Формирования читательской компетентности младших школьников.
Оценка 4.6

Формирования читательской компетентности младших школьников.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
чтение
1 кл—6 кл
16.01.2019
Формирования читательской компетентности младших школьников.
Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность. Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, они имеют низкий уровень речевой грамотности, отдают предпочтение иностранной лексике, а также употребляют ненормативную лексику.
выступление.doc
Формирования читательской компетентности младших школьников. Слайд 1.  Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения   результатов   обучения   –   компетенцию.   Главное   место   в   перечне компетенций занимает читательская компетентность.   Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования,   мы   увидим,   что   читательская   компетентность   –   это   совокупность знаний,   умений   и   навыков,   позволяющих   человеку   отбирать,   понимать, организовывать   информацию,   представленную   в   звуко­буквенной   форме,   успешно использовать её в общественных и личных целях. Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, они имеют низкий уровень речевой грамотности, отдают предпочтение иностранной лексике, а также употребляют ненормативную лексику. Учитель и родители озадачены вопросом.  Как же учить чтению, что бы дети полюбили   книги?   Особую   актуальность   приобретает   эта   проблема   в   начальной школе.  Еще   Василий   Александрович   Сухомлинский   говорил   о   том,   что   «Если   с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа подростка будет пустой».   Перед   современным   учителем   встает   цель   –   воспитать   грамотного, квалифицированного,   творческого   и   талантливого   читателя.   Умение   читать   не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.  Слайд   3.   Основная  цель  работы   в   направлении   формирования читательской компетентности. Научить:    осознанно, правильно, выразительно читать;  извлекать из текстов интересную и полезную информацию;  самостоятельно выбирать   книги для чтения;  работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);  высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;  самостоятельно выбирать книги для чтения. Ученые   выделяют   этапы   обучения   читательской   самостоятельности,   которые   вы видите на слайде.  Слайд 4 Этапы формирования читательской компетентности младших школьников. Название этапа Подготовительный Начальный Основной Класс  1 класс 2 класс 3 класс Заключительный 4 класс Что формируется овладение техникой чтения, совершенствование  навыка чтения, умения самостоятельно работать с  текстом. совершенствование читательской самостоятельности, развитие оперативной памяти, формирование  оптимальной скорости чтения; формирование навыков, характеризующих  настоящего читателя, умеющего самостоятельно и  квалифицированно читать доступные книги и другой  печатный материал для расширения и пополнения  своих знаний, формирование умения извлекать из  текстов интересную и полезную информацию,  работать с разными источниками информации  (словарями, справочниками, в том числе и на  электронных носителях); формирование у детей читательских предпочтений и  интересов на базе полученных за годы обучения  знаний о книгах и умений с ними самостоятельно  действовать, формирование умения извлекать из  текстов интересную и полезную информацию,  работать с разными источниками информации  (словарями, справочниками, в том числе и на  электронных носителях); Работа учителя по формированию читательской компетенции реализуется по  следующим направлениям: слайд 5  1. Формирование навыка чтения:  умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения  (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).  Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые  упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания,  чтение фраз с разной смысловой интонацией, с разной силой голоса, чтение в  парах, работа со скороговорками и т.д. 2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:  ­ знание изученных произведений, представление о литературоведческих  понятиях, их использование и понимание; ­ знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в  учебных хрестоматиях для каждого класса.  Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению,  изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек ­  малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников,  инсценировка произведений. 3. Умения работать с книгой.  Определять и выбирать книги по жанрам,  авторам, темам и т.д. Знать элементы книги.  В работе по данному направлению учащиеся работают со справочной  литературой, словарями, часто посещают библиотеки. 4. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.  Ученик должен уметь воспринимать, интерпретировать (истолковывать) и  давать оценку художественному произведению (на своем уровне развития).            Немаловажную роль для читательского интереса ребенка играет среда, в  которой он находится.  Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение.  Прежде всего эту среду должна создать семья. Успех развития читательского  интереса у детей зависит и от участия родителей.  Возможные формы работы с родителями: коллективная (родительское собрание,  беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник); групповая  (тематическая консультация); индивидуальная (консультация) и т.д.. Таким образом можно сделать вывод, о том, что для формирования  читательской компетентности младших школьников необходимо создать условия,  включающие в себя системное использование разнообразных методов и форм работы  в урочное и внеурочное время, работы с учреждениями культуры, а также работы с  родителями. Слайд 6.  Свое выступление хотелось бы закончить словами Элвина Тоффлера   «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот,  кто не научился при этом учиться».

Формирования читательской компетентности младших школьников.

Формирования читательской компетентности младших школьников.

Формирования читательской компетентности младших школьников.

Формирования читательской компетентности младших школьников.

Формирования читательской компетентности младших школьников.

Формирования читательской компетентности младших школьников.
Скачать файл