Формула работы с интеллектуально одарёнными детьми
Оценка 4.7

Формула работы с интеллектуально одарёнными детьми

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
5 кл—7 кл
23.10.2022
Формула работы с интеллектуально одарёнными  детьми
Статья о работе с одаренными детьми опыт работы
Статья ОР.docx

Формула работы с интеллектуально одарёнными  детьми

Одаренность – это всего лишь потенциал,

который может привести к успеху,

 а может и не реализоваться.

             

           Из шести основных направлений развития системы образования, на втором месте после образовательных стандартов заявлена поддержка талантливых детей.  Развитию одарённости и таланта детей способствуют  целевые программы, действующие в регионах РФ. На основание  приказа «О создании городских ресурсных центров на базе образовательных учреждений на 2017-2023 годы» мы выбрали направление одаренных детей с интеллектуальным потенциалом.

               Свой опыт работы реализуем  на базе нашего детского сада,  который входит в работу ресурсной площадки «Одарённые дети в ДОУ». Творческая группа педагогов на протяжении шести лет  ведет спланированную работу,  начиная с раннего возраста и поэтапно подводя выпускника подготовительной группы   к профильным школам города. Подключая   дополнительное образование социума,  в направлении  котором  помогают нам  реализовать на базе нашего детского сада новые возможности. 

            Современный мир  и потребности родителей  требуют новых подходов к работе с  интеллектуально одаренными детьми, которым не интересны обычные образовательные программы развития,  и завлечь таких вундеркиндов  в условиях МДОУ, необходимы совершенно другими  подходы в работе педагогов. Творческий коллектив педагогов, приступив к новому формату работы в условиях организованной среды групповых ячеек и методическим сопровождением образовательного процесса  став разрабатывать и пробовать на практике следующие методики интеллектуального развития  в работе с детьми  через интеллектуальные игры в усложнённом варианте (ментальная арифметика, скорочтение, уникум-развития).  Поняв принцип реализации проекта, по интеллектуальной одаренности в игровой практике  с детьми в образовательном учреждение,  подключились к пилотной площадке.

         Итак,  работа опорной площадке ресурсного центра  «Одарённые дети в ДОУ» на базе МДОУ «ЦРР-д/с №162» с интеллектуальным развитием дошкольников в игровой практике уже сформирован опыт творческой группы педагогов. Наш опыт работы  начинал формироваться так:

                Изучив литературу и материалы работы,            нами был выдедены и   изучены труды: Л.В.Тюленева «Как ускорить интеллектуальное развитие»; Л.А.Никитина «Мы, наши дети и внуки»; В.Ф.Шаталова «Эксперимент продолжается»; А.И.Доровской «100 советов по развитию одаренности детей».      Изучив проблему влияния интеллектуального развития с использованием  дидактических игр, пришла к выводу, что в основание опыта лежит творческой работы педагогического состава с дошкольниками, явно отличающимися способностями к решению быстрых интеллектуальных задач с явным опережением  развитием по времени.  Из опыта работы  в данном направление, мы пришли к выводу: грамотно организованное и продуманное взаимодействие  педагогов, родителей, дополнительных программ с одарёнными дошкольниками приводят к положительным результатам.  Выявление и отслеживание динамики развития при помощи диагностики, работа с детьми и тютерское сопровождение помогли нам в работе создать свою систему работы:

- подобран  мониторинг одаренных дошкольников с интеллектуальным направлением, скорректирован диагностический инструментарий для работы;

- разработаны программы работы на разных возрастных группах;

- наработанные и апробированные наиболее удачные методики и технологии;

- организованы конкурсные движения по реализации  знаний на практике;

-  информационное сопровождение родителей;

- создан портрет интеллектуально одаренного дошкольника;

- разработан маршрут развития интеллектуально одаренного дошкольника;

- внедрены в практику работы взаимодействие с социумом;

- накоплена база данных и отслеживается дальнейшая развитие дошкольников.

Созданы условия плодотворной работы педагогов:

- подобраны игровые позиции в интеллектуальных играх ребенка по интересам;

- современная трансформируемая образовательная среда с интерактивными элементами;

-  подключение социума для расширения кругозора дошкольников;

- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, конкурсных движениях;

- сформированы компетенции творческих педагогов;

- заинтересованные грамотные родители.

Целенаправленность учитывает, что цели и задачи  работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования и выявление таких дошкольников.

Систематичность и последовательность в работе начиная с раннего дошкольного возраста, метод учить – играя, смогли привить знания, умения и навыки, опыт на практике.

Доступность опираясь на имеющие задатки  использовать и расширять,  учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их жизненный опыт.

Наглядно - игровые формы обучения, дидактические пособия, игровая практика.

Интегрированный подход предлагаю план совместной работы дошкольника  педагога  с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, с учителем-логопедом, с психологом и родителями, с социумом.

Воспитывающие и развивающие обучение определяет ведущие цели обучения: познавательную, интеллектуальную, развивающую. В процессе работы побуждают детей к самостоятельному поиску, импровизации.

Прочность всех сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого игрового пространства.

Портрет  интеллектуально одарённых дошкольников.

                        В формировании  педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада  с раннего возраста  сопровождая его до подготовительной группы. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются  знания, развиваются умственные способности, формируется отношение  к окружающему миру, происходит становление личности.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели. Выборное нами направление  содержит цикличность и ступени развития

Ранний возраст - познание всего нового любопытным ребёнком, сломать ради изучения, изучают все неизведанное, их интересуя все во всех направлениях, неоднократно ворачивается для закреплений изученного в целях практике;

Младший по взрасту  - проявление поведенческого характера, подключение внимания на себя, изучать постоянно новое, не умею  научись вместе с тобой, не мешай я хочу сам;

Средний возраст – дотошность связанная с изучением пониманием и принципом работы, проверка новых или имеющих знаний на практике, а как это работать и зачем?, знает, применяет и проверяет;

Старший возраст – берётесь за все применяя и убеждаясь что работает, может помочь сам не объясняя, видит пути решения самостоятельно.

Подготовительный к школе возраст – видит, знает как решить, хочет быть первым, если  интересно то изучает, мои знания и я ими пользуюсь, стремится  поделиться опытом и быть первым.

Интеллектуально одарённые дети это:

- способность ребенка заниматься несколькими делами сразу, часто переключаться;

- отличная память и внимание, которая базируется на   ранней речи и абстрактном мышлении;

- классифицирует поступающую информацию и собственный опыт знаний  применяя на практике;

- большой словарный запас, очень любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит ограничений своих исследований;

- в раннем возрасте способен прослеживать причинно - следственные связи, легко справляется с познавательной неопределенностью;

- присуще ярко развитое чувство справедливости, хорошо развито чувство юмора, проявляет чувства и эмоций к окружающим, часто раздражают сверстников и взрослых, считая себя правыми;

- часто не хватает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.

С такими детьми очень хлопотно и интересно работать своим виденьем они помогают развиваться и окружению в котором они находятся.

 

                Существует и другая важная проблема, волнующая меня как педагога: современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстро решают логические задачи, но она значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляя равнодушие и черствость. Их интересы ограничены и на окружающий мир они смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

         Интеллектуально игровая практика проводилась во всех возрастных группах ежедневно в свободное время и имеет определение интеллектуальное  направление и интерес детей, а организованные трансформируемы пространственные зоны в групповых ячейках помогают таким детям вызвать интерес. Педагог умела маскирует в зонах разного направление нужные задания с использование интеллектуальных игр «Помоги  собрать рассыпавшие игры», где формируется классификация, «Придумай лабиринт или траекторию движения на прогулку» образное мышление и память, «Разберем  предметы из коробки» логическое мышление, где дети с огромным удовольствием подключаются.  Но и педагог при этом имеет возможность помочь ребенку в нужный период работы, не отвлекаясь от процесса, подключая других участников к таким детям. В начале и конце учебного года проводилась проверка освоения детьми программного содержания, при этом обращалось внимание ни сколько, на запоминание, сколько на понимание, осознание, умение анализировать, делать умозаключения, на способность переживать, сочувствовать, применять свои знания на практике.

      Программы дополнительного образования дают возможность  привнести  новые формы и методы работы с интеллектуальными дошкольниками это:

• ТРИЗ метод моделирования (Л.К. Князева)
• Учимся играя (О.А. Пичугина)
• Вундеркинд ( И.А. Крылатых)
• Проектная деятельность Я САМ (А.А. Жильгильдина)
• Менер (С.А.Быкова)
Тем не менее используем и традиционные игра — шахматы, головоломками, ребусами. Также в процесс обучения включают настольные, печатные, дидактические игры, просмотр мультфильмов. Ежедневная плодотворная работа с такими детьми дает положительный результат в соревновательных мероприятиях и конкурсах.

           Кто нам помогает в этом? активно привлечённые  родителей к творческому образовательному процессу, когда педагог дает творческое задание семье воспитанника придумать новую игру, макет созданный своими руками, творческую работу. Когда педагоги создать условия для объединения усилий семьи и дошкольного учреждения по развитию интеллектуальных способностей дошкольников через игровую практику предлагая родителям и детям принять участие в конкурсе самостоятельно подготовившись, опираясь на свои знания и родители охотно вместе с детьми выполняют задания. Педагог, умело  направляя дошкольника и родителя в нужное конкурсное направление, заведомо понимая уровень овладение ребенком знаний в данной области.  Формируя индивидуальную  родительскую позицию, ответственность и инициативу. Работает консультационный пункт педагогов, психологов, как для информационного поля родителей, так и по оказанию помощи  в воспитание таких детей. Обмениваясь информационным полем в работе с детьми интеллектуальной направленности, все участники образовательного процесса получают новый толчок к образовательному росту.

             Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования, интеллектуальной сферы таких детей, тоже применим. Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

-  партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности между МДОУ, уже существует;

-  партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер школьного образования:  школ№ 47, библиотек №5,8,  шахматных школ, Школы с интеллектуальной направленностью QU007;

- партнерство со спонсорами, благотворительными организациями  у нас пока нет;

             Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:

-  для расширения кругозора дошкольников;

-  формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

 

                 Размышляя над затронувшими нас проблемами, мы пришли к выводу, что не всегда можно добиваться высокого уровня всестороннего развития детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Поэтому считаем: самый короткий путь решения этих проблем – это путь через интеллектуальную игру, логические операции, схемы-рисунки. Все это может дать таким обособленным дошкольникам путь к  дальнейшему успеху. А педагогу  распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.

 

 

автор Пичугина Ольга

июнь 2022.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 


 

Формула работы с интеллектуально одарёнными детьми

Формула работы с интеллектуально одарёнными детьми

Выявление и отслеживание динамики развития при помощи диагностики , работа с детьми и тютерское сопровождение помогли нам в работе создать свою систему работы: - подобран…

Выявление и отслеживание динамики развития при помощи диагностики , работа с детьми и тютерское сопровождение помогли нам в работе создать свою систему работы: - подобран…

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка

Интеллектуально игровая практика проводилась во всех возрастных группах ежедневно в свободное время и имеет определение интеллектуальное направление и интерес детей, а организованные трансформируемы пространственные зоны…

Интеллектуально игровая практика проводилась во всех возрастных группах ежедневно в свободное время и имеет определение интеллектуальное направление и интерес детей, а организованные трансформируемы пространственные зоны…

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни: - партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности между

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни: - партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности между

Формула работы с интеллектуально одарёнными детьми

Формула работы с интеллектуально одарёнными  детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022