Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством закаливания

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этот период наиболее интенсивно происходит развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характера, восприятия себя и окружающих. Именно поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них положительное отношение к себе и жизни, а также желание к саморазвитию и самосохранению.
Иконка файла материала zdorovesberezhenie.docx
Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством закаливания В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более   актуальной.   Период дошкольного детства   –   это   на   самом   деле быстрозаканчивающиqся промежуток   в   жизни   каждого   человека.   Одной   из основных   целей   в   этот   период   является формирование привычки   к   здоровому образу жизни. Ведь гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому именно в период дошкольного возраста и должно формироваться психическое и физическое здоровье малыша.  На протяжении первых семи лет жизни, маленький человек должен пройти определенный путь развития, который потом никогда не повторится на протяжении всей последующей жизни. И именно он и должен заложить понятие про здоровый образ жизни для детей дошкольников. В   этот   период   наиболее   интенсивно   происходит   развитие   органов   и становление   функциональных   систем   организма, формируются основные   черты личности, характера, восприятия себя и окружающих. Именно поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них положительное   отношение   к   себе   и   жизни,   а   также   желание   к   саморазвитию   и самосохранению. Важно   отметить,   что   работа   в   этом   направлении   должна   осуществляться педагогами совместно с семьей. Именно семья играет важную роль в организации здорового   образа   жизни   ребенка.   Но   нельзя   забывать   и   о   том,   что   мнение профессионального   педагога   также   необходимо   внимательно   выслушивать   и адекватно   на   него   реагировать.   Здесь   важно   понимать,   что   для   полноценного развития ребенка нужны оба звена, поскольку каждое из них имеет свои функции и они не могут заменять друг друга.   к   Основной   задачей   семьи   и   педагогов   в   это   время   является   приобщение ребенка а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового   образа   жизни   с   самого   раннего   детства,   получению   знаний,   навыков, основных санитарно­гигиенических норм. здоровому жизни, образу       Здоровый образ жизни ­ это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя   и  курения  и  многое   другое.  Важную   роль  играет   и закаливание.  Рост числа   часто   болеющих   детей,   особенно   в  возрасте   до  3   лет,   в   нашей   стране   за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Поэтому одной из задач нашего ДОУ является  охрана жизни и укрепление здоровья детей.  Важную   роль   в   воспитании   положительного   отношения   у   детей к закаливанию   играют   родители.   Не   секрет,   что   большая   часть   родителей относится к закаливанию с недоверием и опаской, боясь, что их ребенок будет чаще болеть.В той связи начать необходимо с просвещения родителей о закаливающих мероприятиях.  Закаливание ­   это   научно   обоснованное   систематическое использование   естественных   факторов   природы   для   повышения   устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. В настоящее время закаливание получило всеобщее признание как одно из действенных средств укрепления здоровья не только взрослых, но и детей. Под этим   термином   понимается   правильно   составленная   система   физических воздействий,   которая   способствует   тренировке   адаптационных   возможностей организма   и   мобилизации   всех   защитных   сил   для   сохранения   нормального состояния. Все мероприятия по закаливанию детей строятся с учетом их анатомо­ физиологических особенностей, а также условий жизни. Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть   с   нею;   такие   занятия   улучшают   настроение,   вызывают   у   них   радостные эмоции. Закаливание   детей,   особенно   раннего   возраста,   требует   осторожности. Нельзя сразу, без предварительной подготовки, подвергать ребенка воздействиям холодной   воды,   нужно   приучать   постепенно,   медленно   и   тем   осторожнее,   чем моложе   и   слабее   ребенок.   При   проведении  закаливания в   домашних   условиях родители учитывают возможности ребенка, состояние его здоровья, условия жизни. Родители     на закаливающие процедуры   во   время   их   проведения   и   после   них   в   домашних условиях, интересуются, как проходит закаливание в группах. внимательно   наблюдают   реакцией   ребенка за   Ослабленным   детям   полезны   почти   все   виды закаливания,   но   приучать   к этим   процедурам   нужно   с   еще   большей   постепенностью   и   осмотрительностью, учитывая пониженную выносливость и недостаточную сопротивляемость. Для них используем более теплую воду. По мере улучшения здоровья ребенка мы переходим к тем же закаливающим процедурам, которые проводятся и здоровым детям. Таким   образом,   положительный   эффект закаливания детей   достигается только при строгом соблюдении следующих основных принципов: 1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур. 2. Постепенность увеличения силы раздражения. 3. Систематичность и постоянство закаливания. 4. состояния   ребенка   эмоционального   проведения закаливающей процедуры.   Учет   в   момент Основными правилами закаливания являются следующие: 1. Закаливающие   процедуры   следует   проводить   только   в   том   случае,   если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом. 2. Постепенность.   Начинать   нужно   осторожно,   переходя   к   более   сильным закаливающим процедурам постепенно. 3. Нужно   считаться   с   индивидуальными   особенностями   ребенка.   Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду.4. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. 5. Нужно   стремиться   к   тому,   чтобы   закаливание   нравилось   детям, воспринималось ими как забава. 6. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле ­ необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. 7. Приступая   к   закаливанию,   создайте   ребенку   здоровые   условия   быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4­5 раз в день, каждый раз не менее 10­15 минут. Методы закаливания: 1. Воздушные   ванны: зимой   в   комнате,   летом   на   улице   при   температуре +22+28 С, лучше утром.   2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5­2 года  дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7­10 дней до 20­25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня. Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания 3. Ножные ванны: обливание ног в течении 20­30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3­6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов. 4. Общее обливание: голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета. 5. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. В   нашей   группе   выбор   методов   закаливания   обусловлен   сезонными изменениями. Так, осенью и весной применяются: ­ проветривание групповой комнаты и спальни (по графику) ­ полоскание горла соляным раствором ­ сон без маек ­ умывание прохладной водой лица, рук ­ прогулки ­   хождение   по   тазикам   (методика   интенсивного   закаливания   к.м.н,   доцента поликлинической   педиатрии   Кем   гос   мед   академии   Веры   Петровны   Вавиловой: после сончаса на 15 сек дети наступают в холодную водопроводную воду, +8­10 С с предварительным плантарным массажем – хождением по ребристой поверхности 1­ 2 мин) ­ гимнастика после сончаса ­ физ­ра на свежем воздухе.В   зимний   период,   помимо   указанных   процедур,   используется   облегченная одежда   в   группе.  Летом  добавляются   утренний   прием   на   улице,   воздушные   и солнечные ванны босохождение по траве, мытье ног после прогулки в прохладной воде.