Формирование УУД на уроках истории
Оценка 5

Формирование УУД на уроках истории

Оценка 5
Лекции +2
docx
история
5 кл—11 кл
05.05.2018
Формирование УУД на уроках истории
Формирование Познавательных Универсальных Учебных Действий Познавательные универсальные учебные действия – один из четырех блоков, входящих в состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования и составляющих функциональную грамотность учащихся. Формирование некоторых приемов работы учащихся на уроках истории.
Формирование УУД.docx
«Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму» (слайд2) Мне хотелось бы остановиться на формировании Познавательных УУД Познавательные универсальные учебные действия – один из четырех блоков, входящих     в   состав   основных   видов   универсальных   учебных   действий, соответствующих   ключевым   целям   общего   образования   и   составляющих функциональную грамотность учащихся.    Хочу остановить ваше внимание на некоторых приемах работы учащихся на уроках:  Особое   внимание   на   своих   уроках   уделяю   работе   с   различными видами текстов.  (слайд 3)    Навык   чтения   по   праву   считается   фундаментом   всего   образования. Полноценное   чтение  –  сложный   и  многогранный   процесс,   предполагающий решение   таких   познавательных   и   коммуникативных   задач,   как   понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, комментирование текста и др.   Требования к уровню чтения весьма велики, в современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. И именно это  объединяет усилия многих дисциплин и превращает во многом чтение в УУД.  Это относится к обучению наиболее развитому его виду –рефлексивному  чтению, способности к осмыслению письменных текстов, к использованию их  содержания для достижения собственных целей, развития знаний и  возможностей, активного участия в жизни общества. Этот процесс начинается с овладения навыками и приемами понимания информации, содержащейся в  тексте. Понимание и интерпретация информации основаны на ее анализе  учеником.   Выделяется пять основных приемов осмысления текста.  1. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. 2. Антиципация плана или содержания – предвосхищение того, о чем будет говориться   дальше.   Реципация   –   мысленное   возвращение   к   ранее прочитанному и повторное его осмысление. 3.   Критический   анализ,   который   находит   выражение   в   дополнениях   к прочитанному,   в   сомнении   или   несогласии,   в   высказывании   собственной позиции (мнения) и отстаивании ее. 4. Проблемные текстовые ситуации. 5. Понимание текста часто определяется как решение своеобразных задач. Рассмотрим это  на примере изучения темы    ». (слайд 4)  «Финикия — морская держава  В начале урока учащимся предлагается ряд иллюстраций, а также перечень  изобретений и открытий финикийцев: — изготовление краски из морских моллюсков; — окрашивание тканей в пурпурный цвет; — изготовление уникального цветного стекла; — буквенное письмо (алфавит); — наличие тарана в носовой части корабля. Учитель формулирует вопрос:  как вы думаете, чем обусловлены именно такие открытия и изобретения  финикийцев?  Обсуждаются предположения учащихся, в результате чего появляется тезис о  непосредственной связи открытий финикийцев с их основными занятиями.  Далее учащимся предлагается список основных занятий финикийцев: (слайд  5) — морская торговля; — разведывание новых морских путей; — морское пиратство; — кораблестроение, ремесло; — посредничество в торговле. Учитель формулирует вопрос: что могло оказать влияние на появление  именно таких видов деятельности у финикийцев?  В ходе обсуждения ответов пятиклассники приходят к мысли о зависимости  занятий населения от природных условий. Далее учитель предлагает задание: определите географические особенности  Финикии, опираясь на выявленную ранее информацию. После рассмотрения  вариантов ответов учащихся им предлагается обратиться к карте, чтобы  удостовериться в правильности выдвинутых предположений.  На следующем этапе урока учитель формулирует вопрос: к какому типу  цивилизаций относится Финикия в отличие от изученных ранее Египта и  Шумера?  (слайд6) В результате учащиеся определяют новый тип цивилизации и устанавливают  связь между географическими особенностями и определённым типом  цивилизации.  В конце урока пятиклассники выполняют обобщающее задание: используя  историческую карту, сформулируйте черты, присущие морской цивилизации. Таким образом в конце урока мы приходим к следующему результату : определённую последовательность подачи информации.  соединение текста с иллюстративным   материалом   учащимся   соотнести   текст   с   изображениями, что   позволило   получить   дополнительные   сведения   о   финикийцах. Определённая   последовательность   подачи   информации   ­   осуществить изучение   темы   в   порядке,   обратном   традиционному   (географическое положение — основные занятия населения — достижения и открытия), что позволило учащимся самостоятельно «извлекать» новые знания и обеспечило их активную  познавательную деятельность на уроке. (слайд 7) При изучении темы «Финикия» в 5­м классе на стадии вызова учащиеся можно предложить прочитать ряд утверждений     по данной теме. Одни из этих утверждений верные, другие – неверные. Например:  1. . Свое название Финикия получила благодаря тому, что жители выращивали финики (неверно).  2. Столицей Финикии являлся город Сидон (неверно). 3. Финикийцы были пиратами (верно).  4. Финикийцы славились искусными ремесленниками (верно).  5. Финикия имела сильную армию (неверно).  Ученики должны понять роль Финикии в древнем мире и уметь  охарактеризовать  достоинства и недостатки финикийцев.  Так как в начале  урока учащиеся не могут сказать, верны или неверны данные утверждения,  возникает проблемная ситуация, побуждающая их к поиску ответов на  вопросы. Этот приём имеет большое значение именно на стадии вызова, так  как позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся,  повысить их мотивацию к дальнейшей работе.        (слайд 8)   Работая с текстом учебника, картой учащиеся по ходу чтения  самостоятельно заполняют таблицу «Плюс­Минус­Интересно»: «плюс»­  записывают факты о Финикии, которые показывают достоинства народа,  положительную роль государства в древнем мире; «минус» ­ недостатки  финикийцев, отрицательную роль деятельности народа; «интересно» ­ факты,  явления, которые вызвали желание узнать о них подробнее, или просто  вопросы, возникшие по ходу чтения. Итогом работы учащихся  является таблица: Плюс ­ города­государства Библ,  Тир, Сидон Минус ­ города­государства –  отсутствие защиты Интересно Что такое город­ государство? ­ находится на морском  побережье ­ мало плодородной  земли Кто управлял городом­ государством? ­ развиты торговля, ремесло ­ пираты ­ хорошие мореплаватели ­ придумали стекло,  пурпурную краску,  Почему так называется страна? Какова судьба  Финикии? ­ буквенное письмо (первый  алфавит): 22 согласных   Метод работы с таблицей способствует созданию проблемной ситуации.   Например, в таблице видно, что факт «города­государства» как  положительный, так и отрицательный. Закономерен вопрос: «Почему один и  тот же факт имеет противоположное значение?» Здесь же ребята могут задать учителю появившийся при чтении текста учебника вопрос на понимание  термина «город­государство». В течение обсуждения содержимого таблицы  учащиеся легко делают вывод об особенностях данного государства и народа,  о его роли в истории древнего мира. Пояснение «отсутствие защиты»  вносится в таблицу. Возвращаясь к верным ­ неверным утверждениям, учащиеся без колебания  исправляют свои ошибки и убеждаются в правильности ответа. (слайд9)Удобным приемом для формирования познавательных УУД является умение задавать вопросы. Можно использовать такой прием  «тонкие и  толстые вопросы». «Тонким» считается тот вопрос, на который можно дать  точный краткий ответ, а «толстый» вопрос требует размышления и  развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные  слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше  начинать с «тонких» вопросов, т.к. детям их легче придумывать. На основе  «тонких» вопросов ребята учатся составлять «толстые» вопросы. В итоге из  вышеназванных примеров могут получиться такие вопросы: фрагмент урока  истории по теме  «Образование Древнерусского государства» 6 класс на  стадии осмысления содержания.  «тонкие» вопросы «толстые» вопросы 1.Что такое государство? 1.Каковы предпосылки образования  древнерусского государства? 2.В каком году было образовано  древнерусское государство? 2. Какие теории образования  древнерусского государства мы можете  назвать? 3.Кто руководил объединением  государства?  3. Какую роль государство играло в жизни  людей? ( слайд 10) Еще в качестве одного примера можно рассмотреть фрагмент  урока по теме  по теме «Отечественная война 1812 года» (Курс "История  России". 8 класс) Учитель называет тему и предлагает вспомнить основные события внешней  политики России 1801 ­1812 годов Таким образом, на стадии вызова, ученики показывают свои начальные знания  по данной теме, но их необходимо расширить. Для этого нужно,  заинтересовать ребят, дать им возможность самим сформулировать вопросы  по этой теме. 4. Появляются вопросы: ­ Почему началась война? ­ Кто же выиграл Бородинское сражение? ­ Почему Кутузов оставил Москву? ­ Кто такие партизаны?           ­ Чем закончилась война? Далее учитель направляет деятельность учащихся. Начинается стадия  осмысления.  Класс получает задание для работы в группах. Необходимо,  используя свой отрывок текста учебника или документ, найти ответ на вопрос Класс делится на группы: первая  группа – пункт № 1 «Начало войны. Планы и силы сторон» Вторая группа – пункт № 4 «Бородино» Третья группа – пункт № 5 «Тарутинский манёвр» и документы  Четвёртая группа – пункт № 6 «Партизанское движение».  Учащиеся погружаются в активное чтение. После такой работы,  представитель от каждой группы отчитывается в результатах поиска и,  совместно с учителем обсуждается представленный материал. Педагог  комментирует, задаёт дополнительные вопросы, фиксирует наиболее интересные высказывания. На этой стадии начинается этап рефлексии. У  ребят есть возможность проанализировать, удалось ли им достичь  поставленных целей и решить возникшие вопросы. На доске записываем  ответы. Критический анализ текста ( слайд 11) В качестве примера приведу фрагмент урока­практикума в 10 классе по теме: “Смутное время Российского государства”.  на основе анализа документального и учебного материала определить   причины, сущность и последствия Смутного времени;  знать отношение различных слоев к этому явлению;  выделять основные периоды Смуты;    учиться выявлять причинно­следственные связи;   развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный  материал;   формировать умение рассматривать историческую проблему с  различных позиций;  совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами;  выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.     (слайд 12)Ваша задача: на основании приведенных документов  сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах, сущности и  последствиях Смутного времени”. II. Учащиеся получают листы с заданиями и документами. Вопросы и задания к документам: 1. Сформулируйте определение Смуты (Смутного времени), перечислите её  причины. 2. Опишите положение в стране, которое привело к возможности появления  самозванцев. 3. Кто и почему поддержал Лжедмитрия в стране и за рубежом? 4. Можно ли считать Смуту специфическим российским явлением?  5. Как вы оцениваете последствия Смуты? (слайд 13) I. Из документов времен Смуты: Из грамоты II ополчения с призывом отстать  от “воровства”. 1612 год. Из приговора нижегородцев о создании II  ополчения. Н.М. Карамзин “История государства Российского” В.Б. Кобрин “Смута”Н.И.  Костомаров “Смутное время Московского государства” И.Е. Забелин “Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время” С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории”   Учащиеся   работают   с   источниками,   сопоставляют,   анализируют   позиции различных   авторов,   выполняют   задания,   делают   выводы   на   основе проделанной работы и оформляют их в тетрадях.  ( слайд 14­15)Познавательные УУД  позволяет добиваться таких  образовательных результатов, как:   умение работать с информацией в разных областях знаний;   умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и  корректно по отношению к окружающим;   умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления  различного опыта, идей и представлений;   умение решать проблемы;    умение сотрудничать и работать в группе;  способность самостоятельно заниматься своим обучением;         . способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Заключение ( слайд16)      Закончить  мне хочется словами немецкого педагога­демократа Фридриха  Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно.  Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен  путем собственной деятельности. Можно наполнить чем­нибудь тело, но ум  наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить,  переработать». (Слайд 17)

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2018