имеют аргументы как «за», так и «против».
Моральный конфликт позволяет сориентироваться в условиях моральной
дилеммы и принять взвешенное осознанное решение. Втретьих, необходим
достаточно высокий уровень развития способности к рефлексии и морального
мышления (соответствующий третьей и четвёртой стадии развития
морального сознания по Л. Кольбергу). Вчетвёртых, надо организовать
возможность принятия каждым участником дискуссии всех возможных ролей
и позиций в моральной дилемме. Впятых, должна быть учтена не только
позиция учителей, но и позиция сверстников. Принципиальное значение имеет
требование безусловного выполнения принимаемых решений всеми членами
школьного сообщества. Данное условие требует специального обсуждения и
принятия ответственности за соблюдение этого важнейшего принципа
организации «Справедливого сообщества».
Оценка эффективности подобных программ основывается на анализе
изменений поведения её участников и самоотчёте членов сообщества. Самоотчёт
может включать оценку значимости для себя моральной дискуссии, оценку
эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого
1решения, оценку и степень принятия ответственности за результаты, анализ
того, насколько принятое решение справедливо и правильно, и, наконец, оценку
изменений собственных установок и позиции.
В отечественной психологии наиболее интересной представляется попытка
планомернопоэтапного
использовать основные принципы теории
формирования П. Я. Гальперина для формирования морального поведения.
2