В этот период наиболее интенсивно происходит развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характера, восприятия себя и окружающих. Именно поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них положительное отношение к себе и жизни, а также желание к саморазвитию и самосохранению.
Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством закаливания
В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все
более актуальной. Период дошкольного детства – это на самом деле
быстрозаканчивающиqся промежуток в жизни каждого человека. Одной из
основных целей в этот период является формирование привычки к здоровому
образу жизни. Ведь гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при
условии, что он будет здоровым. Поэтому именно в период дошкольного возраста
и должно формироваться психическое и физическое здоровье малыша.
На протяжении первых семи лет жизни, маленький человек должен пройти
определенный путь развития, который потом никогда не повторится на протяжении
всей последующей жизни. И именно он и должен заложить понятие про здоровый
образ жизни для детей дошкольников.
В этот период наиболее интенсивно происходит развитие органов и
становление функциональных систем организма, формируются основные черты
личности, характера, восприятия себя и окружающих. Именно поэтому нужно с
самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них
положительное отношение к себе и жизни, а также желание к саморазвитию и
самосохранению.
Важно отметить, что работа в этом направлении должна осуществляться
педагогами совместно с семьей. Именно семья играет важную роль в организации
здорового образа жизни ребенка. Но нельзя забывать и о том, что мнение
профессионального педагога также необходимо внимательно выслушивать и
адекватно на него реагировать. Здесь важно понимать, что для полноценного
развития ребенка нужны оба звена, поскольку каждое из них имеет свои функции и
они не могут заменять друг друга.
к
Основной задачей семьи и педагогов в это время является приобщение
ребенка
а именно:
способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению
здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков,
основных санитарногигиенических норм.
здоровому
жизни,
образу
Здоровый образ жизни это рациональное питание, занятие спортом, отказ от
алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост
числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за
последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Поэтому одной из
задач нашего ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Важную роль в воспитании положительного отношения у детей
к закаливанию играют родители. Не секрет, что большая часть родителей
относится к закаливанию с недоверием и опаской, боясь, что их ребенок будет
чаще болеть.В той связи начать необходимо с просвещения родителей о закаливающих
мероприятиях. Закаливание это научно обоснованное систематическое
использование естественных факторов природы для повышения устойчивости
организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
В настоящее время закаливание получило всеобщее признание как одно из
действенных средств укрепления здоровья не только взрослых, но и детей. Под
этим термином понимается правильно составленная система физических
воздействий, которая способствует тренировке адаптационных возможностей
организма и мобилизации всех защитных сил для сохранения нормального
состояния. Все мероприятия по закаливанию детей строятся с учетом их анатомо
физиологических особенностей, а также условий жизни.
Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят
играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные
эмоции.
Закаливание детей, особенно раннего возраста, требует осторожности.
Нельзя сразу, без предварительной подготовки, подвергать ребенка воздействиям
холодной воды, нужно приучать постепенно, медленно и тем осторожнее, чем
моложе и слабее ребенок. При проведении закаливания в домашних условиях
родители учитывают возможности ребенка, состояние его здоровья, условия жизни.
Родители
на
закаливающие процедуры во время их проведения и после них в домашних
условиях, интересуются, как проходит закаливание в группах.
внимательно наблюдают
реакцией ребенка
за
Ослабленным детям полезны почти все виды закаливания, но приучать к
этим процедурам нужно с еще большей постепенностью и осмотрительностью,
учитывая пониженную выносливость и недостаточную сопротивляемость. Для них
используем более теплую воду. По мере улучшения здоровья ребенка мы переходим
к тем же закаливающим процедурам, которые проводятся и здоровым детям.
Таким образом, положительный эффект закаливания детей достигается
только при строгом соблюдении следующих основных принципов:
1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
2. Постепенность увеличения силы раздражения.
3. Систематичность и постоянство закаливания.
4.
состояния ребенка
эмоционального
проведения закаливающей процедуры.
Учет
в момент
Основными правилами закаливания являются следующие:
1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если
ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.
2. Постепенность. Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным
закаливающим процедурам постепенно.
3. Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например,
легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.4. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если
во время обливания малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к
этой температуре он ещё не адаптирован.
5. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям,
воспринималось ими как забава.
6. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле необходимо
приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне.
7. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта,
нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо
сквозное проветривание комнаты не реже 45 раз в день, каждый раз не менее 1015
минут.
Методы закаливания:
1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре
+22+28 С, лучше утром.
2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную
погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,52 года дети
могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за
710 дней до 2025 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.
Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и
выше, ввиду возможного перегревания
3. Ножные ванны: обливание ног в течении 2030 секунд водой температуры
+32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно
чередовать холодное и теплое обливание, по 36 раз. По окончании ноги растирают
до розового цвета кожных покровов.
4. Общее обливание: голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит.
Температура воды в возрасте старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в
неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть
тело полотенцем до розового цвета.
5. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе
влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка.
В нашей группе выбор методов закаливания обусловлен сезонными
изменениями. Так, осенью и весной применяются:
проветривание групповой комнаты и спальни (по графику)
полоскание горла соляным раствором
сон без маек
умывание прохладной водой лица, рук
прогулки
хождение по тазикам (методика интенсивного закаливания к.м.н, доцента
поликлинической педиатрии Кем гос мед академии Веры Петровны Вавиловой:
после сончаса на 15 сек дети наступают в холодную водопроводную воду, +810 С с
предварительным плантарным массажем – хождением по ребристой поверхности 1
2 мин)
гимнастика после сончаса
физра на свежем воздухе.В зимний период, помимо указанных процедур, используется облегченная
одежда в группе. Летом добавляются утренний прием на улице, воздушные и
солнечные ванны босохождение по траве, мытье ног после прогулки в прохладной
воде.