Психологическое сопровождение развития коммуникативных УУД у обучающихся начального и среднего звена
Кольца Н.И., педагог-психолог МБОУ «Таушинская ООШ»
Изменение парадигмы образования
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
Идеал работника -исполнитель.
Современная эпоха требует созидателя
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны
Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
4
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
постановка вопросов
разрешение конфликтов
Коммуникативные УУД
Коммуникативные действия:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТИВИЕ
ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОЗИЦИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОЗИЦИЮ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА
УЧЕТ МНЕНИЙ И УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ
КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
СТРУКТУРА
Умение договариваться и находить общее решение
Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
КОМПОНЕНТЫ
КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ
СТРУКТУРА
Рефлексия своих действий как достачно полное отображение предметного содержания
Способность строить понятные для партнера высказывания
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности
КОМПОНЕНТЫ
Направления и способы формирования коммуникативных УУД
1. ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ОУ (интеграция урочной и внеурочной деятельности) И НА ОТДЕЛЬНОМ УРОКЕ
2. СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (каждый предмет делает свой вклад в развитие КУУД).
3. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (проблемное обучение, метод проектов, ИКТ-технологии), так информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию коммуникативных УУД через обмен гипермедиасообщениями; выступления с ИКТ-поддержкой; общение в цифровой среде (электронная почта, форум, чат, видеоконференция, блог)
4. ЧЕРЕЗ КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ педагогического коллектива и администрации и др. УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (родителей, детей)
13
1.1. Развитие КУУД через создание
соответствующей образовательной среды в рамках ОУ:
учебное и игровое пространства
Назначение:
для подвижных занятий и для спокойной работы,
для общения и для уединения,
для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
для поиска информации
Учебное
пространство:
1.2. Развитие КУУД через созданиекоммуникативного пространство урока
Преобладают диалогические реплики
Появляются: Двунаправленные реплики
И Метаречевые реплики
Способы создания контекста понимания :
Коммуникативная ситуация
Лингвистическая задача
Приём «клоуз-тест»
Моделирование
Формирование ридеров, кейсов
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Текст
2.1. Развитие КУУД средствами различных учебных предметов через
типовые задачи
Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
На личностное самоопределение | На учет позиции партнера |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач | На планирование |
2.2. Развитие КУУД через специфику отдельных предметов (пример)
Чтение как КУУД
Планируемы результат
4.Развитие КУУД через компетентностное образование участников образовательного процесса
Условия формирования
Виды упражнений
Формы работы:
организация взаимной проверки заданий,
взаимные задания групп,
учебный конфликт,
обсуждение участниками способов своего действия,
проектные задания,
специальные тренинговые
занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.