Формирование УУД на уроках в начальной школе
Оценка 5

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Оценка 5
Документация +6
doc
Междисциплинарный 8
1 кл—4 кл
11.03.2019
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Многие педагоги, ученые, методисты считают, что ключевая роль в воспитании и обучении ребенка принадлежит начальной школе. Именно в ней дети овладевают навыками письма, чтения. Они учатся слушать и слышать, говорить, считать, сопереживать. В качестве приоритетной задачи сегодня рассматривается формирование и совершенствование способности ребенка самостоятельно формулировать цели, моделировать варианты их достижения, оценивать и контролировать свои действия. Другими словами, развивается умение учиться. Реализация этой задачи становится возможной с использованием технологии формирования УУД. В данной статье рассматривается, как она реализуется на практике.
ууд.doc
Формирование УУД на уроках в начальной школе Многие педагоги, ученые, методисты считают, что ключевая роль в воспитании и обучении ребенка принадлежит начальной школе. Именно в ней дети овладевают навыками письма,   чтения.   Они   учатся   слушать   и   слышать,   говорить,   считать,   сопереживать.   В качестве   приоритетной   задачи   сегодня   рассматривается   формирование   и совершенствование   способности   ребенка   самостоятельно   формулировать   цели, моделировать   варианты   их   достижения,   оценивать   и   контролировать   свои   действия. Другими   словами,   развивается   умение   учиться.   Реализация   этой   задачи   становится возможной   с   использованием   технологии   формирования УУД.   В   данной   статье рассматривается, как она реализуется на практике. Функции комплекса универсальных действий Формирование УУД на уроках в начальной школе позволяет: 1. Обеспечить возможности детей самостоятельно ставить цели, осуществлять поиск, выбирать и использовать способы для их достижения, оценивать и контролировать результаты и сам процесс своей деятельности. 2. Создать   условия   для   гармоничного   развития   личности   ребенка, самореализации при готовности к непрерывному образованию. 3. Обеспечить   успешное   усвоение   материала,   совершенствование   навыков, компетентности, умений в разных предметных областях. Значение Формирование УУД на уроках в начальной школе сегодня имеет особое значение. Универсальные действия представляют собой совокупность вариантов поведения ребенка, обеспечивающую его способность самостоятельно усваивать знания, включая организацию непосредственно   самого   процесса   восприятия   и   понимания   материала.   Программа формирования   УУД   порождает   мотивацию   к   образованию,   позволяет   детям ориентироваться в разных предметных сферах. Классификация Универсальные действия группируются в 4 крупных блока: 1. Формирование   личностных   УУД   направлено   на   осознание,   изучение, восприятие жизненных позволяют ориентироваться в морально­этических правилах и нормах, вырабатывать собственную позицию в отношении с миром, обеспечивают осмысленность образовательного процесса. ценностей. Такие     действия   2. Формирование регулятивных УУД способствует развитию  способности к управлению познавательной   деятельностью. Эта   задача   реализуется   в процессе постановки цели, планирования, контроля, корректировки своих действий, а также анализа успешности усвоения. 3. Формирование   коммуникативных   УУД   направлено   на   обеспечение возможности   для   сотрудничества.   В   частности,   развиваются   умения слушать   и  слышать,  понимать  собеседника.   Дети  начинают  согласованно выполнять   коллективные   задания, контролируют и поддерживают друг друга.   распределяют   роли,   взаимно 4. Формирование познавательных УУД предполагает развитие способности к исследованию, поиску, выбор и структурирование необходимых сведений, проектирование изучаемого содержания. Ключевые показатели Формирование УУД учащихся должно увязываться с определенными оценочными критериями. К таким показателям, в частности, относят: 1. Состояние здоровья. 2. Успеваемость по ключевым предметам. 3. Уровень речевого развития. 4. Умение   слушать   и   воспринимать   слова   преподавателя,   задавать   ему вопросы. 5. Степень владения родным языком. 6. Стремление принимать задачу и находить решение. 7. Коммуникативные навыки. 8. Умение контролировать свое поведение. С учетом этих показателей моделируются методы формирования УУД. Практическое применение Формирование УУД на уроках математики, например, может осуществляться  с использованием   логических   моделей   и   знаково­символических   инструментов.   Детям предлагается несколько заданий. В них необходимо отыскать схему, которая отображает логическую связь между известной информацией и искомой. В данном случае дети решают непосредственно  учебную  задачу.  Кроме   этого,  они   устанавливают  логическую   модель, определяющую   соотношение   имеющихся   данных.   Формирование   УУД   на   уроках математики выступает как важнейший этап на пути к успешному усвоению общих приемов решения задач. Русский язык Существуют различные средства формирования УУД. На занятиях по русскому языку   весьма   эффективными   являются   само­   и   взаимопроверки   текстов.   Детям предлагаются   тексты,   в   которых   присутствуют   разные   ошибки   (стилистические, пунктуационные, графические, лексические, орфографические). Совместно с учащимися формулируются   правила  по  проверке,   которыми  устанавливаются   алгоритмы  действий. Переходя   последовательно   от   одной   операции   к   следующей,   почти   все   дети   без посторонней   помощи   начинают   справляться   с   задачей.   Ключевым   моментом   здесь выступает проговаривание действия каждым ребенком. Оно обеспечивает выполнение всех без исключения звеньев контроля и понимание содержания действия. Формирование коммуникативных УУД Такие универсальные действия позволяют обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вести диалог, ориентацию на других детей и взрослых. Они способствуют участию   в   коллективном   обсуждении,   интеграции   в   группу   сверстников,   построению продуктивного   сотрудничества   со   сверстниками.   Формирование   УУД   на   уроках   в начальной школе должно осуществляться путем создания условий, связанных с внедрением взаимодействий в образовательный процесс. Занятия по литературному чтению, изучению окружающего мира проводятся в форме педагогической мастерской. Она основывается на работе   детей   в   группах.   Ученики   вместе   планируют   свою   деятельность,   распределяют между   собой   роли,   функции,   корректируют   ошибки.   Формирование   УУД   на   уроках окружающего   мира   осуществляется   в   форме   пресс­конференции.   Например,   один   из учеников   выступает   в  роли   какого­либо   лесного  животного   –  «гостя».  Он  отвечает   на вопросы, которые ему задают ученики­«журналисты»:  Как тебя зовут?  Что ты ешь?  Где живешь? Формирование   УУД   на   уроках   в   начальной   школе   должно   осуществляться   в условиях,   когда   каждый   ребенок   может   высказать   собственное   мнение,   зная,   что   его примут. Виды действий К коммуникативным УУД следует отнести: 1. Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками – установление функций участников, целей, вариантов взаимодействия. 2. Формулирование вопросов – инициативная коллективная работа при поиске и сборе сведений. 3. Разрешение конфликта – обнаружение и идентификация проблемы, поиск и анализ альтернативных вариантов, принятие и реализация решения. 4. Управление действиями   партнера   –   осуществление   контроля,   коррекции, оценка поведения. 5. Способность достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с условиями   и   задачами   взаимодействия,   владение   диалогической   и монологической   речевыми   формами   согласно   синтаксическим   и грамматическим нормам языка. Индивидуальные действия Формирование   УУД   в   школе   обеспечивает   развитие   ценностно­смысловой ориентации детей. Такие  действия  развивают  умение соотносить поступки и явления с принятыми   в   обществе эстетическими   нормами, узнают   моральные   правила   и   выделяют нравственную   сторону   поведения.   Благодаря   им   обеспечивается   ориентация   в межличностных отношениях и социальных ролях. В рамках учебной деятельности можно выделить такие универсальные действия: 1. Самоопределение – профессиональное, личностное, жизненное. 2. Нравственно­этическая   ориентация   –   моральное   оценивание   изучаемого   обеспечивающее   выбор   на   базе   общественных   и содержания, индивидуальных ценностей. 3. Смыслообразование – установление связи между учебной целью и мотивом, результатом обучение и побуждающим фактором. Ребенок должен задаться вопросом о том, какое значение имеет для него образование, и суметь найти на него ответ. Литературное чтение Формирование УУД в начальной школе происходит постепенно. На первых этапах достаточно сложно бывает создать коллектив в классе. Для привития моральных норм, правил   нравственного   поведения,   налаживания   взаимоотношений   необходимо   провести большую   работу.   В   нее   входят   разные   мероприятия.   Формирование   УУД   в   начальной школе происходит в рамках классных часов, индивидуальных бесед, внеклассных занятий, совместных праздников. Морально­этическому развитию очень способствует литературное чтение.   Оно   представляет   собой   осмысленную,   творческую   деятельность,   которая обеспечивает освоение идейно­нравственной сути художественных текстов. С учетом того, что   каждый   ребенок   увидит   и   прочувствует   произведение   по­своему,   преподаватель должен   стараться   раскрыть   его   индивидуальность.   Достаточно   много   времени   следует отводить самостоятельной работе учеников – чтению самим себе. Это позволит ребенку выявить   непонятные   моменты,   отыскать   близкие   ему   сюжеты,   поделиться   своими впечатлениями. Важное условие Формирование   УУД,   способствующих   познавательному,   общекультурному развитию реализуется в ходе комплексного образовательного процесса, в метапредметной деятельности, в рамках изучения системы дисциплин, организации форм взаимодействия при решении задач. Но все эти мероприятия будут эффективны только в благоприятной обстановке.   Каждый   ребенок   должен   чувствовать   поддержку   и   заинтересованность   со стороны преподавателя. Функции педагога Основной целью начального обучения выступает обеспечение содействия ребенку в пробуждении всех заложенных в нем задатков с помощью образовательного процесса. Он должен   найти  себя  и   понять,  чтобы  в  итоге   захотеть  устранить  негативные  стороны  и развить   позитивные.   Ключевая   роль   в   этой   деятельности   отводится   педагогу.   Каждый преподаватель должен четко осознавать, к чему он стремится в обучении и воспитании детей.   Образовательный   процесс   задает   содержание   и   характеристики   деятельности ребенка, определяет сферу ближайшего развития универсальных действий. Работа преподавателя Для совершенствования умения анализировать и адекватно оценивать собственные действия,   дети   вместе   с   педагогом   разрабатывают   алгоритм.   При   этом   внимание акцентируется на развивающую ценность заданий. Преподаватель не сравнивает учеников друг   с   другом,   а   сопоставляет   сегодняшний   результат   ребенка   со   вчерашним.   Педагог привлекает детей к процессу открытия новых знаний. Совместно с учителем школьники обсуждают   суть   того   или   иного   задания,   его   значение,   как   оно   может   пригодиться   в будущем. Преподаватель уделяет особое внимание самопроверке детей. Он показывает им, как   можно   обнаружить   и   исправить   ошибку.   Педагог   обучает   детей   методам взаимодействия  в группах. Вместе они ищут единое  решение, анализируют  конфликты, находят пути их разрешения. Карта достижений Она выступает как один из эффективных методов формирования УУД. Каждый ребенок создает свою карту, в которой указываются его достижения в той либо другой области. Для нее может отводиться специальное место на стенде. Представлена она, как правило, в виде тетради, в которой схематично отражаются все достигнутые результаты. Карта может помочь детям в: 1. Сознательном   выборе   того   материала,   который   больше   подходит   для решения задач. 2. Обозначении   и   понимании   своего   индивидуального   пути   продвижения   в освоении дисциплины. 3. Планировании дальнейших действий. Заключение Формирование   УУД   осуществляется   в   рамках   усвоения   различных   дисциплин. Этот процесс является системным, целенаправленным.  Он реализуется через различные предметные   области,   внеклассную   деятельность.   Все   действия   задаются   по ФГОС. Формирование УУД в начальной школе происходит в соответствии со схемой, указываемой в   тематическом   планировании.   Стандарты   определяют   ключевые   моменты   в   выборе содержания,   планировании   и   организации   всего   образовательного   процесса.   При   этом учитываются  возрастные и психологические особенности детей. Способы учета степени сформированности универсальных действий присутствуют в требованиях к показателям освоения каждой дисциплины и в программах по внеурочной деятельности. Достигнутые результаты   определяются   для   каждого   конкретного  класса.   Они  выступают   в   качестве ориентира при организации мониторинга достижений.

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Формирование УУД на уроках в начальной школе