Формирование УУД при развитии творческих способностей учащихся на уроках физики.
Оценка 4.6

Формирование УУД при развитии творческих способностей учащихся на уроках физики.

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
физика
7 кл
07.01.2017
Формирование УУД при развитии творческих способностей учащихся на уроках физики.
Современная среда требует от членов общества проявления высокого уровня креативности: наиболее востребованы, а, следовательно, успешны профессионалы, способные генерировать идеи, видеть разные ракурсы проблемы, обладающие навыками поискового поведения. Наивысший рейтинг в любой профессиональной среде имеют оригинальные приёмы, нестандартные подходы к решению проблем. Эта ситуация отражена в современных фильмах, спектаклях, литературных произведениях. Формируется положительное отношение к креативу. В нашем образовательном учреждении, где я работаю учителем физики, развитие творческих способностей учащихся является одной из центральных целей образовательного процесса.
выст физ2.doc

 

 

Формирование УУД при развитии творческих способностей учащихся на уроках физики.

 Хохлова Маргарита Георгиевна,

 МКОУ СОШ № 7, г. Ревда

margo7-49@mail.ru

Современная среда требует от членов общества проявления высокого уровня креативности: наиболее востребованы, а, следовательно, успешны профессионалы, способные генерировать идеи, видеть разные ракурсы проблемы, обладающие навыками поискового поведения. Наивысший рейтинг в любой профессиональной среде имеют оригинальные приёмы, нестандартные подходы к решению проблем. Эта ситуация отражена в современных фильмах, спектаклях, литературных произведениях. Формируется положительное отношение к креативу.  

 В нашем образовательном учреждении, где я работаю учителем физики, развитие творческих способностей учащихся является одной из центральных целей образовательного процесса. 

Физика же, на мой взгляд, имеет своей целью постижение внутренней красоты мироздания, а стройная и многообразная гармония природы доступнее человеку, который эстетически более развит. Поэтому изучение физики   формирует естественнонаучное мировоззрение, расширяет кругозор,   развивает творческие способности учащихся.   Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся должны получать навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий, постановка которых носит системный характер.

Исследования ученых показывают, что творческие искания протекают в форме образов (Т. Рибо), это умение мыслить образно можно развивать в процессе обучения физике. При использовании методов эмпатии, свободных ассоциаций, ролевых игр, воображение и фантазия учащихся обогащается и совершенствуется. Представить себя электроном внутри проводника (эмпатия), вообразить, что корпускулы света - это спортсмены (метод свободных ассоциаций), преодолевающие дистанцию (стеклянную призму) и в силу различной физической подготовки (разной скорости в веществе) финиширующих в разное время (дисперсия света) и т.п. - для этого нужен очень высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности.

 Общие принципы включения творческих заданий в процесс преподавания физики  

Для раскрытия материальной природы изучаемых физических явлений на протяжении всего курса рассматриваются виды материи: вещество и поле. Задача учителя физики состоит ещё и в том, чтобы постепенно, в процессе изучения разнообразных видов материи подвести учащихся к пониманию движения как неотъемлемого свойства материи. Применяю такие творческие задания (примеры):

  • Напишите фантастический рассказ: "Если бы у Земли не было магнитного поля", "Путешествие электрона в проводнике" и др.
  • Представьте эссе: "Теории близкодействия и дальнодействия: какая вернее?" и т.п.
  • Экспериментальные задачи и лабораторные работы: Нагрейте воду в пробирке, не используя источников тепла; как определить полюса магнита; изготовьте маятник;
  • Представьте эскиз: изобразите магнитное поле Земли.
  • Решите задачу: оцените силу тока, протекающую в корпусе самолета, летящего в магнитном поле Земли.
  • Экспериментально-конструкторское задание: Придумайте способ защиты магнитных записей от размагничивания в процессе хранения; при полете в самолете.
  •  Необходимо также обращать внимание учащихся на переход количественных изменений в качественные изменения, например, с помощью таких заданий:
  • Наблюдения и анализ: почему бумага, имеющая несколько надрезов, рвется при растягивании только вдоль одного из них? вдоль какого? возможны ли прогнозы?
  • Решите качественные задачи: почему толстую палку сложнее сломать, чем тонкую?
  • Конструкторские задачи: придумайте прибор для демонстрации механизма процесса плавления.

Работая над этими творческими заданиями у учащихся формируются такие УУД как предметные, регулятивные и при защите работ- коммуникативные.

Содержание курса физики позволяет дать учащимся представления о единстве противоположностей, внутреннем противоречии явлений и предметов. Необходимо подвести учащихся к мысли: борьба противоположностей - внутренний источник развития. Используются такие творческие задания:

  • Представьте эссе: "Если бы между молекулами были только силы притяжения..."
  • Решите задачу: изобразите графически зависимость силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами.

Законы науки представляют собой отражение объективных законов природы и общества. Справедливость законов проверяется практикой (производственной, жизненной). Помогают учащимся это осознать, например, такие творческие задания:

  • Наблюдения и анализ: пронаблюдайте за транспортными средствами и их движением;
  • Представьте эссе: "Можно ли распространить III закон Ньютона на процессы взаимоотношений людей?"
  • Конкурсная задача: кто приведет максимальное количество примеров применения закона Паскаля в различных производствах?

 Применение творческих заданий на уроках физики  в конечном счёте приходит к выполнению мини проектов, которые могут выполняться группой учащихся, или индивидуально.

Проекты могут быть различными по своей типологии. Проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках – мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
 Учащимся 7 класса предлагаются следующие темы минипроектов:

  1. Измерение объема различных тел.
  2. Определение плотности картофеля, мыла, апельсина.
  3. Измерение толщины листа бумаги, из которой сделан учебник.
  4. Расчет среднего расстояния от дома до остановки и средней скорости.
  5. Определение массы и веса воздуха в комнате.
  6. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.
  7. Вычисление работы, совершаемой при подъеме по лестнице.
  8.  Выяснение условия равновесия самодельного рычага.

Работая над этими проектами, учащиеся так увлекаются, что начинают сами предлагать новые темы, например, «а можно ли определить плотность человеческого тела?», и определяют.

Я считаю, что мои учащиеся, обладающие творческими способностями, будут конкурентоспособны при  устройстве в дальнейшей жизни.

 

Список литературы.

материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/

1. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры, - М.: Новая школа, 1994 г.

2. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике, - М.: Просвещение, 1977 г.

3. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов),- Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1995 г.

4. Сёмке А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.


 


Скачано с www.znanio.ru

Формирование УУД при развитии творческих способностей учащихся на уроках физики

Формирование УУД при развитии творческих способностей учащихся на уроках физики

Общие принципы включения творческих заданий в процесс преподавания физики

Общие принципы включения творческих заданий в процесс преподавания физики

Содержание курса физики позволяет дать учащимся представления о единстве противоположностей, внутреннем противоречии явлений и предметов

Содержание курса физики позволяет дать учащимся представления о единстве противоположностей, внутреннем противоречии явлений и предметов

Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола

Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017