МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 109» г.Пермь
«Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся. Методы, плюсы и минусы».
Автор:
Трещенко Е.Г.
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 109»
Оценки в виде отметок не всегда имеют смысл. Если ученик напишет текст с двадцатью ошибками, он получит два. Если через неделю он напишет подобный текст с десятью ошибками, отметка останется такой же, хотя очевидно, что уровень грамотности повысился. Исправить такое несоответствие помогает формирующее оценивание. Это набор практик, которые дают возможность оценить, как ученик усвоил материал, прямо в процессе обучения и корректировать его необходимости.
Термин «Формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». «Формирующее оценивание относится ко всем видам деятельности, которые осуществляют учителя и обучающиеся. Оно обеспечивает обратную связь, позволяющую регулировать обучение и учение в интересах обучающихся».
Формирующее оценивание позволяет учителю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу.
Принципы формирующего оценивания:
ü Фокус на росте, а не ошибках;
ü Оперативная обратная связь от педагога;
ü Формулировка четких критериев оценки;
ü Вовлечение учеников в процесс самооценки, анализа, постановки целей.
Суть формирующего оценивания заключается в использовании самооценки для того, чтобы определять дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов. То есть «Я оцениваю себя сегодня, чтобы понять, где я нахожусь, что мне нужно сделать завтра».
Формирующее оценивание:
-новый педагогический инструмент, полностью соответствующий современным ценностям и задачам;
-основано на адресной поддержке обучения, актуализирующая учебную самостоятельность каждого обучающегося
-позволяет сделать ученика реальным участником образовательного процесса;
-информация об уровне достижений ученика используется для корректировки образовательной деятельности с целью адаптации материала или внесения изменений в календарное планирование.

Методы формирующего оценивания:
1. Обратная связь и комментарии. Учитель отмечает, что сделано хорошо и что можно сделать лучше.
2. Рефлексия и самооценка. Школьники анализируют свои успехи и проблемы, отвечая на вопросы : «Что я узнал?», «Что вызвало у меня сложности?», «Как я могу улучшить свои результаты?»
3. Тесты, квизы и подобные форматы. Такие задания помогают быстро определить уровень усвоения материала и скорректировать обучение. При этом они не требуют выставления оценок. Соотношение верных и неверных ответов наглядно само по себе.
4. Наблюдение и обсуждения. Педагог сначала наблюдает за работой учеников в группах, а потом анализирует их взаимодействие, обсуждает его с ребятами и дает рекомендации.
5. Портфолио достижений. Учитель или сам школьник собирает свои работы за определенный период. Такой подход помогает отследить процесс.
Плюсы формирующего оценивания:
ü Снижение тревожности у ребят ( чем меньше отметок, тем меньше стресс)
ü Повышение мотивации (за счет акцента на личном прогрессе)
ü Более дифференцированный подход.
ü Развитие навыков рефлексии у школьников.
Главный минус такого подхода в том, что он требует от педагога больших затрат времени и сил. Дать каждому ученику полноценную обратную связь гораздо сложнее, чем выставить отметку, которую он заслужил. Однако, есть техники, которые вполне реально применять без особых усилий.
«Светофор». У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала.
«Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала.
«Клейкие заметки». На классной доске выделяется место, где каждый обучающийся перед началом урока размещает стикер определенного цвета, например, желтый — «я все знаю и умею» и красный — «я сомневаюсь». В конце урока процедура повторяется, но уже на другом месте доски. Учащиеся (а также учитель) по изменению количества разноцветных стикеров могут наглядно увидеть прогресс в обучении
«Составление тестов». Вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
«Измерение температуры». Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения.
«Две звезды и желание». Суть приема заключается в том, что учитель предлагает проверить работы одноклассников. В своих комментариях обучающиеся не оценивают работы, а определяют и указывают на 2 положительных момента – 2 звезды и на 1 момент, который заслуживает доработки – желание.
Метод «3-2-1». В конце занятия учитель просит ребят написать три новых факта, которые они узнали, два интересных факта и один вопрос, который остался без ответа. Из таких анкет педагог может понять, какие аспекты темы оказались проще, а на какие стоит обратить внимание.

Использованная литература.
1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
2. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы форирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2012.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.