Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
ОБЗР
Детсад
25.11.2018
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Аннотация: В данной статье затрагиваются основные формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению, положительно влияющие на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, раскрывается значимость взаимодействия с родителями воспитанников. Поднимается вопрос о целесообразности раннего обучения детей навыкам безопасного поведения, так как они становятся основой профилактики несчастных случаев и детского травматизма. Деятельность педагогов по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в части формирование у детей навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила ( ПУНКТ 4.6. ФГОС ДО).
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.docx
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста Мартынюк Наталья Станиславна  Воспитатель Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 111  комбинированного вида Выборгского района   города Санкт­Петербурга. Аннотация:  В данной статье затрагиваются основные формы и методы обучения дошкольников   безопасному   поведению,   положительно   влияющие   на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, раскрывается значимость   взаимодействия   с   родителями   воспитанников. Поднимается   вопрос   о   целесообразности   раннего   обучения   детей навыкам   безопасного   поведения,   так   как   они   становятся   основой профилактики   несчастных   случаев   и   детского   травматизма. Деятельность   педагогов   по   реализации   образовательной   области «Социально­коммуникативное   развитие»   в   части   формирование   у детей   навыков   безопасного   поведения   в   быту,   природе,   социуме. Создание   условий   для   формирования   у   детей   навыков   безопасного поведения, систематическая воспитательно ­ образовательная работа по   ознакомлению   их   с   правилами   такого   поведения   особенно актуальны   в   связи   с   введением   во   ФГОС   ДО   в   качестве   одного   из целевых   ориентиров   дошкольного   образования   способности   ребенка соблюдать данные правила  ( ПУНКТ 4.6. ФГОС ДО).          Понятие безопасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на каждом   шагу   мы   сталкиваемся   с  разными   его   вариациями:   безопасность   в быту, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на воде, безопасность поведения и общения, информационная безопасность и многое другое. Даже здоровый образ жизни связан с этим понятием. С первых лет эмоциональные), Цель  –   дать   рекомендации   педагогам   по   организации   работы   по жизни   любознательность   ребёнка,   его   активность   в   вопросах   познания окружающего   мира,   поощряемая   взрослыми,   порой   становится   весьма небезопасной для него.  формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста.       Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на   разных   возрастных   этапах   развитие,   неизбежно   приводит   к   появлению множества   опасностей.   Все   их   предотвратить   невозможно,   но   в   силах воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью ребенка и по возможности избегать их. Усвоение большей части правил происходит в реальных жизненных ситуациях. Поэтому  в целом работа   дошкольной   организации   по   формированию   основ   безопасного поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников. Формирование основ безопасного поведения у детей – это трудная, но крайне важная повседневная работа воспитателя.      Чтобы организовать безопасную жизнь, надо понять, что такое опасность, и очертить   круг   опасных   ситуаций.   В   широком   понимании   опасность определяется как начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека   и   окружающую   его   среду   вредных   факторов   различного происхождения,   а   также   вероятность   возникновения   неблагоприятных событий, угрожающих жизни, здоровью, имуществу человека, его правам и интересам.   Для   людей   быть   в   безопасности   вовсе   не   значит   жить   без опасностей.   Последние   существую   всегда.   В   определенных   пределах опасности   могут   иметь   и   положительное   значение,   так   как   стремление избежать   их   приводит   к   активности   человека   (умственной,   физической, социальной). Следовательно, безопасность – это не отсутствие опасности, а защита от неё. Для защиты от опасностей необходимо понять, откуда исходит угроза.   Существуют   самые   разнообразные   классификации   источников опасностей   .   Однако   выделим   два   условных   источника:   естественный   и социальный.   Естественные   источники   опасностей   связаны   с   природой   : сезонные   явления,   сильное   движение   воздуха   (ураганы,   штормы   и   пр.), влажность   (высокая   или   низкая),   атмосферное   давление,   недостаточная освещенность,   химические   вещества   в   разных   состоянии   (   твердом, газообразном,   жидком),   различные   представители   флоры   и   фауны, микроорганизмы   и   др.   Социальные   источник   опасностей   связаны   с деятельностью человека и результатами его труда: разнообразные ситуации общения   и   взаимодействия   с   социумом,   рукотворные   предметы,   нервно­ психические   перегрузки   (умственные,   техногенные источники   опасности   (использование   транспортных   средств,   эксплуатация подъемно­ транспортного оборудования, горючих, взрывоопасных веществ и материалов,   использовании   электрической   энергии,   химических   веществ   и материалов, использование электрической энергии, химических веществ и др.) Содержательные   линии   в   работе   с   детьми   дошкольного   возраста определяются той классификацией опасностей, которую выбирает педагог в своей работе.       Мы рассмотрим следующие безопасности:  Безопасность на улицах и дорогах;   Безопасность   в   быту(   рукотворные   предметы,   микроорганизмы,    Безопасность   в   природе   микробы,   правила   личной   гигиены); (растительный   и   животный   мир,   природные   явления,   стихии); Безопасность взаимодействия с социумом;   Пожарная безопасность.       Постигая источник опасностей, человечество нарабатывает разнообразные правила   безопасного   поведения,   которые   можно   условно   отнести   к   двум группам:   Предупредительные   правила,   которые   носят   профилактический характер и нацелены на предотвращение возможных опасных ситуаций;   Правила поведения в ситуации опасности, которые носят действенный характер   и   нацелены   на   сохранение   жизни   и   здоровья   в   ситуации возникшей (протекающей) опасности.           В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы строится   на       предупредительных   правилах.   Большая   часть   этих   правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, например в рамках формирования культурно­гигиенических   навыков,   речевого   этикета   и   пр.   вторая   группа правил (правила поведения в ситуации этикета) более активно и эффективно отрабатывается в условиях семейного воспитания. Поэтому работа педагогов тесно   связана   с   работой   по   взаимодействию   с   семьями   воспитанников. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения:   кто­то   из­за   незнания   объекта   воздействия,   а   соответственно правил   безопасного   поведения   и   способов   их   выполнения;   кто­то   из­за нежелания   выполнять   правила   и   др.   Именно   причины   нарушения   правил безопасности   определяют  работу   по   формированию   основ   безопасного поведения. К ним относятся:   Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;   Навыки(защиты   от   опасности   и   предотвращения   опасных   ситуаций), которые надо формировать;   Культура   безопасного   образа   жизни   (отношение   к   безопасности   с позиции   себя,   других   людей   или   объектов   природы),   которую   надо воспитывать.   Обеспечение   безопасности   жизнедеятельности   дошкольников   в   дошкольной   организации   необходимо   осуществлять   в   двух направлениях:         устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке,   воспитание безопасного поведения у самих дошкольников. Создание   условий   для   предотвращения   и   устранения   травмоопасных ситуаций   в   помещении   и   на   участке   детского   сада   регламентируется санитарными   правилами   и   нормами   и   является   непреложным законодательным   условием   для   функционирования   образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.        Рассмотрим наиболее распространенные методы воспитания безопасного поведения у дошкольников. Под методами обучения мы понимаем методы, с одной   стороны,   преподавания   (деятельность   взрослого),   а   с   другой   – деятельность самих воспитанников. Методы преподавания, по В.И. Андрееву, ­ это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное   применение   которых   взрослым   позволяет   существенно повысить   эффективность   управления   деятельностью   детей   в   процессе решения   определенного   типа   педагогических   задач.   В   данном   пособии выделим   три   группы   методов   по   классификации,   предложенной   группой отечественных педагогов (Е.Я. Голант, И. Т. Огородников, С.И. Перовский). По   источникам   передачи   и   характеру   восприятия   информации   методы подразделяются   на   словесные   (рассказ,   беседа,   вопросы   к   детям   и   пр.), наглядные   (показ,   демонстрация   и   пр.)   и     практические   (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.            Воспитателю   необходимо   избегать   излишнего   запугивания   детей   и заканчивать   общение   вселением   уверенности   в   том,   что   в   большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдает правила личной безопасности,   то   беды   непременно   можно   избежать.   Так,   рассказывая   о явлении   природного   электричества   –   грозе,   необходимо   обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства ­ громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях.  Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые   в   домах   надежно   защищены   от   неё.   Постарайтесь   поддерживать заинтересованность   детей   совмещая   упражнения   с   эмоциональными разминками   и   забавами.   Регулирование   поведения   дошкольников   путем прямых запретов должно быть минимальным.       Лучший урок безопасного поведения для дошкольников – это:   пример окружающих ребёнка взрослых,   рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий, буклетов, мультимедийных пособий,   просмотр мультфильмов, диафильмов, фильмов,   показ презентаций,   демонстрация фрагментов электронных энциклопедий,   показ   кукольных   представлений   и   драматических   спектаклей   по проблемным ситуациям,  комментированный   показ   безопасных   действий   с   предметами   и объектами,   показ простейших опытов,   показ приёмов самозащиты,   простейшие наблюдения, сравнительные наблюдения,   экскурсии,   чтение художественной литературы,   загадывание загадок,   составление рассказов из личного опыта детей,   беседы,   обсуждение проблемных ситуаций,   игры с правилами (в том числе и с использованием флеш­ презентаций),   компьютерные игры,   игры – придумывания,   самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами),   ситуационно­   имитационное   моделирование   действий   с   потенциально опасными предметами домашнего обихода   ситуации   с   использованием   макетов   группы,   комнаты,   транспортных средств, улицы города;    выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера,   выполнение творческих проектов,   проведение викторин, конкурсов, командных игр,   совместное изготовление газет, плакатов,   изготовление книжек­ самоделок,   встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны            Просмотр   обучающих   мультфильмов   –   это   метод   наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три   дровосека»,   «Два   жадных   медвежонка»,   «Гуси­лебеди»,   «Красная шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью. По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе. Показ мультимедийных   презентаций,   демонстрация   фрагментов   электронных энциклопедий   ­   современные   разновидности   наглядного   метода.   Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям – очень популярная   у   дошкольников   форма   наглядного   метода.   В   группах младшего   дошкольного   возраста   целесообразно   самому   педагогу   вести ролевые   диалоги   с   куклой,   демонстрирующие   или   поясняющие   способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить , если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере   персонажа,   не   несут   личностной   эмоциональной   окраски   и воспринимаются   большинством   достаточно   адекватно.   Напоминание   о разыгранных   ситуациях   и   о   способах   разрешения   проблемных   ситуаций, представленных   в   постановке   кукольного   театра,   иногда   позволяет предупредить   нежелательное   поведение   ребенка.   В   группах   старшего дошкольного   возраста   просмотр   грамотно   подобранных   драматических спектаклей   весьма   положительно   влияет   на   формирование общегрупповых   норм   поведения   и   создает   благоприятную   почву   для установления   дружеских   отношений   между   сверстниками. Комментированный   показ   безопасных   действий   с   предметами   и объектами, показ простейших опытов­ действенный способ демонстрации конкретных приемов обращения с потенциально опасными предметами. С детьми   старшего   дошкольного   возраста   целесообразно   организовать практические опыты с использование микроскопа, лупы. Это послужит наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега. Сравнительные наблюдения,   экскурсии   ­   очень   действенные   разновидности   наглядного метода.   Они   позволяют   максимально   приблизить   детей   к   объектам   и получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного возраста  предпочтения  отдается   простейшим  наблюдениям.   В  группах старшего   дошкольного   возраста   на   первый   план   выдвигаются сравнительные   наблюдения:   сравнение   крапивы   и   одуванчика   и   др.   это позволяет   структурировать   представления   дошкольников   об особенностях   внешнего   вида   и   функционального   назначения   различных объектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза. В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную   часть   или   понаблюдать   за   действиями   пожарных   во   время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и   формируют   уважение   к   профессионалам,   которые   спасают   жизни людей.   Ситуационное   индивидуальное   и   групповое   общение   относится   к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого   с   детьми   ситуации   из   жизни.   Такое   общение   чаще   бывает спонтанным,   обусловленным   возникновением   каких­либо   ситуаций,   но может   быть   и   специально   спланировано.   Так,   увидев   на   участке   с младшими   дошкольниками   дворовую   кошку   и   обсудив   особенности   её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении   с   чужой   кошкой?     Ситуативно   ­индивидуальное   общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме: «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды»,   «Что   делать   если   Маша   плачет»,   «Как   безопасно   достать кубик из­под шкафа» В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности : закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг   в   тень   и   позови   взрослых   и   т.д.   Ситуативное   общение   также направлено   на   формирование   у   детей   умения   выполнять   поручения, просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не получается» Со старшими дошкольника во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может  стать причиной  пожара? Что  надо  сделать,  если  возник пожар?»   а   затем   предложить   найти   ответы   на   эти   вопросы   в   ходе совместной   деятельности   со   взрослым   и   сверстниками.   Объяснение, напоминание,   словесная   инструкция   ­   самые   распространенные разновидности   данной   группы   методов,   позволяющие   детям   осваивать опыт   поведения   и   устанавливать   доброжелательные   отношения   со сверстниками в процессе объяснения дети узнают об основных источниках и   видах   опасностей   в   быту,   природе,   на   улицах   города,   в   общении   с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае   возникновения   опасности;   узнают   о   наиболее   распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения. Словесные   инструкции   являются   для   дошкольника   своеобразным алгоритмом   действий,   которые   необходимо   выполнить.   Применение словесных   инструкций:   «Вспомни   и   расскажи,   выложи   с   помощью наглядных   моделей   последовательность   мытья   рук   после   прогулки»­ позволяет   формировать   у   детей   произвольность   действий, способствовать   Чтение художественной   литературы,   загадывание   и   сочинение   загадок   весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская художественная   литература   дает   массу   примеров,   которые   полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения   ими   правил   безопасного   поведения   в   природе   и   социуме. Художественное   слово   пронизывает   всю   жизни   маленького   ребенка, задавая   определенный   ритм   (стихотворения,   потешки)   и   образец поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения «Девочка   чумазая»   А.Барто   и   потешки   о   пожаре   в   кошкином   доме дошкольники   постепенно   приобретают   навыки   эмоциональной отзывчивости     сочувствуют   привлекательным   персонажам литературных   произведений,   сопереживают   им,   откликаются   на радостные и печальные события. Именно произведения художественной литературы   впоследствии   становятся   основной   для   самостоятельных игр­драматизаций   и   режиссерских   игр   детей.   Так,   чтобы   напомнить детям   осознать   ,   что   употребление   грязной   волы   приведет   к нежелательным последствиям, можно, например, напомнить известную сказку   о   сестрице   Аленушке   и   братце   Иванушке.   Отгадывание   загадок вызывает неизменный  интерес у большинства  дошкольников. Педагогам активно   использовать   данную   разновидность   17   18   метода,   начиная   со   развитию   навыков :   самоконтроля. .   Рассказ, второй   младшей   группы.   Загадки   можно   использовать   и   в   досуговых формах совместной деятельности взрослого и детьми. Сочинение загадок как   метод   обучения   используется   в   работе   с   детьми   старшего дошкольного   возраста.   При   составлении   загадок   целесообразно использовать   приемы   сравнения   и   противопоставления   :   сначала выбирается   объект,   схожий   по   свойствам   с   описываемым,   а   затем указывается,   в   чем   состоит   отличие   загаданного   объекта   от сравниваемого. Например: «Жжется, да не огонь, зеленая , да не кузнечик (крапива)». Составленные вместе с детьми загадки можно оформить в альбом   следующим   образом   :  в   центре   листа   располагается   закрытая картинкаотгадка,   а   по   углам   приклеиваются   картинки   ,   с   которыми сравнивается   загаданный   предмет     рассказ­пояснение, составление рассказов из личного опыта детей. Первые две разновидности словесного метода используются, начиная со второй младшей группы. При этом   рассказ­пояснение   сопровождается   показом   конкретных   приемов выполнения заданных действий: «Что значит быть хорошим дежурным по   столовой»,   «Как   мы   с   братом   мы   спасали   кошку».   Рассказ   также целесообразно   сопровождать   наглядностью,   чтобы   облегчить   детям восприятие   вербальной   информации.   Старших   дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов из личного опыта по заданному   взрослым   словесному   образцу   и   визуально   представленной схеме­алгоритму.   когда   где   С   кем   произошло   Что   случилось   Солнце, снежинка,   часы   Условная   схема:   лес,   дом,   дорога   Схематичное изображение   девочки   и   мальчика,   животного   знак   вопроса..   Беседа   – запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей.   Так,   беседуя   о   значении   режима   в   жизни   человека,   можно предложить детям 4­5 лет ответить не следующие вопросы: «Как ты узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал или пора спать? Когда это   бывает?   Когда   дети   завтракают,   гуляют,   играют,   отдыхают? Знаешь ли ты режим дня в своем детском саду? Какой режим дня у тебя в выходные дни? Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную со   сбором   и   употреблением   в   пищу   съедобных   грибов,   целесообразно предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие блюда из грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает, как лучше сохранить грибы на зиму? Такой прием, как решение проблемных ситуаций,   целесообразно   использовать   в   общении   с   детьми   начиная   со средней  группы. Проблемная ситуация  (для  детей  4­5 лет)  Представь, что ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на платформу на нужной   вам   станции,   а   ты   не   успел.   Что   будешь   делать?   Почему? Игровые упражнения, игры с правилами ( в том числе и с использованием флеш ­ презентаций), компьютерные игры, игры придумывания. Игровые основах     об дошкольников упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и   являются   действенным   средством   для   уточнения   и   закрепления представлений безопасности жизнедеятельности.   Основным   отличием   этих   двух   разновидностей практического метода друг от друга является наличие или отсутствие критерия   выигрыша.   В   игре   с   правилами   он   всегда   присутствует   как результат   сравнения   собственных   достижений   с   достижениями партнера, а в игровом упражнении такой критерий отсутствуют. Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или подгруппе   воспитанников,   является   игровым   упражнением.   А   это   же задание,  предложенное   в   форме   соревнования:   «  Чья   команда   быстрее сгруппирует опасные и безопасные предметы в доме», является игрой с правилами, т.к. у игроков появляется возможность сравнить результаты собственных   игровых   действий   с   результатами   соперников.   Игры   с правилами, компьютерные игры используются преимущественно в группах старшего   дошкольного   возраста   и   способствуют   повышению   интереса детей   к   изучению   предложенного   материала.   Игры   ­   придумывания также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и представляют собой рассуждения на тему « Что было бы, если бы…», а также их разновидности : « Рассмотри картинку и расскажи, что потом случилось с изображенными героями», « Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?» и др. Самостоятельные игры детей  (сюжетные с правилами) используются во всех  возрастных группах.   Воспитатель   создает   условия   для   возникновения   и   развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные линии   ситуации,   связанные   с   соблюдением   норм   и   правил   безопасного поведения:   «Пожар   в   кукольном   доме»,   «В   лечебнице   у   Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др. Критерием успешного усвоения детьми   правил   является   перенос   опыта   безопасного   поведения   в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей   в   быту,   социуме   и   природе,   обучают   правилам   безопасного поведения   в   чрезвычайных   ситуациях,   предупреждают   о   возможных опасностях   в   ситуациях   «Один   дома»,   «Чужой   рядом»).   Ситуативно­ имитационное   моделирование   действий   с   потенциально   опасными предметами   домашнего   обихода   используется   в   группах   младшего дошкольного   возраста   для   обработки   у   детей   навыков   безопасного обращения   с   предметами   быта   (   обойти   няню,   несущую   кастрюлю   с горячим супом, и др.) Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города;   игровые   упражнения   в   автогородке   используются   в   практике взаимодействии   со   старшими   дошкольниками   и   способствуют конкретизации   представлений   о   правилах   дорожного   движения   для пешехода   и   пассажира   транспортного   средства.   Применение   этих разновидностей   практического   метода   способствует   воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе. Выполнение творческих заданий   продуктивного   и   ролевого   характера   позволяет   отработать навыки   правильного   и   безопасного   поведения   младших   дошкольников   в конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый может   предложить   детям   разыграть   сценку   по   сюжету   знакомого произведения;   изобразить   при   помощи   мимики   и   жестов   радостного   и грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при пожаре  в игровой комнате  и  др. К  заданиям  продуктивного  характера относится   применение   всех   видов   средств   изобразительной выразительности   для   достижения   поставленной   задачи:   «Починить сломанный   светофор»(аппликация),   «Подобрать   нужные   колеса машине»(конструирование)   и   т.д.   Выполнение   творческих   проектов, проведение   викторин,   конкурсов,   командных   игр   –   традиционно используемые   в   работе   со   старшими   дошкольниками.     Составление   « Энциклопедии   безопасности   в   картинках   для   малышей»,   изготовление настольных   игр   по   теме   «   Дорожная   азбука»   и   др.   Совместное изготовление   газет,   плакатов,   буклетов   способствует   обобщению представлений   детей   о   различных   аспектах   безопасного   поведения. Формат   может   быть   разным.   Изготовление   книжек­самоделок   , электронных книг доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт   им   возможность   почувствовать   себя   авторами   книг.   Тематика книжек­самоделок   отражает   актуальные   детские   интересы   детей. Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций», «  Наш   друг  –   светофор»,   «Что  я  люблю»   и  т.д.   Тематика   для  детей старшего   дошкольного   возраста:   «   Наши   достижения»,   «Кладовая природы, « Планета­наш общий дом», «Аптека в лесу» и т.д. Привлекать к изготовлению   книжек   –самоделок   можно   и   родителей   воспитанников. Игры­инсценировки   ,   подготовка   и   показ   спектаклей   –   наиболее трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только самим исполнителями , но и зрителями. Для игр­ инсценировок с детьми младшего дошкольного возраста хорошо использовать народные потешки, сказки и динамичные стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и т.д.   Со   старшими   дошкольниками   можно   ставить   большие   по   объему произведения, привлекать детей к изготовлению костюмов и декораций. Изготовление   классификационных   таблиц   –   очень   полезный   для структурирования представлений детей об опасных и безопасных способах поведения в различных ситуациях. Классификационная таблица разделена на   две   части:   «Опасно­   безопасно»,   «Хорошо­плохо»,   «Можно­   нельзя». Для   ее   заполнения   потребуются   картинки   по   теме.   По   окончании выполнения задания вместе со взрослым проверяется его правильность. Проведение   тренингов.   Тренинги­   групповая   форма   взаимодействия взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение уникальности своих проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в группе,   формирование   чувства   общности   у   всех   участников   тренинга. Тренинги   уверенного   поведения   и   лидерства   помогают   воспитанникам приобрести популярность в детском коллективе, научиться защищать не только свои  интересы,  но и  строить  отношения  с другими  людьми,  не провоцируя   при   этом   возникновение   конфликтных   ситуаций.   Тренинг общения направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей, правильно   их   выбирать,   быстро   адаптироваться   в   новом   коллективе, эффективно   решать   проблемные   ситуации.   Наиболее   уместна организация   тренингов   при   изучении   содержания   темы   «Социальная безопасность».   Например:   Тренинг   «чужой   человек».   Инструкция:   « Давайте   вспомним   сказки   «Снежная   королева»   и   «Приключение Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок? Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец предлагает   вам   пойти   с   ним,   чтобы   посмотреть   интересные мультфильмы   или   поискать   вместе   потерявшегося   щенка?   Педагог выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации: побежать домой,  закричав: «Ко  мне  пристает  чужой»; не  вступать  в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама мне запрещает уходить со двора. Вы чужой, ф с вами никуда не пойду… позову   полицию».   Можно   проиграть   эти   сценки   и   повторить   слова   с детьми   индивидуально   и   хором.   Тренинг   «   Если   Чужой   пытается приникнуть в дом» . Инструкция : «Давайте вспомним сказки «Кот, петух и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи этих сказок?» Педагог обобщает правильные ответы детей и предлагает проиграть,   как   следует   поступать   в   ситуации,   когда   чужой   человек пытается   открыть   дверь     вашего   дома.   Уточняет   у   детей   ,   что   они будут делать в этом случае, и подчеркивает, что правильным в данном случае   будет   звонок   по   телефону   «02»   и   вызов   полицейского.   Важно объяснить детям, что они должны будут представиться телефонистке, назвать   свой   адрес   и   описать   происходящее.   Если   до   полиции   трудно дозвониться,   ребенок   может   набрать   номер   близких   ил   соседей.   Для этого нужный номер должен быть записан родителями на видном месте у   телефона.   Ребенок   также   может   стучать   по   трубе   или   батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, открыть окно и звать на помощь.   Во   время   тренинга   следует   обыграть   с   подгруппами   детей описанные   ситуации.   Заканчивать   каждую   игровую   ситуацию   следует позитивно:   спасением   детей   и   наказанием   чужаков,   пытавшихся причинить   вред.   С   целью   предупреждения   детских   страхов   следует предложить   дошкольникам   придумать   различные   варианты   доброго окончания ситуации. Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях. Сказки­рассказы как способ обучения детей основ безопасного поведения Все мы выросли на сказках. Сказки ­ это учебник , по которому маленький человек начинает жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши   дети.   Через   сказки   ребенок   получает   знания   о   мире,   о взаимоотношениях   людей,   о   проблемах   и   препятствиях,   возникающих   у человека   в   жизни.   Через   сказки   ребенок   учится   преодолевать   барьеры, находить   выход   из   трудных   ситуаций,   верить   в   силу   добра,   любви   и справедливости.   Сказка   является   одним   из   важнейших   социально­ педагогических   средств   формирования   личности,   она   активно воздействует   на   эмоционально­   образный   потенциал   ребенка.   В   этом смысле   сказки   могут   служить   хорошим   пособием   по   обеспечению безопасности жизни дошкольников.  Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения (общие рекомендации) Всем известно, что дети   любят   играть.   И   на   предложение   «Давайте   поиграем»   всегда гарантировано их согласия. А раз есть согласие и интерес, то при таком настрое   ребенок   с   легкостью   и   удовольствием   будет   воспринимать   и осваивать заложенные в игре дидактические задачи. Предложенные игры с   правилами   направлены   на   закрепление   и   расширение   представлений   и формирование навыков, связанных со следующими направлениями работы по безопасности: безопасности на улицах и дорогах, безопасность в быту, безопасность   в   природе,   безопасность   взаимодействия   с   социумом, пожарная безопасность. Рекомендованные игры с правилами относятся к разным содержательным линиям, что позволяет использовать несколько игр заданной направленности на одном мероприятии.             В   исследованиях   по   заявленной   проблематике   (И.А.   Лыкова,   Е.В. Михеева,   И.П.   Равчеева,   Л.М.   Таутиева,   В.А.   Шипунова)   выделяют определенную последовательность действий по формированию у детей основ безопасного поведения. Изначально рекомендуется провести диагностическое обследование:   выявить   уровень   знаний   и   интересов   детей,   определить сформированность практических умений и навыков. Полученные результаты помогут сформулировать цель и задачи работы в данном направлении .      Примерная цель может быть следующей: сформировать у детей основные представления об опасных для жизни ситуациях и способах поведения в них, добиться осознанности в выборе способов безопасного поведения. Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач: — дать детям представления об опасных и вредных для здоровья и жизни факторах окружающей среды; —   формировать   навыки   адекватной   реакции   на   различные   жизненные ситуации; —   активизировать   желание   и   потребность   в   приобретении   навыков безопасного поведения; — способствовать переносу и закреплению полученных знаний о безопасном поведении в культурных практиках; —   формировать   положительную   эмоциональную   реакцию   и   личностно­ значимое отношение к правилам безопасного поведения.       При построении образовательной работы используются различные формы и методы, учитывающие как возрастные и индивидуальные особенности детей, так   и   их   социокультурные   различия,   особенности   семейной   культуры, своеобразие бытовых условий, в которых проживает ребенок. Крайне важной является опора на уже имеющийся жизненный опыт детей, учет особенностей их   поведения   и   предпочтений.   Беседы   и   дискуссии   с   детьми   позволяют выяснить,   что   именно   они   знают,   а   педагогические   наблюдения   за самостоятельной   деятельностью   показывают,   стали   ли   знания   личностно­ значимыми и как свой познавательный опыт дети переносят на практику.           Опора   на   имеющийся   у   детей   опыт   поможет   взрослому   определить направления дальнейшей работы и способы ее организации. Также осознание имеющихся   у   детей   знаний   и   представлений   позволит   взрослому   избежать дублирования уже хорошо известной детям информации и закрепления ее в интересной   и   мотивирующей   форме.   Кроме   того,   педагог   получает возможность спрогнозировать  как и когда дать ребенку сведения, которые находятся далеко в зоне ближайшего развития .      Принципами построения образовательной работы по формированию основ безопасного   поведения   являются   принцип   системности,   интеграции, доступности   содержания,   возрастной   адекватности,   преемственности семейного и дошкольного воспитания.      В качестве методов используются как общепедагогические методы, так и специальные.   К   общепедагогическим   относятся   методы   формирования сознания   детей,   методы   организации   деятельности   и   формирования   опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, методы контроля эффективности образовательного процесса.            Обозначенное направление работы реализуется во всех видах детской деятельности и предполагает активное воспитательное воздействие. Беседы, рассказы,   разъяснения,   примеры   как   воспитание   словом   способствуют осознанию получаемой информации. Упражнения, приучения как воспитание делом, а также включение детей в воспитательные  ситуации, поощрения и наказания,   педагогическая   оценка   (воспитание   ситуацией)   способствуют принятию   полученных   навыков,   их   присвоению.   Большую   роль   играют воспитание игрой и воспитание общением, где навыки безопасного поведения становятся собственной культурной практикой каждого ребенка .           Как   уже   отмечалось   ранее,   при   формировании   навыков   безопасного поведения   важно   учитывать   интересы   дошкольников,   их   стремление   к познанию окружающего мира. В исследованиях современных авторов (К.Ю. Белая, Л.Е. Никонова, И.Л. Саво, Р.Б. Стеркина) отмечается, что  наиболее эффективной данная работа будет при соблюдении следующих условий: если содержание знаний и умений будет сгруппировано по видам  опасности и будет осваиваться детьми в заданной последовательности; если содержание образовательной работы будет даваться детям  поэтапно с тщательной отработкой знаний и умений на каждом этапе и  последующим закреплении на следующем; если педагоги и родители  будут выстраивать образование детей в  тесном сотрудничестве и взаимодействии.      Таким образом, планомерная и целенаправленная работа по формированию основ   безопасного   поведения   у   детей   дошкольного   возраста   будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.          Список использованной литературы 1.   Гризик, Т.И., Глушкова, Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3­8 лет / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с. 2.   Михеева,   Е.В.,   Ильясова,   А.Г.   Сущность   понятия   «здоровье»   и   его   ценностное содержание / Е.В. Михеева, А.Г. Ильясова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2017. – № 1 (7). URL: http://orenipk.ru/nauka/jour/vpo7­2017.htm  3.   Чермашенцева,   О.В.   Обучение   дошкольников   безопасному   поведению   /   О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 226 с. 4.  Авдеева Н.Н.,Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам  безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста {Текст} / Н.Н.  Авдеева, Н.Л. Князыва, Р.Б Стеркина.­ СПб.: «Детство­пресс», 2007.  5.   Т.И., Глушкова Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3­8лет  {текст}:методическое пособие для воспитателей/ Т.И.Гризик, Глушкова Г.В.­ М.:Просвещение 2015.3­80с.  6. Дергунская В.А. , Гусарова Е.Г. ,Новицкая В.А. ,Римашевская Л.С. Образовательная  область безопасность {Текст}:учебно­методическое пособие / В.А.Дергунская. – Санкт­ Петербург: Детство­пресс, 2012.­ 5­ 113с.  7. ОБЖ. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ {текст}/сост. Л.Б. Поддубная.­  Волгоград:Корифей,2008.  8. Соколова Т.В. Взаимодействие с семьей в процессе формирования навыков безопасного  поведения на дорогах у детей дошкольного возраста {текст}:методическое пособие  /Т.Б.Соколова.­ Кемерово:2007.24­41с 187 188  9. Стрелкова Л.П. Уроки сказки {Текст}/Л.П. Стрелкова.­ М.: Педагогика,1989.  10. Усачев, А.А., Березин А. И. основы безопасности жизнедеятельности 1 класс {текст}:  учебное пособие для учащихся 1 класс начальной школы по курсу «Основы безопасности  жизнедеятельности»/А.А.Усачев, А.И. Березин.­ М:Издательствл АСТ 1997.1­100.  11. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.  Учебное пособие {Текст}/Т.Г. Хромцова.­ М.: педагогическое общество России, 2005 12. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми {текст} /Т.А. Шорыгина.­ М.:ТЦ Сфера,2009.

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018