Цель:
– развитие умений различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написаний.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Лексическое значение:
Характер – психические и духовные качества человека.
2. Образование и запись однокоренных слов: характерный, охарактеризовать, характеристика. (Учитель обращает внимание,
что в первом слове можно по-разному поставить ударение: характерный пример, нехарактерный актёр.)
Русский язык
СЛОВО
БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ
СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Урок 28 (25).
Тема: Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова
Цель:
– развитие умений различать разные виды орфограммбукв согласных в корне слова, писать слова с этими
орфограммами, графически обозначать их, объяснять выбор написаний.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 5
1. Словарная работа.
1. Лексическое значение:
Характер – психические и духовные качества человека.
2.
Образование и запись однокоренных слов:
охарактеризовать, характеристика. (Учитель обращает внимание,
характерный,
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
© ООО «Баласс», 2013
1что в первом слове можно поразному поставить ударение: характерный
пример, нехарактерный актёр.)
3. Списывание пословицы с доски:
Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку –
пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
– Как вы понимаете пословицу? Какие орфограммы подчеркнули?
4. Составление словосочетаний.
– Какой может быть характер? (Ученики подбирают соответствующие
прилагательные:
тяжёлый, злобный, суровый, лёгкий, весёлый,
хороший.)
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
На слайде (доске) запись:
Характер (какой?) властный, мягкий, чудесный.
– Назовите орфограммы. Как вы их нашли?
– Как доказать, нужно или не нужно писать букву непроизносимого
согласного? (Подобрать проверочные слова.)
– О написании каких букв мы будем говорить на уроке? (О буквах,
обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки, и буквах
непроизносимых согласных.)
– Сформулируйте цель урока. (Научиться разграничивать разные виды
орфограммбукв согласных, правильно писать слова с этими
орфограммами.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013
2Развитие
II.Ι
умений –
применение
знания.
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1 3 4 2 4
Наблюдение над общей закономерностью написания букв
I.
согласных.
1. Работа по учебнику.
а) Упр. 92. Диктант с подготовкой. Письмо по памяти.
Назовите слова с орфограммойбуквой согласного.
– Это один или разные виды орфограммбукв согласных?
– Какие ещё виды орфограмм встретились в этом упражнении?
б) Упр. 93. Выборочное списывание. Алгоритм выполнения:
1. Дети устно объясняют написания на месте пропусков, называют
орфограмму и вставляют нужную букву простым карандашом.
2. Самостоятельная группировка орфограмм по видам, названным в
учебнике.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
3Образец записи в тетрадях (можно составить таблицу):
3. Беседа после выполнения упражнения.
– Какие слова не выписали? (День, январь, календарь, семь.)
– Какая орфограмма в конце слова? (Буква ь для обозначения мягкости
согласных звуков.)
– Какое слово выписали два раза? (Ночлег.)
– Какие в нём орфограммы? (Проверяемая буква безударного гласного в
корне и буква проверяемого согласного в конце слова.)
– Как мы действовали, когда проверяли орфограммы в словах 1й и 2й
группы? (Подбирали проверочные слова.)
– Одинаковые или разные действия нам нужно было выполнять?
(Одинаковые.)
– Сформулируйте общее правило, закономерность, на которую
можно опираться при написании слов с орфограммамибуквами со
гласных в корне слова. (Для написания букв проверяемых и
© ООО «Баласс», 2013
4непроизносимых согласных можно пользоваться одним и тем же
правилом – подбирать однокоренные проверочные слова, в которых
согласный будет произноситься ясно, отчётливо.)
II. Работа над выводом (с. 83).
1. Прочитайте вывод на с. 83 и сравните с тем, который вы сделали
самостоятельно.
– Расскажите правило.
2. Составление инструкции (задание после вывода).
а) Произнесите слово. Определите, есть ли в нём парный глухой или
звонкий согласный звук в конце слова или середине слова в стечении
согласных или непроизносимый согласный звук.
б) Подберите однокоренное проверочное слово или измените форму
слова.
в) Напишите слово.
г) Обозначьте орфограмму.
III. Развитие орфографических умений.
Упр. 94 – совершенствуется умение проверять разные виды орфограмм
букв согласных, опираясь на одно и то же правило.
Выполняется самостоятельно.
Запись в тетрадях:
Здравствуйте – здравие, вокруг – округа, друг – друга, телятки –
телята, гладки – гладок, грядка – гряда, пичужки – пичужек,
избушки – избушек.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? (Выполнить звукобуквенный анализ.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
© ООО «Баласс», 2013
5VΙ . Итог урока.
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– При написании слов с какими орфограммами мы действуем
одинаково? Как именно?
– Уточните цель урока. (Выявить общую закономерность при написании
слов с проверяемыми согласными и непроизносимыми согласными в
корне.)
4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 5, с. 87.
2. Задания № 7, 8, тема 2 (тренировочные задания) в «Рабочей тетради».
Деятельность учеников:
Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.
© ООО «Баласс», 2013
6Урок 29 (26).
Тема: Повторение. Проверочная работа № 3
В качестве повторения можно провести комментированную проверку заданий № 7, 8, тема 2 (тренировочные задания) по
«Рабочей тетради».
Обобщению и систематизации материла поможет работа над тестовым заданием № 10, тема 2 (тренировочные задания) в
«Рабочей тетради». Ученики должны найти в тексте слова с изученными орфограммамибуквами согласных,
сгруппировать их и сформулировать ещё раз обобщённое правило правописания слов с данными орфограммами.
Проверочная работа № 3 проводится в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3й кл.», с. 8–9.
Задания № 1 и № 2 проверяют умение видеть и подчёркивать орфограммубукву согласного, которая обозначает
непроизносимый согласный звук; задание № 3 – умение подбирать проверочные слова, выбирать правильный вариант
написания, графически обозначать орфограмму. Задание № 4 – умение самостоятельно употреблять в письменной речи
слова с данной орфограммой. Работу можно оценивать одной отметкой, поскольку все задания проверяют развитие
орфографических умений.
© ООО «Баласс», 2013
7