Формы дифференцированного обучения
в начальных классах
В середине 90-х годов, когда подготовка будущих первоклассников только набирала первый опыт, я столкнулась с проблемой дифференциации в обучении особенно остро. У меня в группе было всего пятеро дошкольников, но все они настолько отличались друг от друга уровнем своего развития, что конспекты занятий, которые я приготовила, не пригодились вообще. С каждым ребенком пришлось работать индивидуально. Это был адский труд. Наверное, поэтому мы, учителя, предпочитаем фронтальную работу. К тому же дифференцированное обучение требует большой подготовки – это и горы методической литературы, и дополнительное время на поиск и подбор заданий, и способность самого учителя работать с детьми одновременно на разных уровнях трудности материала.
В наши дни перед учителем стоит задача научить ребенка учиться, чтобы в повседневной жизни, овладев общеучебными умениями, ребенок мог сориентироваться в любой ситуации, добыть любые необходимые ему знания самостоятельно. К сожалению, мы годами прививали детям строгое послушание, старались подчинить их своей воле. Результат: все больше становится беспомощных, инфантильных детей, не способных размышлять и действовать в самых обычных жизненных ситуациях. Вот пример: 10-летний сын поехал с отцом на их семейном стареньком автомобиле (это важно, что старенький). Папа уходит по своим делам, сыну приказывает ждать в машине, никуда не отлучаться до его возвращения. Лето. Отец оставляет опущенным стекло со стороны водителя. Отсутствует довольно долго. За это время начинается ливень, струи дождя попадают в салон, заливая водительское сидение. Мальчик спокойно за этим наблюдает. Теперь внимание! Автомобиль старый, стеклоподъемники механические! Как поднимаются и опускаются стекла, ребенку известно, он это проделывал не раз. На яростный вопрос возвратившегося отца, почему сын не закрыл окно, мальчик с удивлением ответил: «А ты же не сказал!» Я думаю, папе тогда не было смешно.
Как же научить каждого ребенка быть сообразительным, самостоятельным, уверенным в своих силах? Мне кажется, этому лучше всего способствует УМК «Начальная школа 21 века», где принцип дифференцированного обучения отражен особенно ярко.
С первых дней мы проводим педагогическую диагностику для определения уровня сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. Это позволит в дальнейшем осуществлять индивидуально-дифференцированный подход при обучении на уроках. В дальнейшем такая диагностика проводится в каждом классе три раза в год – в сентябре, в декабре и в мае. По результатам заполняется сводная таблица по классу, из которой видно, как строить работу с классом в целом и с отдельными учащимися, какие пробелы можно устранить с помощью упражнений в коррекционно-развивающих тетрадях.
Для того, чтобы выяснить, насколько успешным было обучение в 1 полугодии, проводится второе диагностическое обследование, которое позволит проверить знания учащихся и продвижение в их интеллектуальном развитии, чтобы учитель знал, что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.
И наконец, диагностика, проводимая в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.
С первого по четвертый классы процесс обучения строится дифференцированно. В учебники и в рабочие тетради включены задания разной степени сложности, причем они даны в явно избыточном количестве, чтобы учитель мог выбирать упражнения в зависимости от возможностей не только отдельного ученика, но всего класса в целом (ведь даже классы в параллели отличаются друг от друга). Во всех учебниках наиболее сложные упражнения отмечены звездочкой, а также представлены специальные рубрики, которые дают дополнительный материал для сильных учащихся.
Система упражнений и задач по математике обеспечивает возможности для уровневой дифференциации процесса обучения. И в учебниках, и в тетрадях выделены три уровня (они обозначены разным цветом): 1 уровень – базовый, 2 уровень – материал, не включенный в образовательный стандарт, 3 уровень – материал повышенной трудности. Иногда при объяснении новой темы я даю разные способы решения. Например, изучаем тему «Нахождение однозначного частного» путем подбора числа начиная с 5. Рассказываю детям, как с этим способом нас на курсах знакомила автор учебника Татьяна Владимировна Юдачёва (это уже пожилая женщина, даже бабушка, она приехала специально из Москвы и т.д.), насколько удобен ее метод, так как выполняется наименьшим количеством пробных примеров. После некоторой тренировки предлагаю детям другой способ, когда опираясь на цифру единиц в делимом и делителе, можно найти нужное число всего одним-двумя пробными примерами (но этот способ пока доходит не до всех, правда, сообразительные сразу ухватились за него). При решении очередного примера спрашиваю: «Каким способом будете решать?» Одна девочка робко произносит: «Бабушкиным…» Сначала не могу понять – что это за способ такой? Потом вспоминаю, и самой становится смешно: «Я же Юдачёву бабушкой назвала!» Это значит – авторским способом, из учебника.
По русскому языку упражнения распределены следующим образом: задания обязательные для коллективной работы, задания для работы в парах (значок «тандем»), задания для индивидуальной работы (слово-указатель «по выбору»). В последней группе задания разбираются коллективно, затем я предлагаю детям самим выбрать упражнение, ставлю цель: «Вы можете выбрать то, которое вам кажется легче, где вы уверены в своих силах; либо то, которое кажется труднее, чтобы лучше усвоить материал, в котором вы себя чувствуете неуверенно». Таким образом, также задается и мотивация. Как правило, самым трудным оказывается необходимость сделать выбор. При проверке выясняется, что трудного ничего и не было, а оба упражнения по сути были выполнены каждым ребенком, только одно – устно, а другое – письменно. Очень удобно работать с учебником при обучении изложению или сочинению. Один текст предназначен для фронтальной работы, а другой – для самостоятельной работы хорошо подготовленных детей.
В учебники включены «сведения из истории» и «старинные задачи» по математике и «путешествие в прошлое» по русскому языку. Эти задания не обязательны, на уроке их можно вообще не затрагивать, если нет на это времени, но в классе всегда находятся дети, которые успевают выполнить обязательные упражнения и жаждущие узнать новое еще. Вот для таких ребят эти задания и необходимы с целью развития у них интереса к предмету, расширения их кругозора и способности к новым способам рассуждений.
Кроме того, дифференцированную работу можно проводить в специальных коррекционно-развивающих тетрадях-пособиях «Учимся писать без ошибок» и «Дружим с математикой». Хотя эти тетради не обязательны, но я в своей работе их использую с первого класса, причем дети с удовольствием работают в них. С удовольствием потому, что работает каждый в своем темпе, тетради эти хранятся в классе, в любую свободную минуту ребенок может свою тетрадь взять и поработать, по ним можно также подготовиться к контрольным работам, когда учитель только рекомендует ученику повторить определенную тему, которая была усвоена слабо. В этих тетрадях дети оценивают себя сами, при необходимости отметку может поставить и учитель.
Дифференцированная работа ведется и на уроках литературного чтения и окружающего мира. Например, задание составить план рассказа учитывает разные возможности детей: можно придумать и записать в тетради заголовки к каждой части рассказа, а можно нарисовать рисунки – это кому что легче и интереснее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.