Формообразование в проектировании

  • docx
  • 29.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формообразование.docx

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Роль формообразования в проектировании

Формообразование - процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и требованиями эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Художественно-образные аспекты формообразования опираются на систему определенных закономерностей, которые не зависят от стилевого направления дизайна. Они основываются на особенностях зрительного восприятия человека.

Таким образом, формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов. Все предметы (объекты) окружающей среды обладают формой.

 

Процесс проектирования объекта (формы изделия) имеет две составляющие: утилитарно-технологическое решение и эмоционально-образное решение.

Конечной целью художественного проектирования является изделие с образно-эстетическим смыслом. Этот смысл (образ) находит своё выражение в форме, цвете, композиции изделия. Проектируя то или иное изделие, дизайнер полагается на собственные чувства вкуса, композиции, стиля, гармонии.

« ... Теорию надо основательно изучить, продумать, испробовать в деле, выработать свой индивидуальный стиль и после этого «забыть», чтоб в полную силу заработала интуиция художника» (Е. Щедрин).

Процесс формообразования в дизайне естественным образом включает в себя композиционную работу.

Композиция - это построение целого, с помощью увязки всех ее частей для достижения единого смысла и гармонии.

Выделяется следующая типология методов композиции:

1.      по роду и направлению деятельности:

o  копирование (факсимиле, реминисценция, компиляция);

o  иллюстрирование;

o  унификация;

o  иллюзия (иррадиация).

2.      по профессиональным подходам:

o  сценарный метод проектирования;

o  творческое прогнозирование (футурология);

o  декомпозиция (деструкция, диссонанс).

3.      по операциональным приёмам (способам):

o  моделировка формы (графическая, пластическая);

o  моделировка пространства;

o  стилизация (стайлинг);

o  комбинаторика (инверсия, изоморфность);

o  пропорционирование;

o  группировка (компоновка, монтаж, планировка, зонирование);

o  масштабирование (монументальность, миниатюрность);

o  метод «поддержки»;

o  трансформация (модернизация, модификация, реконструкция, реставрация);

o  членение.

 

 

Методы формообразования:

Стилизацияэто ведущий художественный метод, предполагающий намеренную имитацию формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте; изменение видимых свойств и качеств предметов путем их упрощения (отказа от некоторых из них) с целью усиления выра-зительности других. Деформациясредство стилизации, предполагающее сознательное искажение и изменение формы предмета, характера поверхности, цвета и других её качеств.

Стилизованные изображения и формы различают по виду стилизации (обобщенные, декоративные, схема-тические), и по степени стилизации - количеству измененных наблюдаемых качеств. Максимально стилизованное изображение называют схема-тическим. При наибольшей степени трансформации схема сохраняет основной признак стилизованного изображения - узнаваемость.

Стилистическая переработка изображения также зависит от используемых материалов, техник и эффектов (набрызг, сухая кисть, краевой контраст, контурная обводка, процарапывание красочного слоя и др.).

Комбинаторика - метод перестановки в поиске гармоничного сочетания частей единого целого. Он основан на применении законно-мерностей разновариантного групп-пирования исходных элементов, возможности многократно и по-разному их использовать.
Наиболее распространенные области применения комбинаторных приемов группировки частей целого – декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Инверсия - перестановка местами фигуры и фона или поворот их вокруг оси симметрии. Изоморфность - одинаковость по форме, манере письма, структуре.

Пропорционирование – метод соотношения основных параметров формы (длина, ширина, высота), направленный на выявление и применение закономерностей количественного (числового) согласования частей и целого. Пропорционирование способствует достижению эстетической целостности, гармоничности объемно-пространственной формы за счет объединения ее размеров в какую-либо систему. Например, в Древнем Египте широко применялась система пропорционирования на основе «священного треугольника» с соотношением сторон 3:4:5. Данный метод наибольшее прикладное значение имеет в области дизайна и архитектуры.

Масштабирование – метод наглядного сопоставления истинной величины предмета с его окружением в ходе поиска зрительного соотнесения (соизмерения) формы с заданной «мерой» (условиями среды). Метод масштабных шкал – соотнесение визуальных параметров объектов с целью установления нужного количества членений в общей композиции. При увеличении количества членений масштаб размельчается, размер объекта иллюзорно становится больше, а структура становится ажурной; при отсутствии членений (или при незначительном их количестве) истинная величина формы зрительно уменьшается, а структура формы становится монолитной. Таким образом, масштабирование в композиции дизайна позволяет создавать монолитные или ажурные формы, а также иллюзии монументальной и миниатюрной форм.

Средовое масштабирование распространяется на архитектурные строения, детали (предметное наполнение интерьера), поверхности облицовки и предметов (фактуру, текстуру, декор).

Группировка – взаимное пространственное расположение и функциональная взаимосвязь элементов изображения или объекта дизайна. Группировка является первоначальным действием составления композиции, при котором отдельные элементы (пятна, линии, точки, различающиеся по форме, цвету, тону, размеру, фактуре и т.д., а также пробелы между ними) соединяются в гармоничное целое. С понятием группировки тесно связаны понятия: компоновка, монтаж, планировка и зонирование.

Компоновка – процесс композиционного поиска целостности путем эффективного размещения элементов изображения, предметов и объектов среды в заданных границах (формате, замкнутой объёмной форме, пространственной зоне). Иерархия – упорядоченное расположение элементов целого от высшего (главного) к низшему (второстепенному).

Монтаж – соединение заранее сделанных и подобранных частей в единое целое.

Планировкамысленная организация целого (участка пространства) путем введения
и расстановки элементов внутреннего наполнения.

Зонированиеусловное разделение заданного пространства на зоны-участки.

Метод «поддержки» - способ введения или использования в композиции второстепенных элементов, визуально уравнове-шивающих (поддерживающих) доминанту или акцент композиции. При этом поддержка всегда менее активна, чем главный компо-зиционный элемент. Введение «поддержки» в композиции достигается с помощью тона, цвета, формы, конструктивными элемен-тами, другими графическими и пластическими средствами формо-образования.

Трансформация – метод целенаправленного преобразования формы или конструкции (например, объемно-пространственных пара-метров) путем перестановок их элементов и пластических манипуляций без изменения изначального замысла с целью усиления образной вырази-тельности композиционного решения, приспособления объектов дизайна под меняющиеся условия (контекст) и т.д. Видами трансформации формы являются модернизация, модификация, реставрация, реконструкция и др.

Модернизацияобновление, предполагающее полное изменение формы объекта дизайна и составных её компонентов, обусловленное вынужденной необходимостью (сменой моды, функционального значения предмета, эстетическими запросами общества и др.). Стайлинг - разработка «нового» и модернизация «старого» с целью коммерческой выгоды, стремление к созданию внешне выразительной формы, лишенной функционального значения.

Модификация – несущественное, частичное видоизменение объекта дизайна, а именно преобразование одного или нескольких качеств предмета с целью его соответствия эксплуатационным, технологическим, эстетическим требованиям. Например, при неизменной конфигурации формы предмета меняется его цвето-тоновое решение. При модифицировании любого изделия - его структура практически не должна затрагиваться.

Реконструкция перестройка, переделка объекта или его частей, чаще всего придающая ему совершенно новое значение.

Реставрация – восстановление разрушенного объекта дизайна с целью придания ему прежнего значения.

Членение (дифференциация) – метод деления целой формы на звенья (части).

Унификация – метод рационализаторского проектирования (конструирования) массовой продукции, востребованной обществом, имеющей единообразие в конструкции, предполагающей совместимость соединений и создание типовых форм. Чрезмерное увлечение данным методом
в дизайне приводит к потере индивидуального и оригинального, так как основной принцип унификации состоит в стремлении к типическому и единообразному.

Иллюстрирование – описательный метод художественной трактовки ранее или вновь созданного.

Копирование (от лат. copia множество) перевод и воспроизведение объекта информации или какого-либо образца; изготовление копии и их размножение. Копирование имеет различные формы в композиции: факсимиле, компиляция, реминисценция.

Факсимилекопии, абсолютно точный повтор оригинала.

Компиляция (с лат. compilatio – ограбление)использование фрагментов или частей произведений известных художников-дизайнеров для формирования композиции без авторской обработки источников.

Реминисценция (с лат. reminiscentia - воспоминание) – обращение к наследию прошлого в виде использования в композиции образного решения, мотива, стилистического приёма, заимствованных из других известных произведений искусства.

Декомпозиция – отход от традиционных способов построения композиции, нарушение правил, приёмов создания гармонического целого, внесение «конфликта» в содержание произведения дизайна с целью усиления образной его выразительности. Декомпозиция достигается в композиции приёмами деструкции и диссонанса.

Деструкция тенденция нарушения структуры, отхода от общепринятых норм в изображении, созидание через разрушение и отрицание.

Диссонанс зрительное несоответствие частей целому.

Иллюзия – метод «зрительного обмана», например, иррадиация позволяет достичь зрительного увеличения светлых форм на темном фоне и уменьшения темных на светлом (также
с теплыми и холодными цветами).

 

 

 


ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наше восприятие несовершенно и иногда мы видим зрительные образы, слышим звуки, чувствуем вкус и запах не так, как это есть на самом деле. Наш головной мозг строит искаженные образы реальности. Он способен создавать видимость того, чего не существует
в действительности и в то же время не замечать очевидное. Мы можем наблюдать какое-то явление, даже зная, что оно невозможно. В психологии это называется иллюзии восприятия. Это четвертый уровень (если двигаться извне) иллюзии восприятия.

В контексте вышесказанного, иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин "искаженное" означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий - те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.

Отличным примером иллюзии является Луна низко над горизонтом, размер которой кажется намного бОльшим, чем когда она находится высоко в небе. Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Атмосфера Земли лишь немножко увеличивает наблюдаемый оптический размер Луны
у горизонта, делая ее по вертикальной оси слегка приплюснутой. Простой способ продемонстрировать иллюзорность эффекта — это подержать небольшой объект, например, монетку, на вытянутой руке, прикрыв при этом один глаз. Сравнивая размер объекта с большой Луной у горизонта и с маленькой Луной в небе, можно увидеть, что относительный размер не изменяется. Можно также сделать из листа бумаги трубу и смотреть через неё только на Луну, без окружающих объектов — иллюзия исчезнет.

Еще примеры известных всем иллюзий. Рельсы на железной дороге параллельны
и находятся на некотором удалении друг от друга. Тем не менее, если смотреть вдаль, мы видим, что они к горизонту якобы сходятся. Электрические или телеграфные столбы одинаковой высоты. Но те, которые вдали, кажутся маленькими в сравнении с теми, что вблизи. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты...

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).

Оптические иллюзии - это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются
и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят
к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

Некоторые группы зрительных иллюзий, которые проиллюстрированы картинками. (http://bp21.livejournal.com/103607.html)