«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».
Оценка 4.7

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
английский язык
Взрослым
25.09.2019
«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
формирование УУД.doc
«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников». Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники,   созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь  людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку  приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное  образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть  единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача  школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным  опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в  решении которой школе сегодня замены нет!  В общественном сознании происходит переход от понимания социального  предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя  к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного  образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором  и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы  универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные  учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные  действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование  общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный  путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы  накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить  иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не  останется голодным. Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они: ­ обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность  учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их  достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; ­ создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и  сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни  обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и  профессиональную мобильность; ­ обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины  мира, компетентностей в любой предметной области познания. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая  логические, познавательные и знаково­символические; 4) коммуникативные действия. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают  ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями  и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие  жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах,  1 правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих  людей? самого себя и своего будущего. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и  учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции  своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к  самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего  профессионального образования и самосовершенствования. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора  необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания,  логические действия и операции, способы решения задач.  Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь  договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в  общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение  эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность  вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность  самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе  формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные  учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию  учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования   в   школе   разработана   система   оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.  Особенностями системы оценки являются:  комплексный   подход   к   оценке   результатов   образования   (оценка   предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование   планируемых   результатов   освоения   основных   образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка   успешности   освоения   содержания   отдельных   учебных   предметов   на основе   системно­деятельностного   подхода,   проявляющегося   в   способности   к выполнению учебно­практических и учебно­познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур   итоговой оценки и аттестации обучающихся   и   неперсонифицированных   процедур   оценки   состояния   и тенденций развития системы образования; уровневый  подход  к  разработке планируемых  результатов,  инструментария   и представлению их; использование   накопительной   системы   оценивания   характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; (портфолио),        2   использование   наряду   со   стандартизированными   письменными   или   устными работами   таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных   программ   при   интерпретации   результатов   педагогических измерений.   Оценка личностных результатов Объектом   оценки   личностных   результатов  являются   сформированные   у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:   самоопределение  — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения   и   способности   адекватно   оценивать   себя   и   свои   достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслоообразование  —   поиск   и   установление   личностного   смысла   (т.   е. «значения   для   себя»)   учения   обучающимися   на   основе   устойчивой   системы учебно­познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;  морально­этическая   ориентация   —  знание   основных   моральных   норм   и ориентация   на   их   выполнение   на   основе   понимания   их   социальной необходимости;   способность   к   моральной   децентрации   —   учёту   позиций, мотивов   и   интересов   участников   моральной   дилеммы   при   её   разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:      сформированности   внутренней   позиции   обучающегося,   которая   находит отражение   в   эмоционально­положительном   отношении   обучающегося   к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание   нового,   овладение   умениями   и   новыми   компетенциями,   характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; сформированности   основ   гражданской   идентичности   —   чувства   гордости   за свою   Родину,   знания   знаменательных   для   Отечества   исторических   событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; сформированности   самооценки,   включая   осознание   своих   возможностей   в учении,   способности   адекватно   судить   о   причинах   своего   успеха/неуспеха   в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированности   мотивации   учебной   деятельности,   включая   социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию   и   способам   решения   проблем,   приобретению   новых   знаний   и умений,  мотивации  достижения  результата,  стремления  к совершенствованию своих способностей; 3  знания   моральных   норм   и   сформированности   морально­этических   суждений, способности   к   решению   моральных   проблем   на   основе   децентрации (координации   различных   точек   зрения   на   решение   моральной   дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Оценка     личностных   результатов   осуществляется,   во­первых,   в   ходе  внешних неперсонифицированных   мониторинговых   исследований    не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого­ педагогической диагностики развития личности.  Здесь   необходимо   уточнить   какие   именно   специалисты   приглашаются   для диагностики личностных результатов в школу, какие организации они представляют. В том случае, если опыт такой диагностики в школе пока нет, имеет смысл искать партнеров.  специалистами, Вторым   методом   оценки   личностных   результатов   учащихся   используемым   в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего  формированию  у учащихся культуры  мышления,  логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Здесь   необходимо   уточнить   с   помощью   какой   методики   в   школе   оценивается личностный   прогресс   учащихся.   Кроме   портфолио   могут   использоваться   такие методики как карта успеха, сундук регалий, творческая книжка, профиль умений и т.п.   Возможно   описание   технологии   применения   методики   в   практике образовательной деятельности школы.  Личностные   результаты   выпускников   на   ступени   начального   общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.  Оценка метапредметных результатов Оценка   метапредметных   результатов  предполагает   оценку   универсальных учебных   действий   учащихся   (регулятивных,   коммуникативных,   познавательных),   т.   е. таких   умственных   действий   обучающихся,   которые   направлены   на   анализ   своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:      способность   обучающегося   принимать   и   сохранять   учебную   цель   и   задачи; самостоятельно   преобразовывать   практическую   задачу   в   познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать   и   оценивать   свои   действия,   вносить   коррективы   в   их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение   использовать   знаково­символические   средства   для   создания   моделей изучаемых   объектов   и   процессов,   схем   решения   учебно­познавательных   и практических задач; способность   к   осуществлению   логических   операций   сравнения,   анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение   сотрудничать   с   педагогом   и   сверстниками   при   решении   учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. 4 Достижение   метапредметных   результатов   обеспечивается   за   счёт   основных компонентов   образовательного   процесса   —   учебных   предметов,   представленных   в обязательной части учебного плана. Основное  содержание   оценки   метапредметных   результатов  на   ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и   поискового   характера,   учебное   проектирование,   итоговые   проверочные   работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка предметных результатов Достижение   предметных   результатов   обеспечивается   за   счет   основных   учебных предметов.   Поэтому   объектом   оценки   предметных   результатов   является   способность учащихся решать учебно­познавательные и учебно­практические задачи. Оценка   достижения   предметных   результатов   ведётся   как   в   ходе   текущего   и промежуточного   оценивания,   так   и   в   ходе   выполнения   итоговых   проверочных   работ. Результаты   накопленной   оценки,   полученной   в   ходе   текущего   и   промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой   оценки.  Предметом   итоговой   оценки   освоения   обучающимися   основной образовательной   программы   начального   общего   образования   является   достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В   учебном   процессе   оценка   предметных   результатов   проводится   с   помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения   темы   учащимися.     Проводится   мониторинг   результатов   выполнения   трех итоговых   работ   –   по   русскому   языку,   родному   языку,   математике   –   и   итоговой комплексной работы на межпредметной основе.  Системная   оценка   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.    Рабочий Портфолио ученика: является современным педагогическим инструментом сопровождения развития   и оценки   достижений   учащихся,   ориентированным   на   обновление   и совершенствование качества образования; реализует   одно   из   основных   положений   Федеральных   государственных образовательных   стандартов   общего   образования   второго   поколения   – формирование универсальных учебных действий; позволяет   учитывать   возрастные   особенности   развития   универсальных   учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает   активное   вовлечение   учащихся   и   их   родителей   в   оценочную деятельность   на   основе   проблемного   анализа,   рефлексии   и   оптимистического прогнозирования.  Рабочего Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4,   в   который   входят:   листы­разделители   с   названиями   разделов   (Портрет,   Рабочие материалы,   Коллектор,   Достижения);   тексты   заданий   и   инструкций;   шаблоны   для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных   5 учебных действий. Рабочий   Портфолио   как   инновационный   продукт     носит   системный   характер.   В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования   достижений   учащихся;   копилка   полезной   информации;   наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя.        Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся: сфокусирован   на   процессуальном   контроле   новых   приоритетов   современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;  разделы   Портфолио   (Портрет,   Рабочие   материалы,   Коллектор,   Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике; учитывает   особенности   развития   критического   мышления   учащихся   путем использования   трех   стадий:   вызов   (проблемная   ситуация)   –   осмысление   – рефлексия; позволяет   помочь   учащимся   самим   определять   цели   обучения,   осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали. В   качестве   примера   предлагаем   вашему   вниманию   содержание   Портфолио   по оценке   развития   универсальных   учебных   действий,   разработанный     для   1   класса. Обращаем внимание, что задания, предлагаемые в Портфолио находятся в рабочих тетрадях и учебниках УМК. Можно воспользоваться этим вариантом и внедрить его в практику работы школы, но возможно и предложение своего варианта.  Страницы раздела «Портрет» Разделы рабочего Портфолио  Мой портрет (знакомьтесь:  это ­ я)  Место для фото (или автопортрета)  Напиши о себе (как умеешь): Меня зовут___________________ Я родился ____________________ (число/месяц/год) Я живу в ______________________ Мой адрес Моя семья   Нарисуй портрет своей семьи   Родословное дерево   Чем я люблю заниматься  Я ученик  Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе  («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)  Я могу делать   Я хочу  научиться в этом году…  Я научусь в этом году Составляется вместе с учителем на уроке Чему научусь Рисунок или пример Предмет Русский язык Литературное чтение Математика  Окружающий мир 6  Я читаю.   Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель  Мой распорядок дня  Время Дела  Рисунок  Утро День Вечер  Я и мои друзья Вопрос Напиши Нарисуй Чем я люблю заниматься? Какая игрушка у  меня самая любимая? Сколько у меня друзей и как их зовут? Какой у меня самый любимый цвет? Какие поделки я очень хочу научиться мастерить? Страницы раздела «Коллектор»  Законы жизни класса  Правила поведения в школе   Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.  План – памятка Решения задачи  Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»  Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»  Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)  Памятка: Правила  общения Раздел «Рабочие материалы»  На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические  работы. Страницы раздела «Мои достижения» Задание, которое мне больше всего понравилось  Моя лучшая работа   Я прочитал ……. книг.  Что я теперь знаю, чего не знал раньше?  Что я теперь умею, чего не умел раньше?  Мои цели и планы на следующий учебный год:  Чему я еще хочу научиться?  Какие книги прочитать?  Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях  Мои проекты  Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками) Применение Рабочего Портфолио  в учебном процессе начальной школы предполагает: ­   наличие   квалифицированных   педагогических   кадров,   имеющих   представление   об основных принципах нового образовательного стандарта начальной школы и готовых к инновационной деятельности; ­   необходимое   количество   комплектов   Портфолио   соответствующее   количеству учеников в классе; ­ папки­органайзеры с прозрачными файлами для хранения материалов. 7 Формы контроля и учета достижений обучающихся Иные формы учета достижений итоговая (четверть, год) аттестация   ­   диагностическая ­ контрольная работа ­ диктанты ­ изложение ­ контроль техники чтения урочная деятельность внеурочная деятельность анализ   динамики текущей успеваемости   в ­   участие   выставках, конкурсах, соревнованиях ­   активность   в проектах и программах внеурочной деятельности ­ творческий отчет   Обязательные формы и методы контроля текущая аттестация     письменная контрольное ­ устный опрос ­ самостоятельная работа ­ диктанты ­ списывание ­ тестовые задания ­ графическая работа ­ изложение ­ доклад ­ творческая работа ­ посещение уроков по программам наблюдения ­ портфолио  ­   анализ исследований   психолого­педагогических В эту таблицу могут быть внесены и другие формы контроля и учета достижений,  используемые в школе.   Формы представления образовательных результатов:      табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок); тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации); устная   оценка   успешности   результатов,   формулировка   причин   неудач   и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; портфолио;   результаты   психолого­педагогических   исследований,   иллюстрирующих динамику   развития   отдельных   интеллектуальных   и   личностных   качеств обучающегося, УУД. Перечень   форм   представления   результатов   может   быть   дополнен   другими формами, используемыми в школе.  8 Если в школе используются оценочные шкалы, то это необходимо отразить в данном тексте. Критериями оценивания являются:  соответствие   достигнутых   предметных,   метапредметных   и   личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;  динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.   Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося   стремиться   к   объективному   контролю,   а   не   сокрытию   своего незнания   и   неумения,   на   формирование   потребности   в   адекватной   и конструктивной самооценке. 9

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2019