Методические рекомендации по формированию практических умений и навыков обучающихся на уроках ОБЖ при изучении техногенных источников опасностей.
Оценка 4.6

Методические рекомендации по формированию практических умений и навыков обучающихся на уроках ОБЖ при изучении техногенных источников опасностей.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
ОБЗР
8 кл—11 кл
29.06.2023
Методические рекомендации по формированию практических умений и навыков обучающихся на уроках ОБЖ при изучении техногенных источников опасностей.
Методические рекомендации по формированию практических умений и навыков обучающихся на уроках ОБЖ при изучении техногенных источников опасностей.
Статья Мозговая.docx

 

Методические рекомендации по формированию практических умений и навыков обучающихся на уроках ОБЖ при изучении техногенных источников опасностей.

 

Контроль и оценка достижений школьников – весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя, которая, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должна соответствовать современным достижениям педагогической науки, социальным требованиям и приоритетам образования во втором звене школы. Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения.

По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности   обучающихся.

Развитие науки и техники вызывает непредсказуемые последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Повысилась вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенные катастрофы имеют начало, но не имеют завершения, они совершенно непредсказуемы, а степень ущерба после них не уменьшается с годами, поскольку негативные факторы не перестают действовать в среде еще многие годы. За последние десятилетия в мире произошли сотни техногенных катастроф. Некоторые из них имели глобальное влияние на человека и окружающую среду. Важную роль в этом играет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, ведь в большинстве случаев, безопасность человека в первую очередь зависит от него самого, а от его готовности правильно оценивать ситуацию, найти наиболее безопасный выход из нее. Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения нужно рассказывать обучающимся на уроках ОБЖ. Чем раньше начинать работу по просвещению обучающихся о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды. Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности – это истина, не требующая аргументации. Понятие о правильном поведении в экстренных ситуациях, в целом, и в частности в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения формируется  еще с ранних лет, в процессе освоения общеобразовательного предмета ОБЖ.

 В связи с этим формирование основ безопасного поведения у обучающихся в условиях техногенных опасностей может явиться оптимальным способом повышения безопасности. В средней общеобразовательной школе это комплекс условий, в том числе личный опыт учителя, его культура поведения и воспитательно-образовательная среда, которые оказывают прямое и косвенное влияние на формирование основ безопасного поведения обучающихся. Необходимо отметить то, что основной задачей обучения в начальных классах вопросам безопасности жизнедеятельности является выработка и закрепление у обучающихся общего представления о том, что любая деятельность человека потенциально опасна, а также привитие им знаний и элементарных навыков безопасного поведения дома, на улице, в школе, в природе. Главное здесь – научить избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно.

Акцентируя внимание обучающихся на повседневно наблюдаемых явлениях ближнего окружения, на привычных объектах окружающей среды и применяя средства, материалы и оборудование, широко используемые в быту и на игровых площадках, необходимо прививать ему чувство опасности, осторожности, элементарные навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе. Поисковая деятельность ребенка, основанная на непосредственном наблюдении за обычными явлениями и использовании знакомых предметов и материалов, позволяет увязывать содержание программы с собственным опытом ученика.

Программа по курсу ОБЖ представляет собой единое целое. Ее содержание подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий и явлений. Учебный материал в программе располагается в определенной системе. Обучающиеся изучают сначала опасности, с которыми они могут столкнуться дома, знакомятся с правилами безопасного поведения в быту. Затем последовательно переходят к рассмотрению опасностей, которые их подстерегают во дворе, на улице, в школе, в природе не только в повседневной жизни, но и в случае стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

При изучении чрезвычайных ситуаций техногенного характера для обучающихся наиболее эффективны: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, которые включают в себя словесные, наглядные, практические  методы.

Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эффективным средством проверки качества формирования личности безопасного типа поведения является систематический контроль знаний, умений и навыков у обучающихся по ОБЖ, в том числе и по экологической безопасности, с привлечением как можно более интересных и разнообразных методов, форм и видов контроля.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений обучающихся: тематический диктант;  краткая самостоятельная работа;  письменная проверочная работа;  практическая работа; – устный зачет по изученной теме;  тестовое задание. Не менее важна роль в оценке качества полученных знаний дидактических карточек – заданий для контроля знаний. Важно не просто воспроизводить в памяти обучающихся пройденный материал, но и сформировать у них умение использовать полученные знания для доказательств и обобщений, используя, прежде всего методику проблемного обучения.

Карточки-задания, включающие отрывки из текста и вопросы по их содержанию, предполагают развитие умений соотносить полученные знания с вновь приобретёнными, использовать их в новой ситуации для обобщений и доказательств.

 Карточки-задания в зависимости от целей обучения используются как на уроке, так и во внеклассной работе. Мы применяем их в различных звеньях урока по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий (заполнение таблиц, изображение схем) или тренировки в узнавании или заполнении (работа с рисунком); при самостоятельном изучении нового материала по учебнику; ·при опросе   фронтальном и индивидуальном; для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.

Поскольку степень сложности дидактических карточек различна, мы используем их для индивидуальной работы с обучающимися в соответствии с их подготовленностью. Также применяли дидактические карточки в работе с отстающими обучающимися, и с теми, кто пропустил занятия.

Сложные по составу карточки-задания, включающие большое количество вопросов, используются для коллективной работы в классе. Это приводит к обмену мнениями, дискуссии, вызывает повышенный интерес к работе. Объёмные задания обучающиеся выполняли постепенно: часть вопросов решали в классе, часть дома. Одни и те же карточки неоднократно применялись для усвоения материала различных тем курса в том случае, если прослеживается взаимосвязь изучаемых понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:    (дата обращения: 13.05.2023).

2.     Принципы преподавания ОБЖ [Электронный ресурс]. Режим  доступа: http://aplik.ru/10-klass/lektciia-2-o-printcipakh-prepodavaniia-obzh/

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

 

4.     Алексеев, С. П. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие / С.П. Алексеев. – Москва: Издательство Политехнического университета, 2017. – 482 c.

5.     Антропова Н.М. Подростковый возраст и его особенности // Актуальные научные исследования и разработки. – 2017. – С. 376-380.

6.     Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. – Москва: Academia, 2017. – 640 c.

7.     Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. Полиевский С.А.. – Москва: Academia, 2018. – 96 c.

8.     Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Я.Д. Вишняков и другие. – Москва: Academia, 2017. – 304 c.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по формированию практических умений и навыков обучающихся на уроках

Методические рекомендации по формированию практических умений и навыков обучающихся на уроках

Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить

Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить

Главное здесь – научить избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно

Главное здесь – научить избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно

Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся

Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся

Также применяли дидактические карточки в работе с отстающими обучающимися, и с теми, кто пропустил занятия

Также применяли дидактические карточки в работе с отстающими обучающимися, и с теми, кто пропустил занятия

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2023