Формирования читательской компетентности младших школьников.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 16.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность. Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, они имеют низкий уровень речевой грамотности, отдают предпочтение иностранной лексике, а также употребляют ненормативную лексику.
Иконка файла материала выступление.doc
Формирования читательской компетентности младших школьников. Слайд 1.  Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения   результатов   обучения   –   компетенцию.   Главное   место   в   перечне компетенций занимает читательская компетентность.   Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования,   мы   увидим,   что   читательская   компетентность   –   это   совокупность знаний,   умений   и   навыков,   позволяющих   человеку   отбирать,   понимать, организовывать   информацию,   представленную   в   звуко­буквенной   форме,   успешно использовать её в общественных и личных целях. Но как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, они имеют низкий уровень речевой грамотности, отдают предпочтение иностранной лексике, а также употребляют ненормативную лексику. Учитель и родители озадачены вопросом.  Как же учить чтению, что бы дети полюбили   книги?   Особую   актуальность   приобретает   эта   проблема   в   начальной школе.  Еще   Василий   Александрович   Сухомлинский   говорил   о   том,   что   «Если   с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа подростка будет пустой».   Перед   современным   учителем   встает   цель   –   воспитать   грамотного, квалифицированного,   творческого   и   талантливого   читателя.   Умение   читать   не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.  Слайд   3.   Основная  цель  работы   в   направлении   формирования читательской компетентности. Научить:    осознанно, правильно, выразительно читать;  извлекать из текстов интересную и полезную информацию;  самостоятельно выбирать   книги для чтения;  работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);  высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;  самостоятельно выбирать книги для чтения.Ученые   выделяют   этапы   обучения   читательской   самостоятельности,   которые   вы видите на слайде.  Слайд 4 Этапы формирования читательской компетентности младших школьников. Название этапа Подготовительный Начальный Основной Класс  1 класс 2 класс 3 класс Заключительный 4 класс Что формируется овладение техникой чтения, совершенствование  навыка чтения, умения самостоятельно работать с  текстом. совершенствование читательской самостоятельности, развитие оперативной памяти, формирование  оптимальной скорости чтения; формирование навыков, характеризующих  настоящего читателя, умеющего самостоятельно и  квалифицированно читать доступные книги и другой  печатный материал для расширения и пополнения  своих знаний, формирование умения извлекать из  текстов интересную и полезную информацию,  работать с разными источниками информации  (словарями, справочниками, в том числе и на  электронных носителях); формирование у детей читательских предпочтений и  интересов на базе полученных за годы обучения  знаний о книгах и умений с ними самостоятельно  действовать, формирование умения извлекать из  текстов интересную и полезную информацию,  работать с разными источниками информации  (словарями, справочниками, в том числе и на  электронных носителях); Работа учителя по формированию читательской компетенции реализуется по  следующим направлениям: слайд 5  1. Формирование навыка чтения:  умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения  (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).  Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые  упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания,  чтение фраз с разной смысловой интонацией, с разной силой голоса, чтение в  парах, работа со скороговорками и т.д. 2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:  ­ знание изученных произведений, представление о литературоведческих  понятиях, их использование и понимание;­ знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в  учебных хрестоматиях для каждого класса.  Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению,  изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек ­  малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников,  инсценировка произведений. 3. Умения работать с книгой.  Определять и выбирать книги по жанрам,  авторам, темам и т.д. Знать элементы книги.  В работе по данному направлению учащиеся работают со справочной  литературой, словарями, часто посещают библиотеки. 4. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.  Ученик должен уметь воспринимать, интерпретировать (истолковывать) и  давать оценку художественному произведению (на своем уровне развития).            Немаловажную роль для читательского интереса ребенка играет среда, в  которой он находится.  Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение.  Прежде всего эту среду должна создать семья. Успех развития читательского  интереса у детей зависит и от участия родителей.  Возможные формы работы с родителями: коллективная (родительское собрание,  беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник); групповая  (тематическая консультация); индивидуальная (консультация) и т.д.. Таким образом можно сделать вывод, о том, что для формирования  читательской компетентности младших школьников необходимо создать условия,  включающие в себя системное использование разнообразных методов и форм работы  в урочное и внеурочное время, работы с учреждениями культуры, а также работы с  родителями. Слайд 6.  Свое выступление хотелось бы закончить словами Элвина Тоффлера   «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот,  кто не научился при этом учиться».

Посмотрите также