Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.
Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, они имеют низкий уровень речевой грамотности, отдают предпочтение иностранной лексике, а также употребляют ненормативную лексику.
Формирования читательской компетентности младших школьников.
Слайд 1.
Современная система российского образования предполагает новый критерий
измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне
компетенций занимает читательская компетентность.
Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего
образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность
знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать,
организовывать информацию, представленную в звукобуквенной форме, успешно
использовать её в общественных и личных целях.
Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к
художественным книгам, они имеют низкий уровень речевой грамотности, отдают
предпочтение иностранной лексике, а также употребляют ненормативную лексику.
Учитель и родители озадачены вопросом. Как же учить чтению, что бы дети
полюбили книги? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной
школе.
Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что «Если с
детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной
потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа подростка будет пустой».
Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного,
квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Умение читать не
должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться
на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.
Слайд 3. Основная цель работы в направлении формирования
читательской компетентности.
Научить:
осознанно, правильно, выразительно читать;
извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в
том числе и на электронных носителях);
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
самостоятельно выбирать книги для чтения.Ученые выделяют этапы обучения читательской самостоятельности, которые вы
видите на слайде.
Слайд 4 Этапы формирования читательской компетентности младших
школьников.
Название этапа
Подготовительный
Начальный
Основной
Класс
1 класс
2 класс
3 класс
Заключительный
4 класс
Что формируется
овладение техникой чтения, совершенствование
навыка чтения, умения самостоятельно работать с
текстом.
совершенствование читательской самостоятельности,
развитие оперативной памяти, формирование
оптимальной скорости чтения;
формирование навыков, характеризующих
настоящего читателя, умеющего самостоятельно и
квалифицированно читать доступные книги и другой
печатный материал для расширения и пополнения
своих знаний, формирование умения извлекать из
текстов интересную и полезную информацию,
работать с разными источниками информации
(словарями, справочниками, в том числе и на
электронных носителях);
формирование у детей читательских предпочтений и
интересов на базе полученных за годы обучения
знаний о книгах и умений с ними самостоятельно
действовать, формирование умения извлекать из
текстов интересную и полезную информацию,
работать с разными источниками информации
(словарями, справочниками, в том числе и на
электронных носителях);
Работа учителя по формированию читательской компетенции реализуется по
следующим направлениям: слайд 5
1. Формирование навыка чтения:
умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения
(ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).
Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые
упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания,
чтение фраз с разной смысловой интонацией, с разной силой голоса, чтение в
парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:
знание изученных произведений, представление о литературоведческих
понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в
учебных хрестоматиях для каждого класса.
Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению,
изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек
малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников,
инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой. Определять и выбирать книги по жанрам,
авторам, темам и т.д. Знать элементы книги.
В работе по данному направлению учащиеся работают со справочной
литературой, словарями, часто посещают библиотеки.
4. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Ученик должен уметь воспринимать, интерпретировать (истолковывать) и
давать оценку художественному произведению (на своем уровне развития).
Немаловажную роль для читательского интереса ребенка играет среда, в
которой он находится. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение.
Прежде всего эту среду должна создать семья. Успех развития читательского
интереса у детей зависит и от участия родителей.
Возможные формы работы с родителями: коллективная (родительское собрание,
беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник); групповая
(тематическая консультация); индивидуальная (консультация) и т.д..
Таким образом можно сделать вывод, о том, что для формирования
читательской компетентности младших школьников необходимо создать условия,
включающие в себя системное использование разнообразных методов и форм работы
в урочное и внеурочное время, работы с учреждениями культуры, а также работы с
родителями.
Слайд 6. Свое выступление хотелось бы закончить словами Элвина Тоффлера
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот,
кто не научился при этом учиться».