Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.
Формирование здорового образа жизни в ДОУ.doc
Формирование здорового образа жизни в ДОУ
«Здоровье – это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно
стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради
него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и
унизительной» М. Монтель.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной
системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В
настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается
ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу
недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального
здоровья.
У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания
неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно – психические отклонения, а это приводит
к асоциальным формам поведения. Проблема воспитания здорового поколения приобретает
в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в
том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных приоритетных задач
детского сада. У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и мы должны
научить детей самим заботится о своём здоровье. В вопросах оздоровления детей рука об
руку должны идти медики, педагоги, психологи и другие специалисты. Основной задачей
должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым,
беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Оздоровление воспитанников не
может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников.
Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями,
поэтому в учреждении создано детсковзрослое сообщество (дети родители педагоги).
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные
навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии,
самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе,
то деформируется его социализация, разум его здоровья. Поэтому именно на этом
дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивации на
здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Педагоги рассматривают формирование ЗОЖ не только как отсутствие болезней или
физических дефектов, но и как полное физическое, нравственное, психическое и социальное
благополучие. С этой позиции основным в работе по укреплению здоровья детей является
здоровьесберегающего образовательного пространства.
формирование единого
Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни – залог успешной социализации
ослабления негативного воздействия микро и макросреды.
личности,
Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать санитарногигиеническим
требованиям (гигиена нервной системы, гигиена отношений, психологическая безопасность,
гибкий режим дня посещения детского сада) Необходимо погружение ребёнка в особо
организованную жизненную среду, формирующую привычки ЗОЖ без их декларирования
взрослыми.
Необходимо выстроить особую пространственную среду, которая бы стимулировала
познавательные интересы и поисково практическую деятельность детей.
Необходимо создавать такой оздоровительный режим в дошкольном учреждении, который
позволит заложить у детей дошкольного возраста основные навыки по воспитанию и
формированию основ ЗОЖ.
Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует
решения не только организационнометодической проблемы, но, прежде всего изменения
управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и
соответствующего
структуры.
изменения
его
Специалисты должны научить детей правильному выбору в любой ситуации только
полезного
вредного.
здоровья
отказа
всего
для
и
от
Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к будущей жизни во многом
зависит от состояния их здоровья в предшкольный период, от их физического и
психического развития и готовности к началу систематического обучения.
Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью,
воспитывать
чувство
ответственности
за
него.
Важнейшее
направление в работе по оздоровлению детей – это осуществление
профилактических и лечебнооздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно
важно,
характер.
Тема «Здоровье», «ЗОЖ» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо
интегрированный
обучение
носило
чтобы
воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как
ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
Необходимо вести физкультурнооздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и
развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья.
Задачи:
1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного
отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам
родного края.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной
работы.
3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт
внедрения здоровьесберегающих технологий.
4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо физические качества: быстроту,
ловкость, гибкость, силу.
5. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с
учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных
технологий на организм ребёнка.
Концептуальной основой деятельности структурного подразделения является
обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического,
психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки
возраста
дошкольного
детей
Таким образом, актуальным является целесообразный
образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО, здоровьесберегающих
образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и
школе.
подбор инновационных
обучению
к
в специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания,
оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов,
перспектив развития.
Стратегия организации работы: проведение мониторинга состояния здоровья детей,
анализ созданных условий, предметноразвивающей среды в детском саду, изучение
современных нормативноправовых документов и внедрение современных инноваций в
образовательной области «Здоровье», проектирование модели системы работы по
формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Принципы работы: научность, доступность, активность, сознательность, единство
диагностики и коррекции,
Основные средства формирования здорового образа жизни:
систематичность,
целенаправленность,
оптимальность.
правильно организованная предметноразвивающая среда в детском саду, непосредственно
образовательная деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность,
познавательноисследовательская деятельность,
музыкальнохудожественная деятельность, чтение художественной литературы.
коммуникативная деятельность,
Основные направления работы:
1. Оздоровительное.
2. Валеологическое.
3. Физическое развитие.
4. Психоэмоциональное благополучие.
5. Коррекционное благополучие (комплексы гимнастики после сна).
6. Комплексная диагностика.
Результативность работы:
Дети овладели навыками здорового образа жизни;
Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям; Улучшились соматические показатели здоровья и показатели физической
подготовленности.
Сформирована гигиеническая культура, наличие потребности в здоровом образе жизни
и возможностей его обеспечения.
Повысилась компетентность родителей в вопросах физического развития.
Организована целенаправленная работа между специалистами, педагогами.
Литература
1. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном
учреждении: практическое пособие. М.: 2002.
2. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в
дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002.
3. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка:
Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина.
Тольятти, 2004.
4. Лободин В. Т., Федоренко А. Д., Александрова Г. В. «В стране здоровья» М.:
Мозаика – Синтез, 2011.
5. Майер А. А. «Управление инновационными процессами в ДОУ». Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
6. Моргунова О. Н. Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005.
7.
Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» М.:
Школьная Пресса, 2006.
Формирование здорового образа жизни в ДОУ
Формирование здорового образа жизни в ДОУ
Формирование здорового образа жизни в ДОУ
Формирование здорового образа жизни в ДОУ
Формирование здорового образа жизни в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.