Формы дифференцированного обучения
Оценка 5

Формы дифференцированного обучения

Оценка 5
doc
16.12.2023
Формы дифференцированного обучения
Формы дифференцированного обучения.doc

Формы дифференцированного обучения

в начальных классах

 

           В середине 90-х годов, когда подготовка будущих первоклассников только набирала первый опыт, я столкнулась с проблемой дифференциации в обучении особенно остро. У меня в группе было всего пятеро дошкольников, но все они настолько отличались друг от друга уровнем своего развития, что конспекты занятий, которые я приготовила, не пригодились вообще. С каждым ребенком пришлось работать индивидуально. Это был адский труд. Наверное, поэтому мы, учителя, предпочитаем фронтальную работу. К тому же дифференцированное обучение требует большой подготовки – это и горы методической литературы, и дополнительное время на поиск и подбор заданий, и способность самого учителя работать с детьми одновременно на разных уровнях трудности материала.

        В наши дни перед учителем стоит задача научить ребенка учиться, чтобы в повседневной жизни, овладев общеучебными  умениями, ребенок мог сориентироваться в любой ситуации, добыть любые необходимые ему знания самостоятельно. К сожалению, мы годами прививали детям строгое послушание, старались подчинить их своей воле. Результат: все больше становится беспомощных, инфантильных детей, не способных размышлять и действовать в самых обычных жизненных ситуациях. Вот пример: 10-летний сын поехал с отцом на их семейном стареньком автомобиле (это важно, что старенький). Папа уходит по своим делам, сыну приказывает ждать в машине, никуда не отлучаться до его возвращения. Лето. Отец оставляет опущенным стекло со стороны водителя. Отсутствует довольно долго. За это время начинается ливень, струи дождя попадают в салон, заливая водительское сидение. Мальчик спокойно за этим наблюдает. Теперь внимание! Автомобиль старый, стеклоподъемники механические! Как поднимаются и опускаются стекла, ребенку известно, он это проделывал не раз. На яростный вопрос возвратившегося отца, почему сын не закрыл окно, мальчик с удивлением ответил: «А ты же не сказал!» Я думаю, папе тогда не было смешно.

       Как же научить каждого ребенка быть сообразительным, самостоятельным, уверенным в своих силах? Мне кажется, этому лучше всего способствует УМК «Начальная школа 21 века», где принцип дифференцированного обучения отражен особенно ярко.

      С первых дней мы проводим педагогическую диагностику для определения уровня сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. Это позволит в дальнейшем осуществлять индивидуально-дифференцированный подход при обучении на уроках. В дальнейшем такая диагностика проводится в каждом классе три раза в год – в сентябре, в декабре и в мае. По результатам заполняется сводная таблица по классу, из которой видно, как строить работу с классом в целом и с отдельными учащимися, какие пробелы можно устранить с помощью упражнений в коррекционно-развивающих тетрадях.

            Для того, чтобы выяснить, насколько успешным было обучение в 1 полугодии, проводится второе диагностическое обследование, которое позволит проверить знания учащихся и продвижение в их интеллектуальном развитии, чтобы  учитель знал, что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.

      И наконец, диагностика, проводимая в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

        С первого по четвертый классы процесс обучения строится дифференцированно. В учебники и в рабочие тетради включены задания разной степени сложности, причем они даны в явно избыточном количестве, чтобы учитель мог выбирать упражнения в зависимости от возможностей не только отдельного ученика, но всего класса в целом (ведь даже классы в параллели отличаются друг от друга). Во всех учебниках наиболее сложные упражнения отмечены звездочкой, а также представлены специальные рубрики, которые дают дополнительный материал для сильных учащихся.  

        Система упражнений и задач по математике обеспечивает возможности для уровневой дифференциации процесса обучения. И в учебниках, и в тетрадях выделены три уровня (они обозначены разным цветом): 1 уровень – базовый, 2 уровень – материал, не включенный в образовательный стандарт, 3 уровень – материал повышенной трудности. Иногда при объяснении новой темы я даю разные способы решения. Например, изучаем тему «Нахождение однозначного частного» путем подбора числа начиная с 5. Рассказываю детям, как с этим способом нас на курсах знакомила автор учебника Татьяна Владимировна Юдачёва (это уже пожилая женщина, даже бабушка, она приехала специально из Москвы и т.д.), насколько удобен ее метод, так как выполняется наименьшим количеством пробных примеров. После некоторой тренировки предлагаю детям другой способ, когда опираясь на цифру единиц в делимом и делителе, можно найти нужное число всего одним-двумя пробными примерами (но этот способ пока доходит не до всех, правда, сообразительные сразу ухватились за него). При решении очередного примера спрашиваю: «Каким способом будете решать?» Одна девочка робко произносит: «Бабушкиным…»  Сначала не могу понять – что это за способ такой? Потом вспоминаю,  и самой становится смешно: «Я же Юдачёву бабушкой назвала!» Это значит – авторским способом,  из учебника.

           По русскому языку упражнения распределены следующим образом: задания обязательные для коллективной работы, задания для работы в парах (значок «тандем»), задания для индивидуальной работы (слово-указатель «по выбору»). В последней группе задания разбираются коллективно, затем я предлагаю детям самим выбрать упражнение, ставлю цель: «Вы можете выбрать то, которое вам кажется легче, где вы уверены в своих силах; либо то, которое кажется труднее, чтобы лучше усвоить материал, в котором вы себя чувствуете неуверенно». Таким образом, также задается и мотивация. Как правило, самым трудным оказывается необходимость сделать выбор. При проверке выясняется, что трудного ничего и не было, а оба упражнения по сути были выполнены каждым ребенком, только одно – устно, а другое – письменно. Очень удобно работать с учебником при обучении изложению или сочинению. Один текст предназначен для фронтальной работы, а другой – для самостоятельной работы хорошо подготовленных детей.

           В учебники включены «сведения из истории» и «старинные задачи» по математике и «путешествие в прошлое» по русскому языку. Эти задания не обязательны, на уроке их можно вообще не затрагивать, если нет на это времени, но в классе всегда находятся дети, которые успевают выполнить обязательные упражнения и жаждущие узнать новое еще. Вот для таких ребят эти задания и необходимы с целью развития у них интереса к предмету, расширения их кругозора и способности к новым способам рассуждений.

             Кроме того, дифференцированную работу можно проводить в специальных коррекционно-развивающих  тетрадях-пособиях «Учимся писать без ошибок» и «Дружим с математикой». Хотя эти тетради не обязательны, но я в своей работе их использую с первого класса, причем дети с удовольствием работают в них. С удовольствием потому, что работает каждый в своем темпе, тетради эти хранятся в классе, в любую свободную минуту ребенок может свою тетрадь взять и поработать, по ним можно также подготовиться к контрольным работам, когда учитель только рекомендует ученику повторить определенную тему, которая была усвоена слабо. В этих тетрадях дети оценивают себя сами, при необходимости отметку может поставить и учитель.

           Дифференцированная работа ведется и на уроках литературного чтения и окружающего мира. Например, задание составить план рассказа учитывает разные возможности детей: можно придумать и записать в тетради заголовки к каждой части рассказа, а можно нарисовать рисунки – это кому что легче и интереснее.


Формы дифференцированного обучения в начальных классах

Формы дифференцированного обучения в начальных классах

УМК «Начальная школа 21 века», где принцип дифференцированного обучения отражен особенно ярко

УМК «Начальная школа 21 века», где принцип дифференцированного обучения отражен особенно ярко

Иногда при объяснении новой темы я даю разные способы решения

Иногда при объяснении новой темы я даю разные способы решения

Вот для таких ребят эти задания и необходимы с целью развития у них интереса к предмету, расширения их кругозора и способности к новым способам рассуждений

Вот для таких ребят эти задания и необходимы с целью развития у них интереса к предмету, расширения их кругозора и способности к новым способам рассуждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2023