Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
ОБЗР
Детсад
25.11.2018
Аннотация:
В данной статье затрагиваются основные формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению, положительно влияющие на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, раскрывается значимость взаимодействия с родителями воспитанников. Поднимается вопрос о целесообразности раннего обучения детей навыкам безопасного поведения, так как они становятся основой профилактики несчастных случаев и детского травматизма. Деятельность педагогов по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в части формирование у детей навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила ( ПУНКТ 4.6. ФГОС ДО).
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.docx
Формирования навыков безопасного поведения у детей
дошкольного возраста
Мартынюк Наталья Станиславна
Воспитатель Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 111
комбинированного вида Выборгского района
города СанктПетербурга.
Аннотация:
В данной статье затрагиваются основные формы и методы обучения
дошкольников безопасному поведению, положительно влияющие на
гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, раскрывается
значимость взаимодействия с родителями воспитанников.
Поднимается вопрос о целесообразности раннего обучения детей
навыкам безопасного поведения, так как они становятся основой
профилактики несчастных случаев и детского травматизма.
Деятельность педагогов по реализации образовательной области
«Социальнокоммуникативное развитие» в части формирование у
детей навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме.
Создание условий для формирования у детей навыков безопасного
поведения, систематическая воспитательно образовательная работа
по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно
актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из
целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка
соблюдать данные правила ( ПУНКТ 4.6. ФГОС ДО).
Понятие безопасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на
каждом шагу мы сталкиваемся с разными его вариациями: безопасность в
быту, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на воде,
безопасность поведения и общения, информационная безопасность и многое
другое. Даже здоровый образ жизни связан с этим понятием. С первых лет эмоциональные),
Цель – дать рекомендации педагогам по организации работы по
жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания
окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма
небезопасной для него.
формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок
на разных возрастных этапах развитие, неизбежно приводит к появлению
множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, но в силах
воспитателя научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы
жизни и здоровью ребенка и по возможности избегать их. Усвоение большей
части правил происходит в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в целом
работа дошкольной организации по формированию основ безопасного
поведения обязательно строится с учетом взаимодействия с кругом близких
людей воспитанников. Формирование основ безопасного поведения у детей –
это трудная, но крайне важная повседневная работа воспитателя.
Чтобы организовать безопасную жизнь, надо понять, что такое опасность, и
очертить круг опасных ситуаций. В широком понимании опасность
определяется как начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на
человека и окружающую его среду вредных факторов различного
происхождения, а также вероятность возникновения неблагоприятных
событий, угрожающих жизни, здоровью, имуществу человека, его правам и
интересам. Для людей быть в безопасности вовсе не значит жить без
опасностей. Последние существую всегда. В определенных пределах
опасности могут иметь и положительное значение, так как стремление
избежать их приводит к активности человека (умственной, физической,
социальной). Следовательно, безопасность – это не отсутствие опасности, а
защита от неё. Для защиты от опасностей необходимо понять, откуда исходит
угроза. Существуют самые разнообразные классификации источников
опасностей . Однако выделим два условных источника: естественный и
социальный. Естественные источники опасностей связаны с природой :
сезонные явления, сильное движение воздуха (ураганы, штормы и пр.),
влажность (высокая или низкая), атмосферное давление, недостаточная
освещенность, химические вещества в разных состоянии ( твердом,
газообразном, жидком), различные представители флоры и фауны,
микроорганизмы и др. Социальные источник опасностей связаны с
деятельностью человека и результатами его труда: разнообразные ситуации
общения и взаимодействия с социумом, рукотворные предметы, нервно
психические перегрузки (умственные,
техногенные
источники опасности (использование транспортных средств, эксплуатация
подъемно транспортного оборудования, горючих, взрывоопасных веществ и
материалов, использовании электрической энергии, химических веществ и
материалов, использование электрической энергии, химических веществ и др.)
Содержательные линии в работе с детьми дошкольного возраста определяются той классификацией опасностей, которую выбирает педагог в
своей работе.
Мы рассмотрим следующие безопасности:
Безопасность на улицах и дорогах;
Безопасность в быту( рукотворные предметы, микроорганизмы,
Безопасность в природе
микробы, правила личной гигиены);
(растительный и животный мир, природные явления, стихии);
Безопасность взаимодействия с социумом;
Пожарная безопасность.
Постигая источник опасностей, человечество нарабатывает разнообразные
правила безопасного поведения, которые можно условно отнести к двум
группам:
Предупредительные правила, которые носят профилактический
характер и нацелены на предотвращение возможных опасных ситуаций;
Правила поведения в ситуации опасности, которые носят действенный
характер и нацелены на сохранение жизни и здоровья в ситуации
возникшей (протекающей) опасности.
В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы
строится на предупредительных правилах. Большая часть этих правил
отрабатывается в реальной жизни ребенка, например в рамках формирования
культурногигиенических навыков, речевого этикета и пр. вторая группа
правил (правила поведения в ситуации этикета) более активно и эффективно
отрабатывается в условиях семейного воспитания. Поэтому работа педагогов
тесно связана с работой по взаимодействию с семьями воспитанников.
Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного
поведения: ктото изза незнания объекта воздействия, а соответственно
правил безопасного поведения и способов их выполнения; ктото изза
нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил
безопасности определяют работу по формированию основ безопасного
поведения. К ним относятся:
Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые
необходимо давать детям;
Навыки(защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций),
которые надо формировать;
Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с
позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо
воспитывать.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в
дошкольной организации необходимо осуществлять в двух
направлениях:
устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке,
воспитание безопасного поведения у самих дошкольников. Создание условий для предотвращения и устранения травмоопасных
ситуаций в помещении и на участке детского сада регламентируется
санитарными правилами и нормами и является непреложным
законодательным условием для функционирования образовательной
организации, реализующей программу дошкольного образования.
Рассмотрим наиболее распространенные методы воспитания безопасного
поведения у дошкольников. Под методами обучения мы понимаем методы, с
одной стороны, преподавания (деятельность взрослого), а с другой –
деятельность самих воспитанников. Методы преподавания, по В.И. Андрееву,
это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов
система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности,
целенаправленное применение которых взрослым позволяет существенно
повысить эффективность управления деятельностью детей в процессе
решения определенного типа педагогических задач. В данном пособии
выделим три группы методов по классификации, предложенной группой
отечественных педагогов (Е.Я. Голант, И. Т. Огородников, С.И. Перовский).
По источникам передачи и характеру восприятия информации методы
подразделяются на словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.),
наглядные (показ, демонстрация и пр.) и
практические (выполнение
творческих проектов, игры и упражнения и пр.
Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и
заканчивать общение вселением уверенности в том, что в большей
безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдает правила личной
безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о
явлении природного электричества – грозе, необходимо обязательно
подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя
специальные устройства громоотводы, которые устанавливают на зданиях и
сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и
взрослые в домах надежно защищены от неё. Постарайтесь поддерживать
заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными
разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем
прямых запретов должно быть минимальным.
Лучший урок безопасного поведения для дошкольников – это:
пример окружающих ребёнка взрослых,
рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных
пособий, буклетов, мультимедийных пособий,
просмотр мультфильмов, диафильмов, фильмов,
показ презентаций,
демонстрация фрагментов электронных энциклопедий,
показ кукольных представлений и драматических спектаклей по
проблемным ситуациям, комментированный показ безопасных действий с предметами и
объектами,
показ простейших опытов,
показ приёмов самозащиты,
простейшие наблюдения, сравнительные наблюдения,
экскурсии,
чтение художественной литературы,
загадывание загадок,
составление рассказов из личного опыта детей,
беседы,
обсуждение проблемных ситуаций,
игры с правилами (в том числе и с использованием флеш презентаций),
компьютерные игры,
игры – придумывания,
самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами),
ситуационно имитационное моделирование действий с потенциально
опасными предметами домашнего обихода
ситуации с использованием макетов группы, комнаты, транспортных
средств, улицы города;
выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера,
выполнение творческих проектов,
проведение викторин, конкурсов, командных игр,
совместное изготовление газет, плакатов,
изготовление книжек самоделок,
встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны
Просмотр обучающих мультфильмов – это метод наиболее
привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать
мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят»,
«Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гусилебеди», «Красная
шапочка» и др.), т.к. они обладают большим дидактическим потенциалом
и воспитательной ценностью. По заказу Министерства по чрезвычайным
ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и
его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности
жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе. Показ
мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных
энциклопедий современные разновидности наглядного метода. Показ
кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям – очень
популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах
младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести
ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы
поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить , если разбилась чашка? И др. такие жизненные ситуации, обсуждаемые на
примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и
воспринимаются большинством достаточно адекватно. Напоминание о
разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций,
представленных в постановке кукольного театра, иногда позволяет
предупредить нежелательное поведение ребенка. В группах старшего
дошкольного возраста просмотр грамотно подобранных драматических
спектаклей весьма положительно влияет на формирование
общегрупповых норм поведения и создает благоприятную почву для
установления дружеских отношений между сверстниками.
Комментированный показ безопасных действий с предметами и
объектами, показ простейших опытов действенный способ демонстрации
конкретных приемов обращения с потенциально опасными предметами. С
детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать
практические опыты с использование микроскопа, лупы. Это послужит
наглядным примером при рассказе о вреде поедания снега. Сравнительные
наблюдения, экскурсии очень действенные разновидности наглядного
метода. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и
получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного
возраста предпочтения отдается простейшим наблюдениям. В группах
старшего дошкольного возраста на первый план выдвигаются
сравнительные наблюдения: сравнение крапивы и одуванчика и др. это
позволяет структурировать представления дошкольников об
особенностях внешнего вида и функционального назначения различных
объектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза. В
старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в
пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время
учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей
и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни
людей. Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к
группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение
взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает
спонтанным, обусловленным возникновением какихлибо ситуаций, но
может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с
младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её
внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей: «Можно ли
гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при
общении с чужой кошкой?
Ситуативно индивидуальное общение
позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного
поведения в быту и социуме: «Почему нельзя прятаться в шкафчике для
одежды», «Что делать если Маша плачет», «Как безопасно достать
кубик изпод шкафа» В процессе такого общения дети усваивают правила
личной безопасности : закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т.д. Ситуативное общение также
направлено на формирование у детей умения выполнять поручения,
просьбы взрослых и сверстников: «Помоги мне, пожалуйста, у меня не
получается» Со старшими дошкольника во время группового общения в
качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о
том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар?
Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник
пожар?» а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе
совместной деятельности со взрослым и сверстниками. Объяснение,
напоминание,
словесная инструкция самые распространенные
разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать
опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со
сверстниками в процессе объяснения дети узнают об основных источниках
и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с
незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в
случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных
ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.
Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным
алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение
словесных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью
наглядных моделей последовательность мытья рук после прогулки»
позволяет формировать у детей произвольность действий,
способствовать
Чтение
художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма
востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская
художественная литература дает массу примеров, которые полезно
обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и
усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме.
Художественное слово пронизывает всю жизни маленького ребенка,
задавая определенный ритм (стихотворения, потешки) и образец
поведения (классическая проза) в типичных ситуациях. Начиная с чтения
«Девочка чумазая» А.Барто и потешки о пожаре в кошкином доме
дошкольники постепенно приобретают навыки эмоциональной
отзывчивости
сочувствуют привлекательным персонажам
литературных произведений, сопереживают им, откликаются на
радостные и печальные события. Именно произведения художественной
литературы впоследствии становятся основной для самостоятельных
игрдраматизаций и режиссерских игр детей. Так, чтобы напомнить
детям осознать , что употребление грязной волы приведет к
нежелательным последствиям, можно, например, напомнить известную
сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Отгадывание загадок
вызывает неизменный интерес у большинства дошкольников. Педагогам
активно использовать данную разновидность 17 18 метода, начиная со
развитию навыков
:
самоконтроля. .
Рассказ,
второй младшей группы. Загадки можно использовать и в досуговых
формах совместной деятельности взрослого и детьми. Сочинение загадок
как метод обучения используется в работе с детьми старшего
дошкольного возраста.
При составлении загадок целесообразно
использовать приемы сравнения и противопоставления : сначала
выбирается объект, схожий по свойствам с описываемым, а затем
указывается, в чем состоит отличие загаданного объекта от
сравниваемого. Например: «Жжется, да не огонь, зеленая , да не кузнечик
(крапива)». Составленные вместе с детьми загадки можно оформить в
альбом следующим образом : в центре листа располагается закрытая
картинкаотгадка, а по углам приклеиваются картинки , с которыми
сравнивается загаданный предмет
рассказпояснение,
составление рассказов из личного опыта детей. Первые две разновидности
словесного метода используются, начиная со второй младшей группы. При
этом рассказпояснение сопровождается показом конкретных приемов
выполнения заданных действий: «Что значит быть хорошим дежурным
по столовой», «Как мы с братом мы спасали кошку». Рассказ также
целесообразно сопровождать наглядностью, чтобы облегчить детям
восприятие вербальной информации.
Старших дошкольников
целесообразно поупражнять в составлении рассказов из личного опыта по
заданному взрослым словесному образцу и визуально представленной
схемеалгоритму. когда где С кем произошло Что случилось Солнце,
снежинка, часы Условная схема: лес, дом, дорога Схематичное
изображение девочки и мальчика, животного знак вопроса.. Беседа –
запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой
детей. Так, беседуя о значении режима в жизни человека, можно
предложить детям 45 лет ответить не следующие вопросы: «Как ты
узнаешь о том, что голоден, хочешь пить, устал или пора спать? Когда
это бывает? Когда дети завтракают, гуляют, играют, отдыхают?
Знаешь ли ты режим дня в своем детском саду? Какой режим дня у тебя
в выходные дни? Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную
со сбором и употреблением в пищу съедобных грибов, целесообразно
предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в
лесу: с кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие
нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие блюда из
грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает,
как лучше сохранить грибы на зиму? Такой прием, как решение проблемных
ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со
средней группы. Проблемная ситуация (для детей 45 лет) Представь,
что ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на платформу на
нужной вам станции, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
Игровые упражнения, игры с правилами ( в том числе и с использованием
флеш презентаций), компьютерные игры, игры придумывания. Игровые основах
об
дошкольников
упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах
и являются действенным средством для уточнения и закрепления
представлений
безопасности
жизнедеятельности. Основным отличием этих двух разновидностей
практического метода друг от друга является наличие или отсутствие
критерия выигрыша. В игре с правилами он всегда присутствует как
результат сравнения собственных достижений с достижениями
партнера, а в игровом упражнении такой критерий отсутствуют. Так,
задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в
лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или
подгруппе воспитанников, является игровым упражнением. А это же
задание, предложенное в форме соревнования: « Чья команда быстрее
сгруппирует опасные и безопасные предметы в доме», является игрой с
правилами, т.к. у игроков появляется возможность сравнить результаты
собственных игровых действий с результатами соперников. Игры с
правилами, компьютерные игры используются преимущественно в группах
старшего дошкольного возраста и способствуют повышению интереса
детей к изучению предложенного материала. Игры придумывания
также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и
представляют собой рассуждения на тему « Что было бы, если бы…», а
также их разновидности : « Рассмотри картинку и расскажи, что потом
случилось с изображенными героями», « Если бы у тебя была волшебная
палочка, какие три желания ты бы загадал?» и др. Самостоятельные
игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных
группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития
активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад»,
«Больница», «Путешествие на транспорте» и др., включая в сюжетные
линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного
поведения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита»,
«Чужой хочет проникнуть в дом» и др. Критерием успешного усвоения
детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в
самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды
опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных
опасностях в ситуациях «Один дома», «Чужой рядом»). Ситуативно
имитационное моделирование действий с потенциально опасными
предметами домашнего обихода используется в группах младшего
дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного
обращения с предметами быта ( обойти няню, несущую кастрюлю с
горячим супом, и др.) Игровые упражнения и моделирование ситуаций с
использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы
города; игровые упражнения в автогородке используются в практике
взаимодействии со старшими дошкольниками и способствуют конкретизации представлений о правилах дорожного движения для
пешехода и пассажира транспортного средства. Применение этих
разновидностей практического метода способствует воспитанию
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека ситуациям в быту, на улице, в природе. Выполнение творческих
заданий продуктивного и ролевого характера позволяет отработать
навыки правильного и безопасного поведения младших дошкольников в
конкретных ситуациях. Так, при выполнении творческих заданий взрослый
может предложить детям разыграть сценку по сюжету знакомого
произведения; изобразить при помощи мимики и жестов радостного и
грустного воробышка; вспомнить и исполнить стихотворение, в котором
говориться о пользе воды в жизни человека; сымитировать действия при
пожаре в игровой комнате и др. К заданиям продуктивного характера
относится применение всех видов средств изобразительной
выразительности для достижения поставленной задачи: «Починить
сломанный светофор»(аппликация),
«Подобрать нужные колеса
машине»(конструирование) и т.д. Выполнение творческих проектов,
проведение викторин, конкурсов, командных игр – традиционно
используемые в работе со старшими дошкольниками. Составление «
Энциклопедии безопасности в картинках для малышей», изготовление
настольных игр по теме « Дорожная азбука» и др. Совместное
изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению
представлений детей о различных аспектах безопасного поведения.
Формат может быть разным. Изготовление книжексамоделок ,
электронных книг доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к.
даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Тематика
книжексамоделок отражает актуальные детские интересы детей.
Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций»,
« Наш друг – светофор», «Что я люблю» и т.д. Тематика для детей
старшего дошкольного возраста: « Наши достижения», «Кладовая
природы, « Планетанаш общий дом», «Аптека в лесу» и т.д. Привлекать к
изготовлению книжек –самоделок можно и родителей воспитанников.
Игрыинсценировки , подготовка и показ спектаклей – наиболее
трудоёмкий вариант, но доставляющие большое удовольствие не только
самим исполнителями , но и зрителями. Для игр инсценировок с детьми
младшего дошкольного возраста хорошо использовать народные потешки,
сказки и динамичные стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и
т.д. Со старшими дошкольниками можно ставить большие по объему
произведения, привлекать детей к изготовлению костюмов и декораций.
Изготовление классификационных таблиц – очень полезный для
структурирования представлений детей об опасных и безопасных способах
поведения в различных ситуациях. Классификационная таблица разделена
на две части: «Опасно безопасно», «Хорошоплохо», «Можно нельзя». Для ее заполнения потребуются картинки по теме. По окончании
выполнения задания вместе со взрослым проверяется его правильность.
Проведение тренингов. Тренинги групповая форма взаимодействия
взрослого с детьми, позволяющая снять у детей ощущение уникальности
своих проблем и трудностей, направленная на сплочение дошкольников в
группе, формирование чувства общности у всех участников тренинга.
Тренинги уверенного поведения и лидерства помогают воспитанникам
приобрести популярность в детском коллективе, научиться защищать не
только свои интересы, но и строить отношения с другими людьми, не
провоцируя при этом возникновение конфликтных ситуаций. Тренинг
общения направлен на обучение детей умению легко заводить новых друзей,
правильно их выбирать, быстро адаптироваться в новом коллективе,
эффективно решать проблемные ситуации.
Наиболее уместна
организация тренингов при изучении содержания темы «Социальная
безопасность». Например: Тренинг «чужой человек». Инструкция: «
Давайте вспомним сказки «Снежная королева» и «Приключение
Буратино». Какая беда случилась с главным персонажами этих сказок?
Действительно, и живой, и деревянный мальчик ушли с чужими людьми, и
попали в беду. А знаете ли вы, как следует поступать, если незнакомец
предлагает вам пойти с ним, чтобы посмотреть интересные
мультфильмы или поискать вместе потерявшегося щенка? Педагог
выделяет правильные ответы детей и предлагает проиграть ситуации:
побежать домой, закричав: «Ко мне пристает чужой»; не вступать в
разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы; сказать ему: «Мама
мне запрещает уходить со двора. Вы чужой, ф с вами никуда не пойду…
позову полицию». Можно проиграть эти сценки и повторить слова с
детьми индивидуально и хором. Тренинг « Если Чужой пытается
приникнуть в дом» . Инструкция : «Давайте вспомним сказки «Кот, петух
и лиса» и «Волк и семеро козлят». Какое правило нарушили персонажи
этих сказок?» Педагог обобщает правильные ответы детей и предлагает
проиграть, как следует поступать в ситуации, когда чужой человек
пытается открыть дверь вашего дома. Уточняет у детей , что они
будут делать в этом случае, и подчеркивает, что правильным в данном
случае будет звонок по телефону «02» и вызов полицейского. Важно
объяснить детям, что они должны будут представиться телефонистке,
назвать свой адрес и описать происходящее. Если до полиции трудно
дозвониться, ребенок может набрать номер близких ил соседей. Для
этого нужный номер должен быть записан родителями на видном месте
у телефона. Ребенок также может стучать по трубе или батарее
отопления, кричать и звать на помощь соседей, открыть окно и звать на
помощь. Во время тренинга следует обыграть с подгруппами детей
описанные ситуации. Заканчивать каждую игровую ситуацию следует
позитивно: спасением детей и наказанием чужаков, пытавшихся причинить вред. С целью предупреждения детских страхов следует
предложить дошкольникам придумать различные варианты доброго
окончания ситуации. Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной
охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми
этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной
безопасностью в различных жизненных ситуациях.
Сказкирассказы как способ обучения детей основ безопасного поведения
Все мы выросли на сказках. Сказки это учебник , по которому маленький
человек начинает жить. Это только по форме сказки иносказательны, а
содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны,
и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны освоить
наши дети. Через сказки ребенок получает знания о мире, о
взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у
человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры,
находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и
справедливости. Сказка является одним из важнейших социально
педагогических средств формирования личности,
она активно
воздействует на эмоционально образный потенциал ребенка. В этом
смысле сказки могут служить хорошим пособием по обеспечению
безопасности жизни дошкольников. Игры с правилами по формированию
навыков безопасного поведения (общие рекомендации) Всем известно, что
дети любят играть. И на предложение «Давайте поиграем» всегда
гарантировано их согласия. А раз есть согласие и интерес, то при таком
настрое ребенок с легкостью и удовольствием будет воспринимать и
осваивать заложенные в игре дидактические задачи. Предложенные игры
с правилами направлены на закрепление и расширение представлений и
формирование навыков, связанных со следующими направлениями работы
по безопасности: безопасности на улицах и дорогах, безопасность в быту,
безопасность в природе, безопасность взаимодействия с социумом,
пожарная безопасность. Рекомендованные игры с правилами относятся к
разным содержательным линиям, что позволяет использовать несколько
игр заданной направленности на одном мероприятии.
В исследованиях по заявленной проблематике (И.А. Лыкова, Е.В.
Михеева, И.П. Равчеева, Л.М. Таутиева, В.А. Шипунова) выделяют
определенную последовательность действий по формированию у детей основ
безопасного поведения. Изначально рекомендуется провести диагностическое
обследование: выявить уровень знаний и интересов детей, определить
сформированность практических умений и навыков. Полученные результаты
помогут сформулировать цель и задачи работы в данном направлении .
Примерная цель может быть следующей: сформировать у детей основные
представления об опасных для жизни ситуациях и способах поведения в них,
добиться осознанности в выборе способов безопасного поведения. Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:
— дать детям представления об опасных и вредных для здоровья и жизни
факторах окружающей среды;
— формировать навыки адекватной реакции на различные жизненные
ситуации;
— активизировать желание и потребность в приобретении навыков
безопасного поведения;
— способствовать переносу и закреплению полученных знаний о безопасном
поведении в культурных практиках;
— формировать положительную эмоциональную реакцию и личностно
значимое отношение к правилам безопасного поведения.
При построении образовательной работы используются различные формы
и методы, учитывающие как возрастные и индивидуальные особенности детей,
так и их социокультурные различия, особенности семейной культуры,
своеобразие бытовых условий, в которых проживает ребенок. Крайне важной
является опора на уже имеющийся жизненный опыт детей, учет особенностей
их поведения и предпочтений. Беседы и дискуссии с детьми позволяют
выяснить, что именно они знают, а педагогические наблюдения за
самостоятельной деятельностью показывают, стали ли знания личностно
значимыми и как свой познавательный опыт дети переносят на практику.
Опора на имеющийся у детей опыт поможет взрослому определить
направления дальнейшей работы и способы ее организации. Также осознание
имеющихся у детей знаний и представлений позволит взрослому избежать
дублирования уже хорошо известной детям информации и закрепления ее в
интересной и мотивирующей форме. Кроме того, педагог получает
возможность спрогнозировать как и когда дать ребенку сведения, которые
находятся далеко в зоне ближайшего развития .
Принципами построения образовательной работы по формированию основ
безопасного поведения являются принцип системности, интеграции,
доступности содержания, возрастной адекватности, преемственности
семейного и дошкольного воспитания.
В качестве методов используются как общепедагогические методы, так и
специальные. К общепедагогическим относятся методы формирования
сознания детей, методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности
и поведения, методы контроля эффективности образовательного процесса.
Обозначенное направление работы реализуется во всех видах детской
деятельности и предполагает активное воспитательное воздействие. Беседы,
рассказы, разъяснения, примеры как воспитание словом способствуют
осознанию получаемой информации. Упражнения, приучения как воспитание
делом, а также включение детей в воспитательные ситуации, поощрения и
наказания, педагогическая оценка (воспитание ситуацией) способствуют
принятию полученных навыков, их присвоению. Большую роль играют воспитание игрой и воспитание общением, где навыки безопасного поведения
становятся собственной культурной практикой каждого ребенка .
Как уже отмечалось ранее, при формировании навыков безопасного
поведения важно учитывать интересы дошкольников, их стремление к
познанию окружающего мира. В исследованиях современных авторов (К.Ю.
Белая, Л.Е. Никонова, И.Л. Саво, Р.Б. Стеркина) отмечается, что наиболее
эффективной данная работа будет при соблюдении следующих условий:
если содержание знаний и умений будет сгруппировано по видам
опасности и будет осваиваться детьми в заданной последовательности;
если содержание образовательной работы будет даваться детям
поэтапно с тщательной отработкой знаний и умений на каждом этапе и
последующим закреплении на следующем;
если педагоги и родители будут выстраивать образование детей в
тесном сотрудничестве и взаимодействии.
Таким образом, планомерная и целенаправленная работа по формированию
основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста будет
способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.
Список использованной литературы
1. Гризик, Т.И., Глушкова, Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 38
лет / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.
2. Михеева, Е.В., Ильясова, А.Г. Сущность понятия «здоровье» и его ценностное
содержание / Е.В. Михеева, А.Г. Ильясова // Вопросы дополнительного профессионального
образования педагога. – 2017. – № 1 (7). URL: http://orenipk.ru/nauka/jour/vpo72017.htm
3. Чермашенцева, О.В. Обучение дошкольников безопасному поведению / О.В.
Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 226 с.
4. Авдеева Н.Н.,Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста {Текст} / Н.Н.
Авдеева, Н.Л. Князыва, Р.Б Стеркина. СПб.: «Детствопресс», 2007.
5. Т.И., Глушкова Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 38лет
{текст}:методическое пособие для воспитателей/ Т.И.Гризик, Глушкова Г.В.
М.:Просвещение 2015.380с.
6. Дергунская В.А. , Гусарова Е.Г. ,Новицкая В.А. ,Римашевская Л.С. Образовательная
область безопасность {Текст}:учебнометодическое пособие / В.А.Дергунская. – Санкт
Петербург: Детствопресс, 2012. 5 113с.
7. ОБЖ. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ {текст}/сост. Л.Б. Поддубная.
Волгоград:Корифей,2008.
8. Соколова Т.В. Взаимодействие с семьей в процессе формирования навыков безопасного
поведения на дорогах у детей дошкольного возраста {текст}:методическое пособие
/Т.Б.Соколова. Кемерово:2007.2441с 187 188
9. Стрелкова Л.П. Уроки сказки {Текст}/Л.П. Стрелкова. М.: Педагогика,1989.
10. Усачев, А.А., Березин А. И. основы безопасности жизнедеятельности 1 класс {текст}:
учебное пособие для учащихся 1 класс начальной школы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности»/А.А.Усачев, А.И. Березин. М:Издательствл АСТ 1997.1100.
11. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.
Учебное пособие {Текст}/Т.Г. Хромцова. М.: педагогическое общество России, 2005 12. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми {текст} /Т.А. Шорыгина.
М.:ТЦ Сфера,2009.
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.