Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе
Оценка 4.7

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
31.03.2017
Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе
Предмет окружающий мир в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Согласно новому образовательному стандарту у учащихся должны быть сформированы следующие УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.docx
Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе Предмет окружающий мир в начальной школе  выполняет интегрирующую функцию, обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения,   жизненного   самоопределения   и   формирования   российской   гражданской идентичности личности. личностные,   регулятивные, Согласно   новому   образовательному   стандарту   у   учащихся   должны   быть   познавательные, сформированы   следующие   УУД:  коммуникативные. Личностные   УУД  обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию   учащихся   (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях   и   межличностных   отношениях.   Применительно   к   учебной   деятельности   следует выделить три вида личностных действий: ­ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; ­   смыслообразование,   т.   е.   установление   учащимися   связи   между   целью   учебной деятельности   и   ее   мотивом,   другими   словами,   между   результатом   учения   и   тем,   что побуждает   деятельность,   ради   чего   она   осуществляется.   Ученик   должен   задаваться вопросом:  какое  значение  и  какой  смысл  имеет  для  меня  учение?  — и  уметь  на него отвечать; ­ нравственно­этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.  Одна   из   целей   предмета   «Окружающий   мир»   –   научить   детей   объяснять   своё отношение   к   миру.   Уроки   окружающего   мира   имеют   огромный   потенциал   для формирования личностных универсальных учебных действий. Отказ от репродуктивных методов   обучения   в   пользу   самостоятельного   поиска   учащимися   ответов   на   вопросы позволяет   учителю   не   навязывать   «правильное»   отношение   к   окружающему,   а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. В   сфере   личностных   универсальных   учебных   действий   изучение   предмета способствует принятию  правил здорового образа жизни, пониманию необходимости такого образа жизни в интересах укрепления физического и психического здоровья. Для   успешного   формирования   личностных   универсальных   учебных   действий должны   быть   выполнены   определенные   педагогические   условия.   Учитель   должен осознавать, что односторонняя передача знаний от учителя к ребенку не будет напрямую влиять на становление личности ребенка. Чтобы знания стали условием правильного поведения, то есть стали показателем его ценностного   отношения   к   миру,   необходимо   сформировать   личностный   смысл   любого поступка и любой деятельности школьника. Если этого нет, то знания вырабатывают лишь знаемые   мотивы   поведения.   Личностный   смысл   позволяет   формировать   реально действующие   мотивы   поведения,   и   тогда   любая   деятельность   ребенка   становится самостоятельной, инициативной, «навязанной» себе самому. Чтобы процесс обучения на уроках окружающего мира приобрел личностный смысл, нужно создать определённые условия,  необходимо добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, оказывать эмоциональную поддержку.. Функция  регулятивных   УУД  ­   организация   учащимися   своей   учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся: ­целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ­планирование  – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; ­прогнозирование  – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; ­контроль  в   форме   сличения   способа   действия   и   его   результата   с   заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­коррекция–   внесение   необходимых   дополнений   и   корректив   в   план   и   способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; ­оценка­   выделение   и   осознание   учащимся   того,   что   уже   усвоено   и   что   еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; ­волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию ­ к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные УУД включают : общеучебные  действия,  действия постановки и   решения   проблем,   и  логические   действия  и   обеспечивают   способность   к   познанию окружающего   мира:   готовность   осуществлять   направленный   поиск,   обработку   и использование информации. К   познавательным   УУД     относятся   умения:   осознавать   познавательную   задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах   учебников,   рабочих   тетрадей,   другой   дополнительной   литературе; осуществлять   для   решения   учебных   задач   операции     анализа,   синтеза,   сравнения, классификации, устанавливать причинно­следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять   учебно­познавательные   действия   в   материализованной   и   умственной   форме; понимать   информацию,   представленную   в   изобразительной,   схематичной,   модельной форме,   использовать   знаково­символичные   средства   для   решения   различных     учебных задач. Для формирования познавательных УУД подбираются задания, правильный результат  выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. В текстах и иллюстрациях  учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание,  которые позволят обучающимся овладеть логическими действиями сравнения, анализа,  синтеза, обобщения, классификации по родственным признакам часто выполняются на  уроках окружающего мира,  Таким   образом,   при   изучении   курса   «Окружающий   мир»   развиваются   умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно­ знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и   социальные   объекты   на   основе   их   внешних   признаков;   устанавливать   причинно­ следственные   связи   и   зависимости   между   живой   и   неживой   природой,   между   живыми существами   в   природных   сообществах,   прошлыми   и   настоящими   событиями   и   др.; пользоваться   готовыми   моделями   для   изучения   строения   природных   объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты   по   изучению   природных   объектов   и   явлений,   делая   выводы   по   результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают   навыки   работы   с   информацией:   учатся   обобщать,   систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной,   условно­знаковой   в   словесную   и   наоборот);   кодировать   и   декодировать информацию   (состояние   погоды,   чтение   карты,   дорожные   знаки   и   др.).   Эффективное стимулирование   познавательной   деятельности   учащихся   в   значительной   мере обеспечивается   за   счет   расширения   сферы   использования   поискового,   частично­ поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Коммуникативные   УУД  обеспечивают   возможности   сотрудничества:   умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,   распределять   роли,   взаимно   контролировать   действия   друг   друга,   уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке: ­возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; ­на формирование знаний, умений и навыков тратится  меньше времени, чем при фронтальной работе; ­возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; ­ возрастает сплочённость класса; ­ ученик более точно оценивает свои возможности; ­ дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; ­формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Работая   в   группе   ученики   помогают   друг   другу   учиться   решать   проблемы, размышлять, меняться ролями, делиться, принимать помощь других учеников, заниматься творчеством   и   скоро   почувствуют,   какое   удовольствие   приносит   совместная   работа. Рабочие группы и пары  создаются  несколькими способами: ­выбор делают сами ученики, основываясь на общих интересах или дружбе; ­случайный выбор; ­решение принимает сам учитель. Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами.  Без   парной   работы   вообще   нельзя   обойтись   так   как,   во­первых,   это дополнительное   мотивационное   средство   вовлечь   детей   в   содержание   обучения,   а   во­ вторых, это – возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. В   учебниках   и   рабочих   тетрадях   много   заданий,   в   которых   сформулировано многоуровневое   коммуникативное   задание:  поговорить   с   членами   семьи,   с   другом, одноклассниками. Большинство   сведений,   подлежащих   изучению   на   уроках   окружающего   мира, необходимо   вводить   индуктивным   путём,   через   экскурсии,   наблюдение,   сопоставление фотографий,   рисунков,   выполнение   заданий,   а   также   решение   на   уроках   проблемных ситуаций.   Индуктивный   и   проблемный   подходы,   требующие   от   детей   размышлений   и доказательств,   способствуют   формированию   и   развитию   познавательных   универсальных учебных действий. В   урок   можно   включать  сюжетные   игры,  которые  направлены   на   то,   чтобы раскрепостить  ученика.  Активизация  учащихся достигается интересным  сюжетом игры, личным участием детей. Итак,   формирование   универсальных   учебных   действий   способствует индивидуализации   обучения,   нацеленности   учебного   процесса   на   каждом   его   этапе   на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Примеры формирования УУД на уроках окружающего мира  УУД Текст задания, позволяющие Автор учебника, класс, Регулятивные  универсальные учебные  действия:  целеполагание;  планирование; прогнозирование;  контроль; коррекция;  оценка обеспечивать данные виды УУД (не менее трех заданий на группу название темы, номер страницы, где находится результатов) Вспомни прогулку в осенний лес и  докажи, что почва тесно связывает  в одно целое живую и неживую  природу. Миша решил проверить Машу и,  составляя цепи питания,  специально пропустил в каждой из  них по одному звену. Дополни цепи питания недостающими звеньями. данное задание О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Безопасное поведение в  лесу» Учебник 2 часть,.с 32 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Лес и его обитатели» РТ.№2, с 16 Как убедиться в том, что  кристаллик поваренной соли  состоит из мельчайших частиц,  невидимых глазом? Подчеркни  верный ответ. 1. Посмотреть на него через  О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Тела, вещества, частицы» РТ №.1. с 20 лупу. 2. Растворить в воде. 3. Разбить молотком на  мелкие частицы. Познавательные  универсальные учебные  действия: ­ общеучебные (анализ  необходимой информации;  использование знаково­ символических средств и  др.); ­ логические (анализ; синтез; доказательство;  классификация; сравнение и  др.); ­ использование адекватных  способов решения  проблем. С помощью условных знаков,  данных в учебнике на стр. 122,  укажи, какие осадки выпадают в  вашей местности в разное время  года Найди в нижней части физической  карты России шкалу глубин и  высот. Определи, какую глубину  океанов и морей обозначает тот  или другой цвет. Найди Северный  Ледовитый океан и его самые  глубокие места, окрашенные в  тёмно­ синий цвет. Найди участки  океана, которые окрашены в  голубой цвет. Определи их  глубину. Прочитай названия веществ:  природный газ, сахар, вода,  углекислый газ, кислород, питьевая сода, уксус, древесина, азот. О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Погода и наблюдения за  ней» Р.Т. №1, с.43 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Учимся читать карту» Учебник 1 часть, с.26 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс Коммуникативные  универсальные учебные  действия: ­ осуществление учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками; ­ постановка и обсуждение  вопросов; ­ умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать и обосновывать  свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации. Личностные результаты: социально ценные качества  личности (добросовестность, аккуратность и пр.); творческие способности,  уважение к культурным  традициям, представления о  прекрасном и безобразном в  жизни и т.п.  Выпиши их группами: твёрдые  вещества; жидкости; газы. Дополни каждую группу своими примерами. Покажи на глобусе соседу по  парте, как ты совершаешь  «путешествие» по нулевому  меридиану от самой северной  точки Земли до самой южной. А он  покажет меридиан, который  находится недалеко от Москвы и  совершит по нему «путешествие»  от Южного полюса до Северного.  Найди на глобусе и покажи соседу  по парте Восточно­ Европейскую  равнину, а он пусть покажет  Западно­ Сибирскую Используя компас, покажи соседу  по парте, в каком направлении от  вашей парты находится стол  учителя. А он определит, к какой  стороне горизонта обращены окна  вашей классной комнаты. Вместе  определите, к какой стороне  горизонта обращена дверь классной комнаты. Придумай и нарисуй  экологические знаки охраны воды  от загрязнения Сохранились ли храмы в вашем  городе? А знаешь ли ты, в каком  веке они построены? Расскажи об интересных или  красивых постройках своего  города. Как ты думаешь, все ли школьники  знают правила безопасного  поведения в лесу? Как помочь тем  школьникам, которые этих правил  не знают? «Твёрдые вещества,  жидкости и газы» Р.Т. с.21 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Глобус­ модель Земного  шара» Учебник 1 часть, с. 9 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Формы поверхности  Земли» Учебник 1 часть, с.17 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Ориентирование на  местности. Компас» Учебник 1 часть, с.41 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс Р.Т. №1 «Почему воду надо  беречь?» с.34 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Золотое кольцо России» Учебник 2 часть, с 108 О.Н. Федотова,  Г.В. Трофимова,  С.А. Трофимов 3 класс «Безопасное поведение в  лесу» Учебник 2 часть, с 78

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе

Формирование УУД на уроках окружающего мира в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017