Формы и методы проверок домашнего задания на уроках родных языков
Хужиахметов И.Х., учитель башкирского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8»
Одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. От способов и приёмов проверки домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
Контролировать усвоение изучаемого материала необходимо с проверки выполнения домашних заданий.
Необходимо помнить о том, что домашнее задание важный этап учебной деятельности, которому нужно уделять серьезное внимание.
Каждое домашнее задание должно быть своевременно проверено, иначе оно не имеет смысла.
1. Устный опрос.
Наиболее распространённым методом контроля является устный опрос, который может быть фронтальным, индивидуальным, комбинированным. Практически на каждом уроке можно использовать фронтальный опрос. Достоинство этого метода в том, что можно в активную деятельность вовлечь большую часть класса. При этом вопросы и ответы имеют лаконичную форму. Как правило, это формулировки теорем, определений, формулы. Прибегнув к фронтальному опросу, можно быстро проверить теоретические знания учащихся, определить готовность класса к изучению новой темы. Фронтальный опрос целесообразно проводить в начале урока.
Фронтальный опрос можно проводить в форме разминки, устного опроса знания определений и т.д.
Практически оправданным является устная «работа в парах». Учащиеся в парах делятся на «учеников» и «учителей». Вопрос всему классу задаю я сам. Затем «учителя» заслушивают ответы «учеников» и оценивают, выставляя знаки «+» - верно, « - » - не верно, «*» - неточно.
Цель такого опроса – формировать навыки говорения, умения слушать, умения оценивать. В ходе такого опроса идёт подготовка к восприятию нового материала.
2. Письменный опрос.
Одним из важнейших методов контроля является письменный опрос. Письменные работы могут быть кратковременные (7-15 мин.) и более длительные. Данный метод даёт возможность определить уровень подготовки учащихся на всех этапах изучения темы, позволяет определить направления индивидуальной работы. Письменные работы могут быть по содержанию и по форме самыми разнообразными: диктанты, ответы на вопросы.
После оценивания письменной работы необходимо провести анализ результатов, выявить типичные ошибки для дальнейшей работы.
3. Самопроверка
Учащиеся записывают по памяти, выученный дома материал, затем сами проверяют по учебнику. Такая форма работы формирует внимание, орфографическую зоркость. Но этот вид проверки домашнего задания мало эффективен.
4. Взаимопроверка
Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. При взаимопроверке учащимся необходимо представить образец проверяемого задания.
5. Выборочный контроль
Учитель выбирает сам кого из учащихся необходимо прослушать или проверить выполнение письменного задания.
Такая работа может быть организована по-разному. Учащихся можно пригласить к доске и дать задание по аналогии с домашним. Можно использовать карточки, другой различный материал.
6. Комбинированный, уплотнённый опрос.
При таком виде опроса обычно письменный опрос сочетается с устным опросом. Пока одни работают у доски по карточкам, другие отвечают на вопросы (фронтальный опрос) и наоборот – один отвечает устно, а остальные выполняют работу самостоятельно.
7. Стандартизированный или тестовый контроль.
Этот вид контроля даёт возможность при незначительном затрате времени проверить большой объём материала. Задания тестов позволяют быстро и эффективно оценить правильность выполнения задания в течение одного урока. Время, отводимое на проведение теста, определяется учителем в зависимости от объема теста и от состава класса. Большинство тестов составлены так, что вероятность угадывания ответа невелика. Важно, что при проведении теста есть возможность быстрой отработки допущенных ошибок.
На заметку учителю
Выполнение домашнего задания будет результативным, если:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.