Изменение парадигмы образования
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
Идеал работника -исполнитель.
Современная эпоха требует созидателя
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны
Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
4
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
постановка вопросов
разрешение конфликтов
Коммуникативные УУД
Коммуникативные действия:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
СТРУКТУРА
Умение договариваться и находить общее решение
Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
КОМПОНЕНТЫ
умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
умение и убеждать, и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,
умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
осуществлять взаимный контроль и
взаимную помощь по ходу выполнения задания.
КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ
СТРУКТУРА
Рефлексия своих действий как достачно полное отображение предметного содержания
Способность строить понятные для партнера высказывания
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
КОМПОНЕНТЫ
Коммуникативно-речевые действия для интериоризации
умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
владение планирующей и регулирующей функциями речи;
умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.
Направления и способы формирования коммуникативных УУД
1. ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ОУ (интеграция урочной и внеурочной деятельности) И НА ОТДЕЛЬНОМ УРОКЕ
2. СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (каждый предмет делает свой вклад в развитие КУУД).
3. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (проблемное обучение, метод проектов, ИКТ-технологии), так информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию коммуникативных УУД через обмен гипермедиасообщениями; выступления с ИКТ-поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, форум, чат, видеоконференция, блог)
4. ЧЕРЕЗ КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ педагогического коллектива и администрации и др. УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (родителей, детей)
13
1.1. Развитие КУУД через создание
соответствующей образовательной среды в рамках ОУ:
учебное и игровое пространства
Назначение:
для подвижных занятий и для спокойной работы,
для общения и для уединения,
для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
для поиска информации
Учебное
пространство:
место учителя,
свободно оформляемое место
для работы учащихся,
«центральное» место для выступлений,
«центральная» доска,
рабочие доски,
уголок книг и других информационных
источников,
аудио- и видеоцентр, центр «письма»
стол с раздаточными материалами
выставки, стенды и т.п.
1.2. Развитие КУУД через созданиекоммуникативного пространство урока
Преобладают диалогические реплики
Появляются: Двунаправленные реплики
И Метаречевые реплики
Способы создания контекста понимания :
Коммуникативная ситуация
Лингвистическая задача
Приём «клоуз-тест»
Моделирование
Формирование ридеров, кейсов
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Текст
2.1. Развитие КУУД средствами различных учебных предметов через
типовые задачи
Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
На личностное самоопределение | На учет позиции партнера |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач | На планирование |
2.2. Развитие КУУД через специфику отдельных предметов (пример)
Чтение как КУУД
Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного.
1. Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.
2. Библиографические умения.
3. Овладение алгоритмом информационного поиска
( поиск информации из различных источников)
4. Экранное чтение
Планируемы результат
Классифицировать, маркировать, обозначать, находить по оглавлению…
Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать…
Демонстрировать понимание/осознание, использовать…
Слышать, артикулировать, интонировать …
Распознавать, определять, пояснять…
Оказывать и принимать помощь при затруднениях
4.Развитие КУУД через компетентностное образование участников образовательного процесса
Условия формирования
Определение целей коммуникации
Выбран партнер
Распределены функции и роли
Ученики умеют действовать и взаимодействовать
Виды упражнений
Ассоциативные
Мыслительные
Речевые
Рефлексивные
Интерпретация
Формы работы:
организация взаимной проверки заданий,
взаимные задания групп,
учебный конфликт,
обсуждение участниками способов своего действия,
проектные задания,
специальные тренинговые
занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.