Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: – развитие умений различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написаний. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Лексическое значение: Характер – психические и духовные качества человека. 2. Образование и запись однокоренных слов: характерный, охарактеризовать, характеристика. (Учитель обращает внимание, что в первом слове можно по-разному поставить ударение: характерный пример, нехарактерный актёр.)
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur28_29_+.doc
Русский язык СЛОВО БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Урок 28 (25). Тема: Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова Цель:    –  развитие   умений   различать   разные   виды   орфограмм­букв  согласных   в   корне   слова,   писать   слова   с   этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написаний. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4 5   1. Словарная работа.  1. Лексическое значение: Характер – психические и духовные качества человека. 2.  Образование   и   запись   однокоренных   слов: охарактеризовать, характеристика. (Учитель обращает внимание,  характерный, Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 2013 1что в первом слове можно по­разному поставить ударение: характерный пример, нехарактерный актёр.) 3. Списывание пословицы с доски: Посеешь   поступок   –   пожнёшь   привычку,   посеешь   привычку   – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. – Как вы понимаете пословицу? Какие орфограммы подчеркнули? 4. Составление словосочетаний. –  Какой может быть характер? (Ученики подбирают соответствующие прилагательные:  тяжёлый,   злобный,   суровый,   лёгкий,   весёлый, хороший.) 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  1 3 3  На слайде (доске) запись: Характер (какой?) властный, мягкий, чудесный. – Назовите орфограммы. Как вы их нашли? –  Как   доказать,   нужно   или   не   нужно   писать   букву   непроизносимого согласного? (Подобрать проверочные слова.) –  О   написании   каких   букв   мы   будем   говорить   на   уроке?   (О   буквах, обозначающих   парные   звонкие   и   глухие   согласные   звуки,   и   буквах непроизносимых согласных.) –  Сформулируйте цель урока. (Научиться разграничивать разные виды орфограмм­букв   согласных,   правильно   писать   слова   с   этими орфограммами.) – Составим план урока. План (примерный). Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 2Развитие  II.Ι умений –  применение  знания.  Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 1 3 4 2 4    Наблюдение   над   общей   закономерностью   написания   букв I. согласных. 1. Работа по учебнику. а) Упр. 92. Диктант с подготовкой. Письмо по памяти. Назовите слова с орфограммой­буквой согласного. – Это один или разные виды орфограмм­букв согласных? – Какие ещё виды орфограмм встретились в этом упражнении? б) Упр. 93. Выборочное списывание. Алгоритм выполнения: 1.  Дети   устно   объясняют   написания   на   месте   пропусков,   называют орфограмму и вставляют нужную букву простым карандашом. 2.  Самостоятельная   группировка   орфограмм   по   видам,   названным   в учебнике. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 3Образец записи в тетрадях (можно составить таблицу): 3. Беседа после выполнения упражнения. – Какие слова не выписали? (День, январь, календарь, семь.) – Какая орфограмма в конце слова? (Буква ь для обозначения мягкости согласных звуков.) – Какое слово выписали два раза? (Ночлег.) – Какие в нём орфограммы? (Проверяемая буква безударного гласного в корне и буква проверяемого согласного в конце слова.) – Как мы действовали, когда проверяли орфограммы в словах 1­й и 2­й группы? (Подбирали проверочные слова.) –  Одинаковые   или   разные   действия   нам   нужно   было   выполнять? (Одинаковые.) – Сформулируйте общее правило, закономерность, на которую можно   опираться   при   написании   слов   с   орфограммами­буквами   со­ гласных   в   корне   слова.   (Для   написания   букв   проверяемых   и © ООО «Баласс», 2013 4непроизносимых   согласных   можно   пользоваться   одним   и   тем   же правилом   –   подбирать   однокоренные   проверочные   слова,   в   которых согласный будет произноситься ясно, отчётливо.) II. Работа над выводом (с. 83). 1.  Прочитайте вывод на с. 83 и сравните с тем, который вы сделали самостоятельно. – Расскажите правило. 2. Составление инструкции (задание после вывода). а) Произнесите слово. Определите, есть ли в нём парный глухой или звонкий согласный звук в конце слова или середине слова в стечении согласных или непроизносимый согласный звук. б) Подберите однокоренное проверочное слово или измените форму слова. в) Напишите слово. г) Обозначьте орфограмму. III. Развитие орфографических умений. Упр. 94 – совершенствуется умение проверять разные виды орфограмм­ букв согласных, опираясь на одно и то же правило. Выполняется самостоятельно. Запись в тетрадях: Здравствуйте   –   здравие,   вокруг   –   округа,   друг   –   друга,   телятки   – телята,   гладки   –   гладок,   грядка   –   гряда,   пичужки   –   пичужек, избушки – избушек. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звуко­буквенный анализ.) – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? © ООО «Баласс», 2013 5VΙ . Итог урока. – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.   – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) –  При   написании   слов   с   какими   орфограммами   мы   действуем одинаково? Как именно? – Уточните цель урока. (Выявить общую закономерность при написании слов   с   проверяемыми   согласными   и   непроизносимыми   согласными   в корне.)  4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 5, с. 87. 2. Задания № 7, 8, тема 2 (тренировочные задания) в «Рабочей тетради». Деятельность учеников:  Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. © ООО «Баласс», 2013 6Урок 29 (26). Тема: Повторение. Проверочная работа № 3 В качестве повторения можно провести комментированную проверку заданий № 7, 8, тема 2 (тренировочные задания) по «Рабочей тетради». Обобщению и систематизации материла поможет работа над тестовым заданием № 10, тема 2 (тренировочные задания) в «Рабочей   тетради».   Ученики   должны   найти   в   тексте   слова   с   изученными   орфограммами­буквами   согласных, сгруппировать их и сформулировать ещё раз обобщённое правило правописания слов с данными орфограммами. Проверочная работа № 3 проводится в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3­й кл.», с. 8–9. Задания   №   1   и   №   2   проверяют   умение   видеть   и   подчёркивать   орфограмму­букву   согласного,   которая   обозначает непроизносимый согласный звук; задание № 3 – умение подбирать проверочные слова, выбирать правильный вариант написания, графически обозначать орфограмму. Задание № 4 – умение самостоятельно употреблять в письменной речи слова с данной орфограммой. Работу можно оценивать одной отметкой, поскольку все задания проверяют развитие орфографических умений. © ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также